Техника креативности "Симпосион"

Человек является человеком (а не курицей, например) только потому, что он подчинил себя набору (порой, жёстких) ритуалов. Одним из таких древних ритуалов является совместная трапеза. В нашем сегодняшнем мире она давно уже выродилась в...пошлый банкет. Пришла пора вспомнить её истинную сакральную функцию.
Знаете ли, трапеза, подчинённая жесткому регламенту, ритуалу, имела под собой цель - вызвать вдохновение, контакт с Божественным. Начиналась она всегда «возлияниями богам». Первое вино не выпивалось, а выливалось на жертвенник. Таким образом, боги становились соучастниками трапезы, которая и давалась в их честь. Боги, герои, духи дома и рода - лары и пенаты, все они незримо витали над столом, за которым возлежали мужи, собравшиеся на симпосион.
Симпосион - это традиция средиземноморской, а шире - вообще, южной, культуры. Отдалённое представление о том, что это такое, может дать нам воспоминание о традиционном грузинском застолье. Пересмотрите замечательный фильм Георгия Данелии «Мой дядя Бенджамен».
Виноградную косточку в тёплую землю зарою.
И лозу поцелую и спелые гроздья сорву.
И друзей созову, на любовь своё сердце настрою.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
Что характерно, так это последний, самый сакральный и таинственный куплет этой известной песни:
И когда заклубится закат, по углам залетая,
Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву
Белый буйвол, и синий орел, и форель золотая.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
Перед взором героя Окуджавы проплывают христианские символы! Перед взорами древнегреческих мужей проплывали их олимпийские боги, откликнувшиеся на призыв.
С давних пор известно, что трапеза, устроенная в своём доме и устроенная по всем правилам, является воплощённой в материю еды и питья «жертвой-просьбой» к богам - дать ответ на вопрос, вразумить, просветить...
Этот древний архетип трапезы продолжила христианская Тайная Вечеря - трапеза Иисуса с его двенадцатью апостолами.
Это же понимание трапезы как прямого обращения к богам легло в основу христианского таинства причастия (эвхаристии). Хлеб и вино - суть тело и кровь принесённого в жертву бога. Поедая его, люди становятся сами частью бога. Он входит в них через пищу. Он сам превращается в пищу в таинственный момент общей трапезы.
О культурных предпосылках этой техники можно говорить много и долго. Но суть такая: прежде чем получить ответ на вопрос, выставляется угощение.
Главное здесь соблюсти архаическую традицию:
- приготовить и накрыть стол своими руками (ресторан и официанты, вызванные на выездное обслуживание не подойдут!)
- позвать своих друзей и единомышленников
- не забыть пригласить к столу «случайных» незнакомцев
- Тщательно смаковать каждый кусок пищи, относясь к нему как к части священной жертвы
- произносить правильные тосты, поминая ушедших, призывая их себе как бы на помощь
- «смешивать с вино с водой в равной пропорции», чтобы не пить, «как варвары», то есть не превратить симпосион в пирушку, в вакханалию.
- Говорить за столом о высоком.
Давно ли Вы так ели? А попробуйте. Это один из самых старинных способов решать креативные задачи путём привлечения на свою сторону высших сил.