Техники креативности

Техника креативности "Сам себе бизнес-тренер" или "Шесть шляп мышления 2.0"

Техника креативности "Сам себе бизнес-тренер" или "Шесть шляп мышления 2.0"

Что делать, когда под рукой нет креативной команды? Модифицируем всемирно известную техники креативности “Шесть шляп мышления” так, чтобы придумывать новые идеи можно было в одиночку.

В начале 1980-х годов прошлого столетия Эдвард де Боно придумал креативную технику «Шесть шляп мышления». Это одна из самых распространённых и любимых на Западе техник брейнсторминга. Одна беда — для выполнения этой техники нужно действительно шесть человек. А что делать, когда ты один?

Эту классную технику можно ещё провернуть в одиночку — взяв себе в компанию креативную команду из колоды «1000 идей» (если вам нужны конкретные предложения). Вместо офисных сотрудников идеи вам будут подкидывать психологические карты. Как вам такая перспектива? Если вас такая перспектива — скорее радует, чем огорчает, то читаем дальше.


В чем смысл упражнения

Шесть шляп представляют собой шесть способов (шесть направлений) мышления. Иными словами: шесть абсолютно разных и дополняющих друг друга точек зрения. Вам нужно лишь поочередно примерить на себя эти шляпы (образы мышления) и говорить от их лица.

Перед тем, как преступать к упражнению, сформулируйте вопрос-проблему, то есть то, ради чего вы собираете ваши карты на мозговой штурм. Это упражнение очень подходит для тех ситуаций, когда «вообще ничего не ясно», ни в жизни, ни в бизнесе. Карты здесь копируют настоящий брейнсторминг с живыми сотрудниками. У каждого — своё мнение и все перекрикивают друг друга. Спорят и высказывают противоречивые точки зрения. А вы (ведущий) сидите и наблюдаете за этим гамом и делаете свои выводы, прислушиваясь к тому, кто вам больше нравится. Вот увидите, в этом раскладе карты будут вести себя как люди...

Как выполнять упражнение

Возьмите в руки колоду “1000 идей”, перемешайте карты на столе, и вытяните последовательно шесть случайных карт, держа в уме шесть позиций, которые эти карты будут символизировать. Можете сделать подсказки на бумажечках, чтобы не забыть, где какая шляпа.

Шесть позиций, на которые кладут карты:

  1. Белая шляпа. Шляпа-зануда. Карта олицетворяет образ человека, который отвечает вам на сформулированную проблему строго по существу. У этой шляпы - трезвое мышление. Она излагает лишь факты и цифры. Констатирует. Словом, показывает вашу текущую ситуацию.

  2. Красная шляпа. Шляпа эмоций. Карта, которая несет эмоции, интуитивные прозрения. Она рубит правду-матку, выражается образно, но по сути. Своим выступлением она как бы дополняет сухой отчет первой карты каким-нибудь странным вывертом и всегда попадает в точку. Дает совет, что делать.

  3. Черная шляпа. Шляпа-пессимист. Эта карта напугает вас самым худшим, до чего вы можете “допрыгаться”, если все будет идти так, как оно сейчас, без каких-либо попыток что-то поменять. Сгущая краски, однако, не забывайте и о весомой аргументации.

  4. Желтая шляпа. Шляпа-оптимист. Карта, призванная вас обнадежить. Опитимист рассказывает вам, что хорошего в вашем состоянии, дает толчок для позитивного рефрейминга ситуации. Это образ человека, который может заряжать всех своим оптимизмом.

  5. Зеленая шляпа. Шляпа-шут. Этот шут дразнит нас, будирует, провоцирует, то есть «учит плохому». Заставляет попробовать свои силы в самых безумных авантюрах. Подсказывает выход — самый неожиданный выход. Издевается. Бросает вызов. Манит в страну Безумия. Пытается вытащить из зоны комфорта. Убивает ум, подобно дзенскому Учителю. Даёт совет, который мы заведомо не можем выполнить и потешается над нами. А мы возьмём и выполним. Потому что это самая сильная и мудрая карта во всем раскладе... Гурджиевская карта...

  6. Синяя шляпа. Шляпа-организатор. Хозяин всей этой шайки. Атаман разбойников, князь, король, председатель собрания.  Он встаёт и все умолкают. Он здесь самый старый и мудрый. Он имеет власть. То, что он скажет, будет итогом. Резюме. Окончательным словом. Одним веским афоризмом эта карта способна подытожить все вами сказанное.

Обратите внимание на то, что шесть представленных карт-шляп заметно распадаются на три весёлых парочки.

  1. Первая парочка. «Зануда и приколист». Они расскажут вам о вашем настоящем. О том, к чему вы пришли на данный момент.

  2. Вторая парочка. «Пессимист и оптимист». Пессимист расскажет вам о вашем будущем — что самое худшее может произойти. Оптимист (по методу рефрейминга) скажет, что всё не так уж страшно, если посмотреть на это повнимательней. Или вообще нарисует другую картину — как будут развиваться события, если всё сложится хорошо.

  3. Третья парочка. «Король и шут». Точнее, шут и король — по порядку. Оба они подытоживают. Делают вывод. Но каждый по-своему.

Как заставить шляпы говорить

Последовательно вынимая карты, вы должны заставить говорить каждый образ. Примерить на себя маску другого человека и мыслить как он довольно трудно, поэтому в роли подсказок для вас и будут выступать карты “1000 идей”.

Важный совет. Постарайтесь говорить свободно, не надо обдумывать каждое слово. Глядя на карту очередной шляпы, вы должны ухватываться за любые ассоциации, которые вы увидите на ней.  На слова вас может навести заголовок карты, картинка, текст - не важно. Помните о том, что все это игра - никто не требует от вас с документальной точностью воспроизводить образ мыслей всех этих людей. Фишка упражнения как раз и состоит в том, что новые идеи вы вытягиваете из самого себя, из своих субличностей, с которыми нужно говорить на чистоту. Поэтому не бойтесь сказать лишнего, сморозить глупость, а бойтесь ее не сказать. Возможно, именно в этой глупости и кроется правильный ответ.

06.06.2019

Другие статьи по вашей теме: