Техники креативности

Техника креативности "Как можно мельче"

Техника креативности "Как можно мельче"

Всё, что кажется вам неподъёмным, нерешаемым и удручающим, зачастую решается очень просто и не стоит ваших нервов. Как? Методом "дробления" и "нарезки" глобальной псевдопроблемы на мелкие проблемки.

Типичный диалог:

Муж (из кухни): Тебе лук резать дольками или кубиками?

Жена: (не отрываясь от телевизора): Как можно мельче!

Да..., кому охота нарезать репчатый лук мелкими кубиками?! Тут уж на дольки бы кое-как покромсать! Эту особенность человека (нелюбовь к тщательной нарезке лука) бизнес-тренеры превратили в метафору, родившую целую креативную технику. Но и они непреклонны, прямо как «Жена» из диалога. Тренеры говорят в один голос: анализируя проблемы своего бизнеса, нарезайте их как можно мельче - самыми мелкими кубиками.

Как язвительно спросил один «Муж»: «А протоны с нейтронами тоже разъединять?» Протоны с нейтронами разъединять не нужно... Видите ли, недостаточно сформулировать наличествующие проблемы. Каждую проблему нужно затем разбить на под-проблемы: то есть, детально проанализировать, путём бесконечной подстановки вопроса «А почему так?». «А что мы можем сделать, чтобы было по-другому?» «А чем мы можем это заменить?»

Процесс "нарезки" проблемы утомляет, причём не физически, а, скорее, морально. От раздражения начинают течь слёзы. Никто не хочет смотреть правде в лицо. Но это - единственный способ докопаться до истинных причин проблем, возникших в бизнесе. А как же вы будете думать о путях изменения или улучшения чего бы то ни было, если вы не знаете, что нужно изменять, а что улучшать?

Предположим, у вас низкие продажи. Вы формулируете это как проблему: «У нас низкие продажи!». Но это ещё не проблема... Её (сырую) нужно измельчить с помощью волшебного ножа-анализа: нарезать ломтиками, а затем, каждый ломтик - кубиками.

У нас низкие продажи, потому что:

  • а) у нас плохо поставлена реклама

  • б) наш магазин находится в невыгодном месте

Это - большие ломтики. А теперь пошли кубики.

(А) У нас плохо поставлена реклама потому что:

  1. Шеф не знает, сколько существует способов рекламы и не применяет их все.
  2. У нас плохо работает рекламщик.

Каждый кубик нужно нарезать ещё и ещё, пока вы не доберётесь до самой сути дела. До атомарного факта, до ИСТИННОЙ проблемы. Решая её, вы действительно будете иметь сдвиги в позитивном направлении. И как правило, решать её - просто. Но если вы будете решать крупные «псевдопроблемы», то решать вы их будете всю жизнь, и эта суета не принесёт проку компании.

Итак: ваша задача - свести крупную и плохо продуманную «головную боль» к точечным, дискретным проблемкам. Не застревайте, однако, на глобальных камнях преткновения... Может быть и так, что вы договорились до следующего: «наш начальник - дурак». И всё. И ваш волшебный нож сломался, затупился об этот камень. Но не позволяйте ножу сломаться! А как? Внимание!

Предположим, у вас такая распространённая проблема: «В госдуме провели отвратительный закон, и теперь весь груз застрял на таможне». Такие камни нужно - дробить. На что? На мелкие камешки, каждый из которых будет настолько мелок, что его можно будет разгрызть даже зубами ребёнка... Ну, по крайней мере, вашими зубами без ущерба для них - точно. Итак: большие камни преткновения мы превращаем в мелкие пошаговые задачи доступные для решения. Каждая такая задача должна занимать один рабочий день, одну рабочую неделю.... Неважно, главное, чтобы у неё были чёткие сроки исполнения и можно было потребовать отчёт о её исполнении с себя или членов своей команды.

Проблемы с таможней?

  • а) Позвонить Иванову
  • б) позвонить Петрову
  • в) позвонить Сидорову
  • г) отчитаться о результате

Дробите глобальные и неподъёмные сложности на «задачки одного дня». Используйте принцип предельного дробления и тогда вы увидите: всё, что казалось вам неподъёмным, нерешаемым и удручающим, решается зачастую очень просто и вообще не стоит ваших нервов.

18.03.2010

Другие статьи по вашей теме: