Техника креативности "Стартап": тотальный апгрейд бизнеса за полчаса
Иногда, чтобы двигаться дальше, нужно посмотреть на все происходящее свежим взглядом. Но сказать и сделать - вещи разные. Какие методы помогут развеять муть и найти новые направления бизнеса?
Среди гениальных высказываний Эйнштейна есть такая фраза: “Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла”. Все мы, сталкиваясь с новыми вызовами, в первую очередь должны преодолеть ограниченность собственных взглядов.
Выйти за границы проблемы можно разными способами. Кто-то пытается найти полезную информацию в сети, кто-то ищет совета у профи, кто-то посещает тренинги. При этом, большинство людей считает, что чем серьезнее задача, тем серьезнее нужно подходить к поиску ее решения. Что сил, средств и времени должно быть затрачено пропорционально важности задачи. Не в бирюльки ведь играем, в конце-то концов!
Лучший способ совершать ошибки
В чем главная ошибка серьезного и рационального подхода к решению задач? В том, что она не позволяет, хотя бы чуточку - играть. Как сказал известный нидерландский философ, историк и исследователь культуры Йохан Хёйзинг, игра - это понятие более высокого порядка, нежели понятие серьезного. Если серьезность стремится исключить игру, то игра - наоборот, с легкостью включает в себя серьезность.
В чем смысл: если вы переведете свою серьезную тяжеловесную задачу на более легкий уровень, уровень игры, то вы сможете работать с ней совершенно иначе. В реальности у вас нет права на ошибку, а в игре - пожалуйста, сколько угодно. В реальности вы сосредотачиваетесь на результате, а в игре видите и проживаете процесс. Наконец, в реальности вы бесконечно обдумываете, находитесь в неподвижном состоянии, а в игре - вы действуете и рискуете.
Техника креативности под названием “Стартап” предназначена как раз для того, чтобы перевести решение серьезных задач на игровой уровень. Проходит она в формате настольной игры, играть в которую можно как с компанией единомышленников или с рабочим коллективом, так и самостоятельно. Суть игры в том, чтобы придумать решение конкретной бизнес-задачи (вашей собственной, из жизни) или даже создать с нуля идею бизнеса. Игровое поле представляет собой набор карточек с небанальными подсказками, пройдя которые, вы полностью рассматриваете вашу задачу с шести разных сторон.
Как проходит игра “Стартап”
-
Отталкиваетесь от своего запроса. Задача первого этапа - точно сформулировать свой запрос. Таким запросом может быть что угодно, это полностью зависит от игроков. Например, создать промоакцию нового шампуня или повысить посещаемость салона красоты. Если же задача имеет слабо выраженную конкретику, например, состоит в том, чтобы придумать идею бизнеса с нуля, то процесс начинается несколько иначе. В таком случае выводятся наиболее интересные сферы деятельности, которые берутся из бессознательного. В основу выбора направления будущего бизнеса ложатся потребности души, склонности, имеющиеся навыки. Именно с этим багажом начинается основной этап игры.
-
Проходите все стадии развития идеи. В процессе игры участник или участники должны пройти 6 стадий превращения задачи или выбранного направления в полноценную бизнес-идею. Для этого они дают ответы на 36 вопросов, с разной точки зрения раскрывающих стратегию достижения задачи. Эти вопросы касаются основных сторон задачи: формирования концепции товара/услуги, определения целевой аудитории, мест и способов контакта с нею, создания рекламной кампании, легкого выхода на рынок и последующего масштабирования идеи.
-
Пользуйтесь подсказками. Ответ на любой вопрос участник находит с помощью вспомогательных карточек “1000 идей”. Авторы игры, в числе которых фигурируют психологи, предприниматели и маркетологи, сделали так, чтобы каждый шаг игрока давал ему целый поток ассоциаций. Каждая карточка содержит сразу по 7 уникальных стимулов-подсказок для создания идей: повелительный заголовок, метафорическую картинку, текстовое описание стратегии, которая раскрывает смысл заголовка, советы и приемы по практическому воплощению этой стратегии, а также тренд (пример воплощения стратегии в современном мире) и отсылку к технике креативности. Согласитесь, вряд ли в обычной ситуации вы додумаетесь рассматривать свою задачу с позиции провокатора или моралиста, иностранца или народного умельца, любителя досконально следовать инструкциям и законам или безумца, воплощающего хаос. Взглянуть на одну и ту же задачу вы сможете под 156 углами, а всего игровое поле имеет 1092 крючка для вашей фантазии!
-
Выстраиваете план действий начиная с сегодня. Процесс выстраивания идеи завершается составлением плана действий. Последний вопрос звучит так: "Что я могу сделать уже сегодня?". Обычно к этому моменту все участники завершают игру с горящими глазами и уже к вечеру начинают делать свои первые шаги к мечте.
Что в итоге
Прохождение игры отнимет у вас максимум час-полтора, а если правила вам уже известны, может занять всего полчаса. За это время вы сможете не только придумать новую идею бизнеса или рекламы, но и глобально ее обдумать, понять, каким образом она воплощается. Только пройдя процесс воплощения идеи в игровом варианте, вы сможете понять, куда прикладывать силы в реальности, чему следует уделить наибольшее внимание, а чего опасаться не стоит.
Интересно то, что в 20% случаев участники неожиданно для себя приходят к тому, что изначальная цель была сформулирована ими неправильно. И хотят они, на самом-то деле, совершенно другого. В этом еще одна полезная функция игры - она позволяет глубже осознать истинную цель.
В игру “Стартап” можно играть сколько угодно раз, меня стартовые запросы. Метод удобен для сравнения идей, позволяя глубже понять различия, казалось бы, равнопорядковых вариантов. Удобно и то, что эта техника креативности не нуждается в обязательном присутствии других игроков. Если необходимо создать личный проект, то можно легко работать самостоятельно.
Узнать подробнее об игре “Стартап” и записаться на игру в своем городе можно здесь.