Техника креативности "Хоррор"
Страх - сильнейшая из эмоций. Пожалуй, нет лучшего материала для генерации действительно стоящих идей, чем ужасы, пережитые на собственном опыте. Как использовать свои страхи в креативных целях?
«На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ» - написал как-то Николай Гумилёв. Хорор - эта креативная техника, строго говоря, может выступать как разновидность техники «Пунктики», однако она обладает особенностью, которая делает её уникальной, не позволяя смешивать ни с чем другим. Особенность эта в том, что используя "Хоррор" искать нужно не на поверхности, а на самом дне человеческой психики, в тайниках. Там где прячется юнговский архетип Тень.
То что, сегодня голливудские продюсеры договорились между собой называть словом "хоррор" - это одна из самых богатых сокровищниц креативных идей и живого творческого импульса. С чем бы вы не захотели выйти на рынок к массовому потребителю, всегда имейте в виду, что самые сильные эмоции у человека связаны не с приятным, а с ужасным, пугающим. Возможно, вам выгоднее идти туда, где "мигает лампочка", где накал эмоций (подавленных или нескрываемых) максимально высок. А это, как правило, и есть хоррор.
Один поэт написал очень точные строчки об этом:
"Любят похороны у нас
Детвора и чиновничий класс.
Как Вы любите слушать рассказ,
Как Гоголя хоронили".
Человек всегда будет тянуться к страшному, как бы его не боялся, как бы ни давал себе зарок не обращать внимания на подобные штуки. Вспомните сказку про таинственную комнату в замке Синей Бороды. Сколько ни предупреждай молодую жену, что заходить в эту комнату не следует, и сколько бы перед ней ни было богато украшенных комнат и зал, она всё равно потащится ночью в каморку под номером 101 и привычно, радостно завизжит, увидев в ней окровавленных предыдущих жён вспыльчивого феодала.
Где живет самый страшный хоррор
Однако есть хоррор синтетический, дешёвый, а есть изысканный, рассчитанный точно, как удар стилета в прореху доспеха. Если вы начнёте ориентироваться на рынок (что и почём там продают), во всем спрашивать совета у надутых от важности маркетологов, то, боюсь, вы рискуете познать только самый дешёвый хоррор. Кого ж любить? Кому же верить? Кто не не изменит нам один?
Да не надо никого и спрашивать. Спросите себя. Вы же тоже человек, и ничто человеческое вам не чуждо. Вы, как и все прочие люди, связаны, напрямую подключены к архивам коллективного бессознательного и оттуда к вам приходят кошмары и страхи. Вы - это не существо в вакууме, изолированное от всего мира.
Свой образ - всегда самый свежий. Свой сон - всегда самый понятный. Всё то, что расскажут вам другие, будет только бледной копией, игрой в испорченный телефон. Поэтому ищите вдохновения у себя самих. Это будет самый чистый, самый искренний и незамутнённый источник. Это будет сырой материал наивысшего качества. И из собственных снов и видений, ужасов и преследующих с детства легенд вы будете лепить своё произведение, свой товар.
Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Я ПИШУ только для себя. Я ПУБЛИКУЮ - только для денег». Не бойтесь того, что вытащенный из себя страх будет никому не интересен, кроме вас самих и, может быть, вашего психотерапевта. Это не так! Думать так - грубое заблуждение, которое привело к разорению не один, а десятки и сотни проектов. Создавать товар, проект или направление всегда нужно:
- для себя,
- из себя,
- в согласии с собой.
Тогда продукт получается самого высокого качества и все жаждут его купить, потому что чувствуют его подлинность, эксклюзивность, нештампованность, страшную, неполиткорректную правду. А вот когда товар делается из желания «угодить целевой аудитории», он всегда получается слабым, неискренним, и публика чувствует, что это товар «второго сорта». Она его тоже покупает - из привычки к бессмысленному шоппингу, но с меньшей охотой и за меньшую цену.
Не смотрите на "анализы рынка", не вдохновляйтесь чужим вдохновением. У вас самих достаточно тем для развития темы «Хоррор». А если - нет, то, значит, просто вам это и не нужно. Тогда - рисуем «карамельно-розовых фей» и «забавных котят». Это тоже имеет свою благодарную потребительскую аудиторию, которая тоже вполне платёжеспособна.
Как вытащить из себя хоррор
-
Упражнение первое. Уделите себе два часа свободного времени. Вспомните все кошмарные сны, которые снились вам с тех пор, как вы себя помните. Попытайтесь перенести их на бумагу в качестве связных историй. К каждому сну попытайтесь дать свои собственные комментарии - почему вас испугали именно эти детали сна? Что вы сами думаете об этом?
-
Упражнение второе. В тот же день попытайтесь вспомнить все страшные сны, которые вам когда-то рассказывали ваши знакомые, то есть, не ваши сны. Изложите их так же, как и в первом упражнении - на бумаге. Задайте себе вопрос: «Испытываете ли вы тот же страх, что и ваш знакомый, которому эти сны приснились?» Если да - то добавьте элементы Ужаса из чужих снов в свою «коллекцию хоррора». Если ваш ответ - нет, то подумайте и запишите свои соображения: почему то, что вызвало кошмар у вашего знакомого, не производит сильного впечатления на вас? С чем по-вашему связана такая разница в восприятии?
-
Упражнение третье. На следующий день (или на следующей неделе, но лучше не откладывать в долгий ящик) вспомните и запишите все самые страшные (иррациональные или просто на грани выживания) истории, которые произошли с вами в вашей реальной жизни, а не во сне. Здесь имеется в виду не такие «страшные» истории, как потеря паспорта и всех документов или развод. Имеются в виду те события, которые вызывают сильный иррациональный ужас, не сравнимый с неприятностями, даже очень сильными. Проанализируйте, что именно заставило вас испытывать этот страх?
-
Упражнение четвёртое. Проделайте всё то же самое, что описано в упражнении третьем, только с историями, которые рассказали вам ваши друзья и которые произошли с ними. Если нет таких историй, то вспомните то, о чём когда-то читали или видели в телепередаче. Проанализируйте, что испугало бы и вас самих. А теперь проанализируйте те истории, которые преподносились как кромешно страшные, но не произвели на вас подобного впечатления. Задайте себе вопрос: почему одни истории вызывают у вас ужас, а другие вас не трогают. Запишите полученные соображения в тетрадь.
-
Упражнение пятое. В течение месяца записывайте приснившиеся вам сны и отмечайте все неприятные, негативные их элементы. Для того, чтобы не погрузиться с головой в чистый негатив, записывайте отдельного цвета ручкой все позитивные элементы ваших сновидений. Положите тетрадь у изголовья, потому что сны забываются через несколько минут после пробуждения и их нужно записывать сразу.
Формулируем суть продукта
Что теперь? Теперь все накопленное сырье нужно превратить в готовый продукт.
-
Суммируйте полученный материал. Попытайтесь самостоятельно сделать вывод - какие повторяющиеся темы, тренды и, главное, почему - вызывают ваш устойчивый ужас? А какие темы, которые вызывают ужас у других людей, наоборот, вызывают у вас только скуку? Почему?
-
Можно ли сказать резюме всей проделанной работы одной фразой, одним слоганом? Или это будет один короткий абзац? Напишите это крупными буквами. Не похоже ли это на заголовок? На название творческого продукта? На рецензию?
Проделанная работа - и есть самый подробный, самый адекватный и самый полезный вам анализ потребительского рынка. Теперь, зная о механизме страха ВСЁ и даже больше, имея в своей голове и в своей тетради сотни тем, образов и сюжетов, вы можете смело выпускать свой продукт, связанный со стилем хоррор. Что это будет: коллекция маек с «готичными» рисунками, бижутерия в этом же стиле, или необычный дизайн интерьера - решать вам. Из материалов подсознания можно сделать всё - и это «всё» будет продаваться.
Главное, что, поняв механизм своего и чужих страхов, вы будете знать и пути исцеления от них, поэтому вместе с «хоррором» вы сможете продавать и противоядие для тех, кто хочет не столько страха, сколько исцеления от него.