Тренд на ноунейм. Почему иметь собственный бренд не всегда хорошо
Бренды и торговые марки все больше начинают бесить обывателя. Реклама стала всеобщим раздражителем, а отказываться от нее иногда пробуют даже сами предприниматели.
Бизнес-тренд ноунейм (noname) - это волна стихийного движения против брендов и брендомании. Многим покупателям уже очень надоело вместо слов “юбка”, “очки”, “туфли” “плащ”, “сумка” необходимо употреблять имена брендов. Тем более, что бренды-то эти зачастую – поддельные. Клиент больше не хочет переплачивать за стандартный искусственный сок, чтобы профинансировать “бренд”, который родился вчера и вряд ли доживет до послезавтра. Именно поэтому всё чаще в крупных сетевых супермаркетах мы видим бакалейные товары, как то: консервированные овощи, соки, крупы, сахар, сок, вафельные тортики и прочая прочая – подписанные логотипом этого супермаркета. Это и есть “Ноу-нейм” в чистом виде: не спрашивай “От кого” эта гречка – это гречка, просто гречка, дружок... Вкушай её с “просто молоком” и в меру посыпай “просто сахаром”. Очень, кстати, полезный десерт, заменяющий ужин.
Антибрендовый супермаркет
Стартап из Сан-Франциско и Миннеаполиса под названием Brandless c июля 2017 года начал онлайн-торговлю товарами массового потребления, которые не имеют ярких упаковок, будоражащих названий и звучных рекламных слоганов. Ритейлер решил построить модель интернет-магазина, которая полностью исключает товары известных брендов. По мнению создателей проекта, если раньше товары покупались исключительно ради их использования, то сегодня покупатели одурманены их “одежкой” и легко ведутся на удочку хитрых маркетологов. В итоге о любом товаре может сложится ошибочное мнение еще до того, как его приобрели. Эту тенденцию и хотят переломить энтузиасты из Сан-Франциско.
Стартовый ассортимент магазина составил 115 товарных позиций. Своим покупателям Brandless предлагает продукты питания, чистящие средства и косметику, которые дают лишь “голый функционал”. Стоимость на все товары фиксированная и составляет 3 американских доллара. Слоган интернет магазина гласит: “Одна большая миссия. Одна маленькая цена 3$. Кто говорит, что лучшее должно стоить больше?”
В Brandless утверждают, что по вине брендов покупатели переплачивают около 40% за продукты сопоставимого качества и 370% за товары для красоты. При этом несмотря на фиксированную цену в 3 доллара, в целом товары от антибрендового магазина стоят дороже, чем конкурирующая продукция крупных брендов. В компании рассчитывают, что предложение “все по одной цене” поспособствует волнообразному спросу. Примеры тому уже были - в частности, у сервиса Dollar Shave Club, специализированного на продажах бритвенных станков по подписке за $3, $6 или $9 в месяц, который ощутимо всколыхнул рынок.
Создатели проекта подчеркивают, что их продукты не содержат генномодифицированных организмов, что они натуральны, не имеют в составе глютена и сахара. Магазин также исключил более 400 вредных ингредиентов в своих продуктах красоты, включая парабены, которые используется в качестве консервантов, и фталаты, используемые для придания мягкости и эластичности. Ассортимент женской гигиены не содержит отдушек, красителей и хлора. С каждой продажи Brandless жертвует средства на финансирование организации по оказанию помощи голодающим Feeding America. Feeding America - это третья по величине благотворительная организация в США, которая является общенациональной сетью, состоящей из более чем 200 продовольственных банков, которые включают различные приюты, склады, столовые и кухни.
Проект Brandless был начат в 2014 году Идо Леффлером и Тиной Шарки, бывшим гендиректором консалтинговой компании Sherpa Foundry. До запуска проекта основатели занимались поиском поставщиков полезных для здоровья продуктов. Известно, что заказы, оставленные в интернет-магазине, будут отгружаться из двух распределительных центров в Калифорнии и Индиане. В качестве методов продвижения Brandless также собирается отойти от привычных шаблонов и не обращаться, например, к рекламе на телевидении. Основной упор планируется сделать на продвижении в социальных сетях и раздаче бесплатных образцов продукции. В перспективе супермаркет планирует удвоить ассортимент, а затем расширить ценовую линейку товаров.
Покупка вина вслепую
Винный интернет-магазин в Калифорнии Winecrasher придумал достаточно оригинальную для рынка алкоголя схему продаж.
Магазин решил, во-первых, помочь самим виноделам. Теперь им не нужно вкладывать огромные деньги на рекламу своего бренда, тем самым увеличивая стоимость бутылки вина для покупателей. Для виноделов реклама - это вообще больная тема. В большинстве своем клиент пьет дорогое вино не потому, что оно вкусное, а потому что его долго раскручивали.
Представители интернет-магазина Winecrasher и сами виноделы считают, что это неправильно. Они бы и рады продавать вино дешевле, но если уж смета такая?. Вот интернет-магазин и придумал продавать анонимное вино без марочных этикеток-брендов. В результате винодел продаёт стоимость вина и полностью отбивает свои деньги, а покупатель счастлив — меньше бутылка стоит. Единственный, кто в этой схеме не счастлив – это рекламист, его без работы тут оставили, но на него всем как-то все равно.
Вторая же польза, которую приносит магазин вина Winecrasher вот какая: воспитание культуры потребления вина у конечного потребителя. Ведь на этом вине все же что-то пишут и пишут довольно много. Пишут крепость, сухое или полусладкое, сорт винограда или смесь сортов, год урожая, географический район, описание вкуса, отзыв независимого эксперта и рейтинг.
Для русского читателя может быть не совсем ясна суть этой бизнес-идеи, потому что многие потребители не испорчены философией бренда, а в первую очередь смотрят не на имя, а на те самые описания: “Алиготе или Шардоне? Саперави или Ркацители?” Американский же винный магазин только приучает потребителя думать в этом ключе.
Лекарства без названия
Традиционно все лекарственные препараты выпускаются в блистерах или бутылочках и, как правило, имеют три названия: полное химическое название, которое обычно указывается только во вкладышах к лекарствам международное непатентованное название (МНН), которое употребляется врачами и торговое (коммерческое) название, которое у каждой фирмы-производителя свое. Именно фирменное название быстрее всего запоминается потребителем и именно оно указывается в рекламе.
Одна фармакологическая компания решила нарушить заведенный порядок и выпустить свои препараты в новой оригинальной упаковке без названия. Точнее, название все-таки есть, но оно скорее служат маркерами, по которым можно ориентироваться. Набор лекарств в новой упаковке называется The Help, I Have Problems Kit - “Помоги, у меня проблема”. Этот набор содержит шесть препаратов, которые легко справятся с самыми распространенными проблемами: головной болью, другой болью, бессонницей, аллергией, порезами, волдырями. Эти шесть упаковок с лекарствами так и называются: “Помоги, у меня болит голова”, “Помоги, я порезался”, “Помоги, у меня волдырь”, “Помоги, я не могу спать”, “Помоги, у меня аллергия”, “Помоги у меня все болит”. Названия предельно простые и точные, исключают возможность ошибочного диагноза или приема не того лекарства.
По мнению представителей компании, такие лекарства без названий или напротив с предельно ясными названиями - оптимальный вариант для офисов, путешествий, а также пожилых людей или людей, которые не хотят тратить много времени на поиск нужного лекарства.