Тренд: Смерть как часть жизни

27.08.2012

У нас, современных европейцев, тему смерти давно уже принято скромно и стыдливо замалчивать. Однако, были и существуют культуры, впустившие тему смерти — в свой дискурс Жизни.

Таковы все традиционные культуры. В некоторых деревнях на краю света старики до сих пор хвастаются друг перед дружкой гробами и саванами, припасёнными «на смерть». Таковы многие культуры буддийской и ламаистской Азии , таковы отчасти и сегодняшние культуры христианские — особенно католические и протестантские, но только в тех странах или общинах, где эти религии ещё сильны и не «поражены» реформизмом, оставляющим от религии лишь её оболочку.

Там, где дети всё ещё по старинке учат в воскресных школах молитвы и катехизис, там, где вовсю внедряется основная религиозная мысль: «Жизнь на этой земле — временна, главный ответ ты будешь держать на Небесах», там мысль о смерти — мысль будничная и пристойная, сродни мысли о том, как летом подготовиться к зиме.

О смерти там принято рассуждать 1. всерьёз и 2. в шутку. Первое (всерьёз) — для наведения порядка в земных делах, второе (в шутку) — для снятия депрессивной тревожности, в качестве психотерапии. Сама традиция Карнавала (праздника, популярного в католических странах) диктует узаконенную в культуре необходимость — шутить над смертью. Но здесь как и везде: у некоторых людей шутки выходят удачными и остроумными, у некоторых — похожими на их авторов...

Мировой Тренд «помни о смерти» (или «мементо мори») давний, архаический, пришедший к нам из эпохи когда создавались мифы, в которых жизнь смертных и героев зависела от капризной воли богов. Этот бизнес тренд (или миф в другом мыслительном измерении) знал свои «эпохи упадков» — это в основном, все эпохи НТР (научно-технических революций), когда люди волей-неволей (начиная жить веселее и богаче) отшатываются от религиозного восприятия мира и начинают радостно увлекаться достижениями прогресса.

Но сейчас в нашем современном обществе наблюдается как раз обратный ход маятника (усталость от прогресса вкупе с очередными апокалиптическими настроениями — ожиданием конца света), поэтому «метафизика» снова в моде.

Совсем не касается «традиционалистское» отношение к смерти только тех современных обществ, которые долго жили под государственной идеологией атеизма или идей Просвещения, где церковь была полностью или частично отделена от государства и все люди воспитывались в целом как очень «мажорные, светские и не верящие ни во что, кроме себя самих, а также науки и техники».

Вот в таких — секуляризованных культурах сегодня существует в основном два подхода к смерти. На них нужно остановиться поподробнее. Оба эти подхода — очень разные.

На наш взгляд, первый подход — сейчас уже устаревает на глазах, под давлением ряда объективных причин, главная из которых — легкомысленная философская непродуманность, изначально заложенная в самом этом подходе, его очень «детский» и абсолютно неадекватный «Ответ» на такой серьёзнейший экзистенциальный «Вызов», каким является для нас всех — смерть. Итак. Первый поход: в обществе и семье (там, где она ещё сохранилась) смерти боятся, о ней не говорят — просто не говорят — как о чём-то постыдном и неприличном, как о родственнике, позорящем семью. В таких обществах смерть ложится тяжёлым неврозом-фобией на психику целых поколений людей. На вопрос «Так как же нам относиться к факту смерти?» культура отвечает примитивным фрейдовским вытеснением проблемы.

С такими вот — квадратными колёсами телега далеко не укатится...

Второй же подход — наоборот, стремительно формируется на наших глазах в ряде европейских стран, в частности — либеральных Нидерландах, всегда исторически — первых, тестирующих на себе все новые и революционные идеи и социальные практики. (Вспомним, хотя бы, тот факт, что самая первая в мире буржуазная революция произошла именно в Нидерландах!). Мы назвали этот подход «новым», но новизна его, конечно, вещь кажущаяся, он нов — лишь относительно нескольких последних веков европейской культуры. Так, второй тип отношения к смерти базируется на идеях эллинистических философов Греции и Рима, а именно — стоиков и эпикурейцев. Второй подход к смерти уже делает шаг прогресса в мышлении:

  • признаёт её как немаргинальный факт,
  • допускает в «приличное общество»,
  • и даже более того — рассматривает смерть как некую новую ценность.

Если что-то начинает рассматриваться в обществе как «Ценность», сразу ищите — антиценность, которой эта «Ценность» яростно противопоставляется. Таков закон нашей бинарной логики, нашего мышления, существующего в парадигме «друг — враг». Итак, что же противопоставляется сегодня ценности смерти как антиценность? Ну здесь для вдумчивого наблюдателя своременных цивилизационных тенденций нет ничего нового.

Антиценность для современного секуляризованного и атеистического западного инфантильного человека — это болезнь, старость, немощность, горе, страдание, боль, скука, одиночество и отсутствие привычных развлечений. Атеист не хочет мириться с мыслью о том, что все вышеперечисленные вещи суть часть жизни. Поэтому, когда жизнь перестаёт доставлять ему удовольствие, а начинает причинять явственные страдания, он выбирает — смерть. Сознательная, добровольная и абсолютно безболезненная смерть, смерть «под контролем человека», смерть, абсолютно исключающая произвол Природы или каких-то других сил, в которые атеист — разумеется, не верит. Имя этому новому тренду в рамках большого бизнес тренда «Смерть как часть жизни» — эвтаназия. С осторожностью можно уже говорить о зарождении моды на эвтаназию в ряде западных стран.

Итак, в современном нам обществе реализуется несколько тенденций восприятия смерти:

  • древний языческий «карнавальный» смех над смертью,
  • древнее традиционное (уважительное) отношение к таинству смерти как к началу Новой Жизни в ином, вечном мире,
  • протестантское отношение к смерти как к поводу работать быстрее и думать о делах — больше,
  • античное отношение к смерти как к личному выбору свободного человека, не желающего претерпевать страдания.

Давайте рассмотрим некоторые примеры того, как этот вечный и мозаичный мировой тренд реализует себя в сегодняшнем бизнесе.

Альтернативная кремация, превращающая прах усопшего в цветы... Вообще, тема кремации — это сегодня тренд тренда. Из праха усопших делают бриллианты и шары для керлинга, его развевают над домашним газоном, просто хранят в «стенке-хельге» в качестве сувенира. Нам это кажется дикостью, культурам, воспитавшем поколения людей (без перерыва) в описанном выше духе — кажемся дикарями мы.

Послания с того света — этот он-лайн сервис эксплуатирует красивый и грустный образ «света погасшей звезды», который как известно бежит в космосе ещё долго, несмотря на то, что сама звезда уже погасла...

Собственно, так во время войны и приходили некоторым родственникам — запоздалые письма с линии фронта, уже после того, как более шустрая похоронка извещала о том, что весёлый корреспондент — уже полгода как мёртв.

Служба доставки сообщений на тот свет. Всё-таки несмотря на две тысячи лет христианства мы как были, так и остались язычниками образца каменного века — верим в духи умерших предков, анимизм, тотемизм и примитивную деревенскую магию. И если у нас всё ещё принято подкидывать в гробы с чужими покойниками вещички для своих усопших (которыми позабыли снабдить в спешке на похоронах), тона Западе этот обычай превращён (как и многое другое) в бизнес. Правда там передают «с оказией» на тот свет не вещи, а устные сообщения и передают их не с покойником ,а с ещё живым человеком, который, правда, «собирается», вскоре умирать.

Планирование (он-лайн) собственных похорон. Помнится, как герой весёлого фильма Данелии «Мой дядя Бенджамен» планировал свои поминки. Созвал гостей, накрыл щедрый грузинский стол и заставил всех произносить тосты о том, «каким золотым человеком был покойный»... А сам сидел и плакал. Охотников до таких развлечений на свете много (вспомним ещё только одну знаменитую кинематографическую сцену из фильма «Амели», где заглавная героиня лежит на тахте и смотрит по телевизору репортаж оо «собственных похоронах» и опять же — плачет, плачет от умиления по поводу проникновенных речей мера Парижа о кристалльной душе усопшей)

 

Бронирование мест  в раю, на небесах... Собственно, это очень старый вид бизнеса, когда-то им безраздельно владела лишь Католическая церковь, пока Мартин Лютер не отобрал у неё эту монополию, в смысле, отменив сам сервис. Речь шла тогда о торговле небезызвестными «Индульгенциями», бумажками, купив которые покупатель избавлял себя от части совершённых им прегрешений, которые, как известно,не пускают в рай. Лютер доказал, что индульгенция противоречит христианству и индульгенция была отменена. Впрочем, никто так и не смог отменить другой способ церкви зарабатывать на схожем сервисе — на обеднях за души умерших. Опять же, согласно католической вере, души умерших людей помещаются в Чистилище (Purgatory), место, которое находится между раем и адом. Чистилище — это не ад, но душам там живётся не сладко. Небесный огонь выжигает их грехи (отсюда — грешники, «горящие в аду»), пока все грехи не выгорят и душа устремится в рай. Чтобы сократить мучения души в Чистилище, католики придумали заупокойные мессы (обедни). Чтение этих месс о душе умершего грешника якобы помогает грехам выжигаться быстрее, а значит сократит страдания грешника и быстрее направит его в рай...

Вот только сервис, о котором идёт речь, судя по всему не разделяет теологических кредо католической церкви и полагает, что место в раю (сразу в обход Чистилища) можно купить за деньги, без чьих бы то ни было усердных молитв и без участия представителей Церкви. Может так, оно и к лучшему? Монополизм на рынке вещь вредная...

Часы с чёрными надписями вместо часовой и минутной стрелки: часовая представляет собой слово «Помни», а минутная — фразу «Ты умрёшь». Больше на этом лаконичном циферблате нет ничего — даже цифр. Часы, напоминающие о смерти, (несмотря на их экстравагантность) при определённом настроении иногда будет полезно достать из комода и надеть на руку.

©www.1000ideas.ru – портал бизнес идей


Оставьте комментарий
Социальные комментарии Cackle
Идеи бизнеса под ключ: выгодные франшизы
Франшиза The bar XXXX
Франшиза магазина электроинструмента «220 Вольт»
Франшиза "Абсолют"
Франшиза курьерской службы ДАЙМЭКС
Франшиза Ketchup Burgers