Тренды бизнеса и техники креативности с психологическими картами
Поиск Техники креативности Набор для создания идей


Тренд: Урбанизация

Тренд: Урбанизация

Слово «урбанизация» настолько прочно вошло в нашу жизнь (и соответственно, в наш язык), что практически стало «народным словом», по крайней мере — элементом современного городского фольклора.

«Под небом свинцового купола,

В центре бесцветного Урбана,

Дорогой, которая выбрана,

Туда, где встретим последний рассвет»...

Именно «туда, где встретим последний рассвет» (на смерть, на смерть держи равненье, певец и всадник бедный), и именно под ритмы той музыки (под ритмы рэпа — музыки бетонных кварталов, спальных жилых массивов) отправляются в свой квест современные Одиссеи — герои нашего времени.

Усомняться в том, что они герои — глупо. Но и иных героев у нас с вами нет...

Итак, урбанизация. По-разному относится к ней современное общество. А поэтому — разную же тематику (от резко негативной до романтически-воспевающей) выбирает для себя и бизнес, интересующийся этим мировым трендом. Как бы то ни было, но человек своими руками создал новую искусственную стихию — ту самую стихию бетонного города, в котором задыхается и машет руками — маленький человек. И если поэты-романтики прошлого века помещали своих героев в стихии естественные — на горные пики, в бушующие океаны, то сегодня самой неподдельно страшной (и стало быть — самой романтической для человека с мировоззрением романтика) стихией был и остаётся — Город. Урбан. Мы создали это чудовище сами, и кому как не нам его осмыслять — философски, эстетически?

А бизнесу — как же не зарабатывать деньги на эксплуатации модного и действительно актуального архетипа?! (Кто из нас не боится перейти дорогу в четыре полосы? Что в сравнени с этим — Эверест?..)

***

Кто бы догадывался еще недавно, что город-урбан, который принято было и бояться, и ругать (особенно в искусстве, которое так заботится о сохранности гуманистического начала и традиционно отказывает в нём Городу), что этот «город-убийца всего лучшего и здорового в человеке» скоро станет предметом искреннего и благодарного эстетического любования? А кто бы предположил, что создавать товары и услуги для потерявших всякое представление о естественных биоритмах и консервативных ценностях горожан станет не только модно и обычно, но ещё и делать это будут — красиво, так что даже самому привередливому блюстителю традиционных ценностей будет придраться не к чему или почти не к чему?



Давайте посмотрим на идеи, товары и сервисы, которые придуманы горожанами и для горожан. Срез цивилизации современного мегаполиса — раскинется перед нашим взором. Соберите эти несколько примеров — и при желании вы сможете написать научно-фантастический сценарий о жителях того странного места и времени, которые пользуются всеми этими хитрыми вещами и (о ужас!) нуждаются в них.

Но позвольте? Какой такой «фантастический роман»? Это же — мы с вами, это примеры из реалий современной жизни нашей с вами планеты. Читайте и удивляйтесь.

Проблема города-урбана №1 — это хронический стресс его суетливых жителей, вызванный спешкой и отсутствием душевного (домашнего) комфорта. Решению этого вопроса посвящён почти весь актуальный бизнес современности.

Проблема города №2 — проблема, казалось бы — частная, но тем не менее — глобальная. Это — уличные туалеты (или чаще — их отсутствие!).

Общественые туалеты... Эта проблема родилась давно и вместе с самим Городом. Ещё в Древнем Риме (там где и возникла самая близкая к нам по времени и хорошо изученная урбанизация) возникло выражение: «Деньги не пахнут». Как вы знаете, афоризм обязан своим появлением — проблеме уличных городских туалетов... В каждом городе (и во все времена!) одной из хронических «головных болей» любого мэра была головная боль, связанная с общественными туалетами (или их отсутствием). Почитайте об этом уморительно весёлую французскую повесть «Скандал в Клошмерле».

Кто-то из великих сказал, что «Проверку уровня культуры нации или степени цивилизованности оной легко осуществить по одному единственному параметру: по чистоте общественных сортиров». Действительно, поиски новой идеальной концепции писсуара, которую пытается изобрести современный бизнес по всей Европе, говорит в пользу цивилизованности этого общества.

Подводя итоги...

Век урбанизации сделал своё дело... Если даже такой совсем не традиционный «арт-объект» как карта метрополитена стал частью городского кича, найдя своё воплощение в сегменте гламурного потребления, то, похоже, веджвудским фавнам и пастушкам эпохи рококо долго не придётся ходить в фаворитах. Урбан и его топонимика стали главными героями дискурса современности. Индустриальный пейзаж заменил собой идиллических коров и овечек, нарисованных на фамильном фарфоре.

Посмотрим, что будет дальше. А пока посмотрим примеры мирового бизнес тренда "урбанизация".

В Нью-Йорке есть такая проблема как очереди в заведения фастфуда, найдутся предприниматели, которые предложат оригинальное решение этой проблеме. Производитель макетов продуктов питания из Нью-Йорка Jeremy’s Place придумал интересную концепцию продукта, который так и называется Seat Savers, что в переводе означает «Заниматель места».

Идея, которая лежит в основе этой концепции проста, но оригинальна – компания производит искусную имитацию недоеденной еды. Тающее мороженое, пролитый кофе, продавленный пакетик кетчупа выглядят как настоящие. Слоган кампании “Seat Savers”: «Положите одну из таких вещиц на стул, и он дождется вашего возвращения».

«Фишка» в том, что, как правило, такими приемами пользуются некоторые посетители кафе, чтобы занять место. На «грязный» стул, залитый кофе, обычно никто из гостей не претендует.

Российские посетители кафе обычно занимают свободное место сумкой или пакетом. Но этот способ далеко не безопасный, хозяин сумки рискует остаться без вещей, пока он стоит в очереди в переполненном кафе. А вот идея, предложенная компанией Jeremy’s Place, вполне эффективна, вряд ли кому-нибудь захочется присесть на стул, охраняемый оригинальными вещицами Seat Savers.

Кстати, вполне уместны такие заниматели места не только в заведениях общепита, они хорошо пойдут в любых общественных местах, где нужно «бороться за место под солнцем»: транспорте, парках, пляжах и пр.

А вот церковь Chandler Christian Church в Аризоне в буквальном смысле пытается стать ближе к своим прихожанам, предлагая им круглосуточный сервис без выходных.

Пастор этой церкви Роджер Стормс решил установить будку для молитвы, которая доступна всем христианам- автолюбителями 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, на одной из улиц Чендлера, прямо как это делают закусочные бистро. Работает будка для молитвы от церкви Chandler Christian Church по такому же принципу – если у человека возникает спонтанное желание помолиться, он паркуется возле будки и молиться, надеясь, что его молитва будет услышана Всевышним. По словам Пастора Стормса, иногда одной молитвы достаточно, чтобы излечить душу верующего. Для тех же прихожан, у которых нет времени даже на короткую остановку у будки для молитвы, церковь Chandler Christian Church принимает молитвы через интернет...

Вендинговый автомат Passive Aggressive Anger Release Machine, помогает избавиться от стресса (по крайней мере, в это свято верят сами разработчики).

Принцип работы этих автоматов для снятия стресса прост: покупатель опускает деньги в купюроприемник, из автомата выпадает фарфоровая статуэтка, ваза или тарелка, которая тут же разбивается на сотни мелких кусочков, делая покупателя счастливым и свободным от стресса или гнева.

Безусловно, битье посуды является эффективным способом борьбы со стрессом. И многие предприниматели даже умудряются на этом неплохо зарабатывать.

Что делать, если тебя «прижало» на улице, а общественных туалетов поблизости нет? Особи мужского пола, у которых животные инстинкты срабатывают быстрее и которые, как правило, проще относятся к внешним приличиям, могут, наплевав на природную стеснительность, справить нужду у ближайшего дерева или забора.

Для таких диковатых мужчин и таких непредвиденных ситуаций немецкий дизайнер Джо Херенкнехт придумал весьма необычную концепцию уличного общественного туалета Pee-Tree.Pee-Tree представляет собой абстрактную конструкцию из белой керамики, отдаленно напоминающую дерево. Белый цвет «дерева – писсуара» издалека привлечет внимание мужчин, попавших в неловкую ситуацию.

Функционирует дерево-писсуар “Pee-Tree” как обычный унитаз, т.е все нечистоты смываются в подземную канализационную трубу. Вот такая необычная концепция открытого мужского общественного туалета, которая по замыслу дизайнера поможет сохранить город в чистоте.

В крупных городах мы можем часто наблюдать картину спящего в метро или в другом общественном транспорте пассажира, или пациента, засыпающего в очереди на прием к врачу, или сотрудника, спящего на своем рабочем месте. Все эти картины уже давно стали привычными нашему взгляду настолько, что мы перестали обращать на них внимание. Однако есть люди, которые сумели увидеть в этом потенциал для заработка и придумали на редкость необычную идею того, как сделать сон в общественных местах более комфортным.

Для этой цели предприимчивые изобретатели придумали уникальную вещь – кровать для сна стоя Vertical Bed.

В комплекте с кроватью идут наушники для подавления уличного шума, очки и зонт, защищающий от непогоды. Эта кровать представляет собой корсет из ремней и подголовника, который удерживает тело человека в вертикальном положении, давая возможность человеку спокойно спать прямо посреди улицы любого мегаполиса.

Спите, жители Багдада. Спите хотя бы стоя...Да не сломит вас ни стресс, ни обжорство фастфудом, да не застигнет вас никакая нужда на суетливых улицах современного вавилона...


Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: