Техника креативности "Реверс"
Эта техника - одна из самых примитивных и гениальных (гениальных - именно потому что - примитивных) для развития творческого воображения. Маленькие дети - кладезь таких техник, ибо всё, что они делают - это и есть креативный подход к миру в чистом виде. Поэтому если Вас в детстве называли «Мальчик-наоборот» (или наоборот, «Девочка-наоборот»), то знайте: Вы несознательно использовали эту креативную технику, пока Вам не настучали по рукам, запретив думать и действовать оригинально.
А сейчас самое время возрождать утерянный (спящий внутри нас) навык.
Итак, в переводе с английского, реверс - это и есть слово «наоборот».
Суть этой техники, как я уже и говорила, проста. Когда Все смотрят в одну сторону, смотрите в противоположную. Не из упрямства и не из глупости, а ради того, чтобы увидеть то, мимо чего обычно проходит толпа.
Американцы говорят: «Когда вся туристическая группа как стадо баранов по указке экскурсовода любуется готическим замком, посмотрите на маргаритки, растущие под Вашими ногами».
Есть такое старое советское стихотворение про девочку, которая пошла с подругой на балет, но вместо того, чтобы любоваться спектаклем, проискала всё время действия гардеробный жетон, который закатился куда-то под сидение.
Мне эта девочка, ползавшая час под плюшевыми креслами в темноте, видится в ореоле славы, равной славе Шерлока Холмса, Паганеля или патера Брауна. Так и вижу её на полу (с самодельным фонариком и лупой, что вечно лежит в кармане любителя ботаники), а всё это нудное поучительное (псевдосмешное) стихотворение воспринимаю как завязку, как первую главу интереснейшего детектива!
Напишите кто-нибудь этот ретро-детектив, начинающийся стихотворением Агнии Барто.
По сцене бабочка порхала
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И, наконец, нашла Его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
«Мне очень нравится балет»,
Ребятам я сказала.
Поэтому если Вы поедете зимой туда, куда все,как лемминги, спешат летом, Вы выиграете Приз от судьбы. Как Вам «зимний вечер в Гаграх»? Если Вы пойдёте в музей, в лес или на пляж тогда, когда туда никто не ходит, вам откроются чудеса Вселенной. Итак, в музей - первого января, в лес - первого марта, на пляж - первого ноября... Что? Уже чудесно? Уже небанально? Уже мысли лезут в голову? То-то же!
Эта техника развития воображения подходит не только для стимуляции творчества, но и при решении самых насущных, деловых проблем. Умейте смотреть на ситуацию глазами покупателя (если вы продавец) и глазами продавца (если Вы покупатель). Если Вы - преподаватель, представьте себя студентом, если ищете украденное, представьте себя - вором. Если родитель - чадом.
Учитесь воспринимать ситуацию глазами субъекта, играющего роль, совершенно противоположную Вашей, в данной конкретной ситуации.
Расширяйте свой кругозор. Смотрите не туда, куда смотрят все, и Вы увидите увидите кавалькаду фейри, выехавшую из холма на волшебную ночную охоту. (Только не делайте этого на дороге, в час пик).
Итак, никто не открывает «летние площадки» кафе в холодную пору? А Вы - откройте. Посмотрите, что из этого получится. Никто не организует туры на море зимой? А Вы - организуйте. По крайней мере, продумайте этот вариант и сами поезжайте на море как турист-предприниматель, на разведку. Вы увидите массу возможностей и идей для необычного бизнеса!
Возьмите со стола толстый рекламно-информационный бюллетень. Прочитайте одну рекламу. Попробуйте составить свою рекламу-идею «Наоборот». Просто заменяйте слова, которые Вам встречаются, на противоположные.
Вот например, «Отдых в Сочи». Надоело! Так, меняем слово... «Работа в Сочи». А чем не идея? Только, к сожалению, она, эта идея, уже используется вовсю. И Вам нужно будет придумать что-то ещё... Но с нашей техникой это сделать нетрудно.