Тренд: Народная журналистика

24.07.2012

Этот мировой бизнес тренд, обретающий сегодня размах и популярность, (открою секрет) существовал уже когда-то давно. Некогда, в эру бумажных газет, бытовало такое понятие “Наши корреспонденты в провинции”. Корреспондентом тогда назывался обычный грамотно пишущий обыватель, который по телеграфу периодически подавал свой “местный” интересный материал в столичную газету, коей накладно было отправлять в командировки штатных журналистов ради свежего материала, который к тому же мгновенно переставал быть “свежим”, пока журналист покатается на поезде туда-сюда.

Собственно, такими вот “внештатными корреспондентами” и создавался контент газет, пишущих о событиях не только столичной жизни, но и о событиях в далёкой провинции.

Но эта прекрасная идея (как и многие прекрасные идеи вообще) разбилась об официоз и цензуру – поэтому мало кто из “обычных грамотных обывателей” мог серьёзно претендовать на свою маленькую трибуну в столичной газете...

Теперь на должность “обывателя”, подающего “интересный” материал, назначался свой проверенный человек, который подавал материал, возможно, кому-то сверху всё же и “интересный”, но совсем теперь не отражающий реалий живой жизни...

Пока шло время, наступила эра Интернета, Живого Журнала, блогов и социальных сетей. Теперь уже все забыли окончательно – кто такой этой этот милый, анахроничный “внештатный корреспондент”, пишущий свой регулярный отчёт из города Урюпинска... Журналистика стала призванием всех и каждого!

Эта эра всеобщей “информатизации” как-то удивительно совпала с крушением (почти повсеместно, во всём мире) режимов, не дающих волю гласности и свободе слова.

Ведь мало иметь полную свободу слова. Каждый гражданин (а речь идёт о гражданском обществе) должен иметь ещё помимо “свободы слова” и – трибуну, с которой он может говорить и “микрофон” на этой трибуне, чтобы голос его был максимально донесён и услышан людьми. Роль этих метафорических “трибуны” и “звукоусилителя” как раз-таки и сыграл Интернет.

Попытки, которые существовали до эры Интернета, тоже заслуживали и заслуживают внимания и по сей день.

Одной из первых ласточек “народной журналистики” был проект лондонского Гайд-парка. Там, ещё с 1872 года существует так называемая “Трибуна” или “Уголок” Ораторов”, где каждый человек может произнести речь на любую тему и, конечно же, быть услышанным.

А когда в мире появилось такое известное всем изобретение как радио, тут же возникла целая культурная эпоха – эпоха так называемых “радиолюбителей”. Собрать приёмник было нетрудно – это было под силу даже школьнику. И вот по ночам, вылезая на крышу, десятки тысяч радиолюбителей по всему миру, настраивались на волны, на которых можно было услышать далёкие голоса незнакомых тебе друзей. Это было что-то вроде Самого Первого Чата на свете и ещё это было – мощным и грозным оружием свободы слова против тирании и цензуры. Недаром фашисты во время Второй Мировой Войны первым делом, вступая в какой-нибудь город, издавали приказ – отнять у населения радиоприёмники.

Но если проследить мировой бизнес тренд “народная журналистика” ещё в глубь истории, то мы дойдём до самого главного – до истока всей этой истории.

Древнегреческая Агора. Базарная площадь. Место самоуправления, где сходились для обсуждения всех насущных дел полиса-государства все свободные граждане. Там можно было подать иск на обидчика, заключить честную сделку, объявить войну, выдумать новый закон...

Народные трибуны (“журналисты” – это слово отражает только слабую часть семантики) то обретали,то вновь теряли возможность свободного, независимого, честного и оперативного высказывания на животрепещущие темы.

Конечно, как вы можете догадаться, человек, получивший трибуну и микрофон, не всегда говорит “умности”, зачастую он развлекает толпу “глупостями”. Так Уголок Ораторов в Гайд-парке является традиционным местом, куда можно пойти поглазеть на сумасшедших и просто фриков.

Но не будь этой возможности – кто бы услышал слабый голос жертвы грубой силы или коварства, взывающий к нам о помощи и требующий справедливости? Поэтому когда говорят о том, что “Интернет – зло” или когда говорят о смехотворности “народной журналистики”, задумаемся, так ли уж правы те, кто это “говорят”...

Факт остаётся фактом: очередной виток НТР принёс нам много мусора, но и ... новую почву для процветания свободы слова. Разгребите почву и сажайте на ней свои прекрасные цветы.

А теперь давайте посмотрим на то, что из этого получилось. По-моему, получилось – недурно...

***

Не так давно в мире появился ресурс под названием Zinepa. Он позволяет пользователям делать электронные книжки (в PDF формате), скомпилированные из понравившегося контента в блогах.

Пользователи выбирают любимые посты из любимых блогов и сайтов, а Zinepal их форматирует и верстает в книги PDF формата.

Пользователи имеют возможность редактировать, менять верстку, писать авторские предисловия и давать названия главам в полученных книгах.

Более того, в книгах (конечно же!) можно размещать рекламу внизу каждой страницы и личные логотипы.

Законченный вариант книги или журнала из любимых постов может быть распечатан по заказу или же отправлен по электронной почте заказчику.

Пользование сайтом бесплатное.

А вот ещё один – очень схожий пример.

The Printed Blog – Чикагский ресурс, который издает бесплатную печатную газету, основанную на онлайн контенте блогов на территории Соединенных Штатов. В итоге это и ссылки на статьи блогеров и реальная газета, которую вы можете почитать за завтраком или в поезде.

Цель Printed Blog выбрать тот контент из местной периодики, который нравится читателям. Контент включает в себя не только статьи из блогов, но и новости, фотографии, комментарии читателей.

The Printed Blog уже получил разрешение от 300 блогеров, использовать их материалы для своего издания, в обмен на процент дохода от рекламы. А 15 рекламодателей уже подписали контракты на размещение рекламы в этом издании.

Первый выпуск газеты разошелся на ура на улицах Чикаго и Сан Франциско.

“Рисуйте-рисуйте, как вы только можете,

Рисуйте-рисуйте что видите вы!”

©www.1000ideas.ru – портал бизнес идей


Оставьте комментарий
Социальные комментарии Cackle
Идеи бизнеса под ключ: выгодные франшизы
Франшиза юридического холдинга «Военно-правовой центр»
Франшиза мини-пекарен оригинальных вафель "Вафельница"
Nutrifit – франшиза магазина спортивного питания
Франшиза беспроводных зарядных станций «Kiss Energy»
Бизнес по тестированию способностей человека "GENETIC-TEST"