Тренды бизнеса и техники креативности с психологическими картами
Поиск Техники креативности Набор для создания идей


Тренд: Унисекс как лозунг «против войны и неравенства!»

Тренд: Унисекс как лозунг «против войны и неравенства!»

Тренд «унисекс» является попыткой решения проблемы, тянущейся веками... Война как необходимое условие существования цивилизации или мир во всём мире? Неравенство сословий или равенство, и если равенство, то по какой шкале: бесклассовое общество «одинаковых бедных» или, напротив, панэлитарность населения земного шара?

Утопична ли, или же продуктивна эта попытка, внешне реализуемая в мировом бизнес тренде «унисекс» — предстоить решить нашему поколению и в особенности — поколению, которое последует за нами.

Воочию этот тренд проявил себя не столь давно, в основном (если судить — поверхностно!) в моде и лёгкой промышленности, однако, заслуживает вдумчивого осмысления.

К мировому бизнес тренду «унисекс» у нас с вами должно быть очень серьёзное отношение, так как он ставит перед нами всеми глобальный вопрос: «Быть или не быть?»

«Унисекс-тренд» возник явлением моды, в 60-х гг. ХХ века — как закономерная реакция природы и общества на «перепроизводство людей», а именно: как реакция на «бэбибум» 40-х — 50-х послевоенных годов.



Женщины, дождавшиеся мужчин с Войны, хотели мира и покоя, который выражался прежде всего в стремлении стать счастливыми матерями — дать Жизнь, чтобы она восторжествовала над Смертью, которой все были уже сыты по горло.

Дети, произведённые эпохой бэбибума (поколение «шестидесятников»), выросли, и им (как водится) потребовались рабочие места, а вместе с тем и вся та роскошь, которая приличествует хорошо себя чувствующему среднему классу. Но поколения не могут возрастать в геометрической прогрессии, требуя при этом — сытости, которая всегда была привилегией меньшинства! Вслед за периодом демографического подъёма всегда неизменно следует или мирный демографический спад или... новые войны, убирающие «лишних». На сей раз, вместо войны как регулятора численности населения эпоха выбрала унисекс...

Если мы посмотрим хотя бы вскользь на модные силуэты этих двух сравниваемых нами эпох: 50-е и 60-е, то сразу бросится в глаза ощутимая разница: необычайно женственный, даже преувеличенно женственный «пин-ап» против следовавшего за ним стиля манекенщицы Твигги — плоская грудь, мальчишеская стрижка, джинсы и свитер, позволяющие слиться с толпой мальчиков и не выделяться из неё...

В основе всякого тренда лежит некая философия, идейная подоплёка. В основе «унисекса» их на наш взгляд — две.

Какие же два главных идейных месседжа выражает унисекс? Разберёмся с этим подробнее.

Бизнес тренд «унисекс» объединяет две мысли:

  1. подчёркнутое Отсутствие Стремления к войне,
  2. подчёркнутое отсутствие стремления к Роскоши (т.е. праздности одного, неравного другим — общественного класса).

Вначале давайте разберёмся с тем, что понимается под словом Роскошь в том смысле, в котором от неё как от понятия отталкивался «унисекс».

Практически во все времена и у всех народов, роскошь — это отличительный показатель наличия в обществе классового неравенства. Классовое неравенство предполагает высвобождение некоторого количества людей из процесса производства МАТЕРИАЛЬНЫХ благ. Эти люди освобождаются от повинности производить МАТЕРИАЛЬНЫЕ блага для того, чтобы у них появился ДОСУГ для производства благ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ, иногда даже — духовных. Общество, которое может позволить себе роскошь — думать (производить нематериальные блага) всегда выигрывает у тех обществ, которые заняты исключительно — выживанием. Так создаются великие империи, рано или поздно приходящие к мысли о том, что они достойны того, чтобы завоевать и подчинить себе весь мир, навязав ему (миру) своё понимание миропорядка.

В обществе, которое может позволить себе роскошь — думать, складываются сословия, незанятые «трудом ради куска хлеба» в течение нескольких поколений.

Духовенство там — молится и создаёт религиозную идеологию — духовные скрепы общества,

Военные — упражняются в военном искусстве, «держа порох сухим»,

Политики и законотворцы — пишут и корректируют законы,

Писатели и публицисты — формируют общественное мнение, ставя перед обществом вопросы и оттачивая формулировки основных идеологем, волнующих данную эпоху.

Всё это (традиционно) касается исключительно мужчин, мужского мира, возникшего ещё на древнегреческой АГОРЕ — то есть, базарной площади, где праздные (освобождённые от подённого труда) свободные граждане-мужи упражнялись в красноречии и прочих интеллектуальных занятиях. (В сегодняшней жизни этому понятию отчасти соответствует современный «Мозговой штурм»).

Какова же была роль Женщины, принадлежащей к тому же — праздному классу? Как Роскошь накладывала на Женщину свой отпечаток? Какие она возлагала на неё обязанности и какие предоставляла привилегии?

Женщина, ведущая «роскошный образ жизни», так же ,как и мужчина создавала духовные цености, но наособицу. Во-первых, зачастую, не в масштабах государства, а лишь в масштабах своей собственной семьи. А во-вторых, если (порой) и в масштабах государства, то не — открыто (как это было позволительно мужчинам), а тайно, опосредованно, исподволь, используя в некотором смысле маску «серого кардинала».

***

Вот, что пишет, например, Бальзак — об обязанностях, которые налагает Роскошный Образ Жизни на такую женщину:

« (эти) Женщины создавали европейские салоны, управляли общественным мнением, выворачивая его словно перчатку — господствуя над людьми искусства или людьми мысли».

Разумеется, женщина, которая вынуждена помогать мужу в его изнурительной тягловой работе (впрягаться с ним в одно ярмо торговли или земледелия), не сможет влиять ни на чьи умы. У неё на это не будет ни сил, ни времени, ни охоты. А если эта женщина к тому же с детства была воспитана так, чтобы сразу после замужества стать хорошей рабочей подмогой своему мужу, то на это у неё не будет ещё и необходимых знаний, интеллекта...

И это ещё не всё. Давайте не будем забывать о главной функции семейной женщины — функции матери, которая, однако, в разных социальных классах понимается по-разному...

Женщина, которая вынуждена сама ухаживать за своими детьми (нести самостоятельно тяжёлые «чёрные» обязанности матери, чаще всего, обязанности сиделки), также не сможет влиять ни на чьи умы. К сожалению, у неё не останется ни сил, ни времени, ни охоты даже на то, чтобы влиять на ум и нравственность своих собственных детей (не говоря уже об обществе и европейских салонах), так как бессонные ночи, заботы о целости и рыночной стоимости носков и башмаков, отнимают у неё те силы, которые можно было бы направить на совместные интеллектуальные занятия с детьми, воспитание у них — вкуса и характера.

***

Итак, во все времена, мужчины, ведущие «роскошный образ жизни», были политиками, воинами или представителями духовенства. Они не занимались изнуряющим и монотонным трудом (ни подённым — умственным ни, конечно же, физическим) ради куска хлеба.

А женщины, принадлежащие к тому же классу, несли особую функцию — служили украшением жизни своего мужчины, были добрым духом тёплого гостеприимного Дома, занимаясь (по выражению опять же, Бальзака):

«господством над людьми искусства или мысли» и (ненавязчивым) воспитанием собственных детей. Эти женщины также не занимались изнуряющим трудом.

Ну а для того, чтобы отличить представителей этого класса от представителей всех остальных общественных сословий и классов, во все времена и у всех народов существовала внешне разделяющая сословия униформа или иными словами — мода.

Эта мода диктовала, порой, не просто право (и обязанность) ношения определённой одежды, но часто изобретала и предписывала — анатомическую деформацию тела (чтобы даже случайно потерявший своё платье аристократ был сразу распознан как — таковой!).

Приведём несколько примеров:

  1. Бинтование стоп китайским девочкам для формирования так называемой «лотосовой ножки», напоминающей нераскрывшийся бутон. Такие ножки достигали в длину всего 5 сантиметров и практически лишали женщину возможности самостоятельно передвигаться, особенно вне дома, то есть, вести «уличный» образ жизни.
  2. Ношение на голове специальных обручей, деформировавших череп представителей аристократии у майя.
  3. «Шнуровка талии», то есть, ношение корсета, деформировавшего рёбра и внутренние органы, создававшего «осиную талию», модную в середине 19 столетия в Европе.

Во все времена и у всех народов «мода на роскошь» создавала тело и одежду, которые подчёркивали во-первых, сильное отличие женщины от мужчины и во-вторых, диктовали малоподвижность, «несоприкасаемость с улицей».

Что касается неудобной для работы одежды (длинные рукава, шлейфы) и неудобного для работы тела (длинные ногти, маленькая ножка, осиная талия, высокая причёска), то с этим более-менее всё понятно.

Остаётся прояснить необходимость «сильного отличия мужчины от женщины» как ценности, всегда диктуемой философией Роскоши. (О том, что подразумевает под этим же самым — философия Войны мы поговорим чуть позже).

Несмотря на кажущуюся сперва неясность, «необходимости различия между мужчинами и женщинами», которую диктует Роскошный Стиль, эта необходимость окажется для нас также — простой и понятной, если мы дадим себе труд выйти на улицу и присмотреться к реалиям обыденной жизни, которая нас всех окружает.

Давно замечено, что тяжёлая подневольная работа (как физическая, так и подённая интеллектуальная) стирает внешнюю разницу между полами. Иными словами, тяжело работающая наравне с мужчинами женщина становится внешне похожа на мужчину.

(а точнее, и мужчина, и женщина, вынужденные вести такой образ жизни, перестают быть похожими сами на себя и приобретают черты некоей «усреднённой бесполости»).

Действительно, мужчина, «тянущий ярмо службы» (штатский, чиновник) и по роду деятельности вынужденный постоянно идти на компромиссы, развивать в себе услужливость, угодливость, унижаться перед вышестоящим начальством, ежечасно обуздывать свою природную агрессию, «тестостерон») теряет мужественность черт лица, поведения, облика в целом... Недаром существует это избитое, но справедливое наблюдение: во все времена — женщины любили «военных», предпочитая их «штатским», недаром существует поговорка о том, что «мужчину делает мужчиной война и украшают боевые раны»...

(Идея эта звучит давно уже несколько сомнительно, после того, как на вооружении армий появились разрывные пули, оставляющие в теле дыру диаметром с тарелку, выедающий глаза и превращающий лёгкие в труху газ фосген и противопехотные мины. И именно поэтому мы с вами сегодня говорим о мировом бизнес тренде унисекс, тренде, который можно назвать по-другому — «Прощай, оружие...»!)

Итак, мы с вами плавно перешли ко второй мысли, лежащей в основе бизнес тренда «унисекс», к мысли о подчёркнутом отсутствии стремления к Войне.

Замечательный историк, Наталья Басовская, рассуждая о Столетней войне, высказала такую мысль: «Наша цивилизация, с тех самых пор, как она возникла, есть цивилизация войны. Она родилась и существует (соо всем хорошим и плохим, что в ней есть) исключительно благодаря войнам. Война для нас — естественное состояние. Когда мы живём в состоянии мира, не стоит заблуждаться — это только лишь ПЕРЕМИРИЕ, передышка в бесконечной никогда не прекращающейся войне. Наши мечты и рассуждения о «мире» всегда утопичны, это мечты о рае на земле, умозрительные конструкции!»

А теперь мы с вами вспомним цитату из Фридриха Ницше, которая всё расставит окончательно на свои места. Как известно, Ницше был идеологом ценности «сверхчеловека», прекрасного язычника «юберменша», которому неведомы христианское смирение, пассивность, «духовная гниль». Ницше был мыслителем своего времени и своего места и отлично выразил дух милитаризма (военщины) и реваншизма(постоянной готовности к войне), свойственный Германии на протяжении долгого периода её истории. И хотя Ницше не имел никакого отношения к идеологии и практике вскоре воспоследовавшего Третьего Рейха, к идеологии нацизма, к идеологии превосходства «сильной арийской расы» над расами-слабаками, созданный им с другими целями дискурс всё-таки вдохновил эту страшную эпоху.

Вот, что сказал Ницше о своём идеале Мужественности и Женственности:

«Такими хочу я видеть мужчину и женщину: его — способным к войне, ее — к деторождению, но чтобы оба они могли танцевать — не только ногами, но и головой».

***

Так, ровно по меткому наблюдению Ницше веками складывался образ Идеальной Женщины, состоящий из основных своих трёх концептов-параметров: тонкой талии, пышного бюста и широких бёдер.

  • Тонкая талия являлась залогом того, что эта женщина ещё не рожала (а значит, завоевавший её мужчина не будет тратить силы и время на выкармливание чужого потомства);
  • широкие бёдра являлись залогом того,что эта женщина всё же способна родить этому мужчине жизнеспособное потомство,
  • а пышный бюст давал надежду на то, что родив, она сумеет это потомство и выкормить.

Образ же Идеального Мужчины полностью укладывался в понятие Бравого Воина, способного похитить Прекрасную Добычу и удержать её в пределах своего влияния от посягательств иных претендентов.

***

Именно на эти (описаные нами с достаточной скрупулёзностью) концепты ополчился мировой тренд унисекс.

Можно сказать, что если Ницше был идеологом милитаристского стиля (реализующего себя отчасти в стиле «пин-ап»), то идеологом (разумеется, непрямым) стиля «унисекс» был другой немецкий философ — Артур Шопенгауэр.

Философ-пессимист, он считал наш мир «наихудшим из миров» и призывал всех мыслящих людей естественно прекратить деторождение, для того, чтобы прекратить неизбежные страдания.

Таким образом, современные юноши и девушки, мужчины и женщины, следующие (осознанно или несознательно) актуальному сегодня тренду унисекс, несут на себе главный месседж современности, уставшей от бессмысленных и жестоких войн:

«Мы не хотим рожать ни солдат, ни бессмысленных потребителей, порождающих необходимость новый войн и новых солдат».

Есть ли у этой идеологии внятная перспектива, способна ли она перерасти свою «юношескую наивность» — покажет время.


Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: