10000+ бизнес-идей в открытом доступе. Выбери идею по своим критериям:
Поиск Техники креативности Набор для создания идей


Тренд: «Трэш и фекалии»

Тренд: «Трэш и фекалии»

Современный нам с вами мир всё ещё борется с Викторианской эпохой. Он — всё ещё «ответ ей», «спор с ней», доламывание её обломков всеми средствами «техники»: наукой, богословием, искусством, масскультурой. Процесс борьбы с викторианством, изживание викторианства длится долго, начиная с 1919 года, с года окончания Первой Мировой войны.

Для того чтобы понять, почему в современной нам культуре и товарах , производимых бизнесом, имеется интерес к фекалиям, нужно копать глубоко. Что мы и сделаем. А когда мы поймём, Что на самом-то деле и Почему так сильно привлекает современного потребителя, мы будем иметь успех в своём бизнесе.

Если посмотреть на примеры некоторых «прикольных» бизнесов, то вы найдёте там одну странную тему: пристальный интерес к продуктам испражнений, особенно человеческих.

Любителей мониторить современный книжный рынок «приятно» поразят детские познавательные книжки с названиями типа: «Всё о какашках», «Какашка и его друзья». Не спешите быть шокированными и осуждать тех, кто выпускает эти продукты. Причина — серьёзная.

Первым, кто объяснит нам этот бизнес тренд «Интерес к фекалиям», будет Зигмунд Фрейд. Вторым — наш соотечественник — Михаил Бахтин. Но он будет позже. Наберитесь терпения.



Итак, начнём с Фрейда, который был первым серьёзным разрушителем Викторианства в культуре и в голове (в ментальной области под названием «Супер-Эго»).

А точнее, мы с вами начнём с тех азов психоанализа, которые уже стали обязательными для всей современной научной картины мира, далеко выйдя за рамки одного только психоанализа.

Итак, рождаясь, человек, ребёнок проходит три базовые первоначальные стадии своего развития, три стадии осознания Себя в Мире. Вот эти три классические стадии:

  1. оральная,
  2. анальная,
  3. генитальная.

Вначале у грудного ребёнка формируется инстинкт сосания, сосания материнской груди. Этот инстинкт для ребёнка — его всё. Через него он получает пищу, Жизнь, психо-эмоциональное удовлетворение, чувство неброшенности, учится общаться с Другим (матерью и соском), учит прикладывать усилия для получения необходимого, учится идти на компромисс с матерью, которой может быть больно, контролировать свою первичную агрессию, заставляющую Получать Пропитание, Сжимать, Добиваться.

Это, как вы догадались, оральная стадия.

Но за ней идёт стадия гораздо более сложная и эта стадия — анальная. К возрасту жизни 18 месяцев (только лишь к этому возрасту!) мозг человека развивается настолько, что научается контролировать сфинктер. И вот здесь начинается совсем другая наука и новые, более сложные отношения с миром, с собой и с Другими в этом мире.

Прежде чем мы дадим слово маститым ученикам Фрейда и самому Фрейду, выделим важную формулу:

Все травмы и нарушения, которые ждут грудного ребёнка на первых трёх («примитивных») базовых стадиях его развития, приводят к тому, что формируют его впоследствии как взрослого невротика, формируют его отношения с миром. Если эти «неправильности» в воспитании на первых трёх стадиях характерны не для одной семьи и одного несчастного ребёнка, а для культуры в целом, то, соответственно, формируется Невротическая Цивилизация Взрослых Людей.

(Такой и было Викторианство, кстати).

Какие бывают впоследствии нарушения у взрослых людей при травме, ошибке в момент прохождения ребёнком оральной стадии развития?

Вот хотя бы один пример — отсутствие навыка прилагать Усилия к получению желаемого, отсутствие навыка трудиться (к этому приводит пассивное потребление молока из бутылочки вместо работы над материнской грудью);

А вот ещё пример. Жадность в еде, прожорливость, подсознательный страх умереть от голода. К этому приводит «кормление строго по часам» (уже изжитое в современной педиатрии). Когда голодный ребёнок заливается плачем, а мать и няньки вокруг — педантично смотрят на часы, чтобы покормить «вовремя».

Но тема нашего бизнес тренда «Интерес к фекалиям» — это, напомним, анальная стадия развития младенца, поэтому мы перейдём к ней.

Когда писались классические труды по психоанализу, семьи были ещё традиционными и полными. Мать (няня) являла собой Любовь. Отец (гувернёр) являл собой Дисциплину и Наказание.

Посему — маленькое отступление.

В современном мире, где практически отсутствует фигура Отца, роль Репрессивного Полицейского берут на себя всё те же женщины, воспитывающие младенца. Таким образом, картина изменилась и не в лучшую сторону... Если раньше «тот, кто Кормит» и «тот, кто Наказывает», были разделены и представлены двумя разными людьми, то теперь «всё смешалось в доме Облонских».

Однако ж, сам принцип из классики психоаналитических трудов понять всё-таки можно.

Итак...

«Имено Отец (в первую очередь) начинает играть всё большую роль в жизни ребёнка — после прохождения им «орального периода», когда основную роль в жизни младенца играла мать и материнская грудь.

Именно от Отца исходят команды и запреты, которые впоследствии становятся командами и запретами нашего Супер-Эго. (Супер-Эго — это та часть психики, нашего сознания, которую быстро и общо можно назвать словом «наша Совесть». Супер-Эго — это внутренний самоконтроль — прим. 1000 идей)

Именно Отец, а не мать в большинстве случаев приучает ребёнка пользоваться горшком, приучает его к туалетной морали.

Психоаналитическое изучение этой проблемы началось ещё в викторианскую эпоху, эпоху крайней регулярности, косности, ригидности, запретов, аскетизма, пуританства и педантизма.

В эту эпоху ребёнка приучали к:

  • регулярному кормлению,
  • регулярному отходу ко сну,
  • регулярным прогулкам,
  • точно так же его приучали и к регулярным испражнениям.

Но испражнение — вещь очень сложная!

Пока суть этого не открыли миру психоаналитики (открыли во «второй раз», «открыли» для цивилизованной Европы) европеец продолжал наносить травму, искажать характер ребёнка на протяжении всей этой важной стадии.

Американский психоаналитик Геральд Блюм пишет об этом так:

«Анальная зона тела играет решающую роль в формировании личности, начиная со второго года и вплоть до четырёх лет.

Первое.

Стимуляция слизистой оболочки нижнего отдела кишечника при выделени экскрементов даёт чувственное наслаждение, сравнимое с сосанием на оральной стадии.

Ребёнок больше наслаждается — задерживанием, чем выделением фекалий.

Второе.

Другая причина кроется в той высокой (сверхвысокой!) ценности, которые придают взрослые отправлениям кишечника.

Как только ребёнок понимает, что «его отходы» ценятся другими, он осознаёт сразу две мысли.

Первое: ребёнок предпочитает «задерживать», а не «отдавать» то, что так «ценно.

Второе: ребёнок впервые осознаёт, что он способен сделать «Ценный Подарок», и делает его, чтобы продемонстрировать любовь к своим родителям или воспитателям.

В зависимости от отношения к себе и настроения ребёнок либо делает «Подарок» либо сохраняет в себе свои фекалии, с целью выразить месть, нелюбовь, жестокость по отношению к своим родителям.

Зигмунд Фрейд не раз говорил, что фекалии в культуре олицетворяют деньги.

Его ученики развили эту мысль, наблюдая за детьми. Они пришли к выводу, что:

«Анальная фаза развития младенца есть самое начало — Любви к другой Личности.

Любовь подразумевает стремление сделать Другого человека — счастливым. В этот ранний период жизни всё это выражается — в готовности ребёнка расстаться с частью себя, со своим ценным имуществом, с фекалиями — чтобы доставить радость родителям».

Современная педиатрия пытается лишить фекалии ребёнка — сверхценности. Там, где «снимается важность», там не возникает и проблем.

С точки зрения принятых сегодня теорий (идущих от доктора Спока) никто уже не заставляет ребёнка делать что-то насильно. Пусть испражняется когда хочет. Акт детской дефекации лишился ценности и все успокоились.

Но паттерны, которые сидят в головах людей так просто не переменишь. Поэтому мы всё ещё сталкиваемся со старыми моделями. Эти старые модели работали так. Даём слово опять Зигмунду Фрейду.

«Приучение к туалету обычно представляет собой первую ситуацию, когда ребёнок вынужден отказаться от того, что для него естественно, в пользу того, что «социально приемлемо».

Состояние, когда ребёнка контролируют, осуждают и заставляют «вовремя» исполнять требуемое, порождает у него чувство гнева и агрессивные фантазии.

Родители, которые на первых порах лишь благодарно «умилялись» Подарку в виде фекалий, очень быстро превращаются в жадных «рекетиров», которые уже Требуют от ребёнка — столько, сколько им надо, так часто, как им надо, в той «валюте», в которой им надо, в то время и в том месте, в котором им это удобно.

Когда акт естественной дефекации у ребёнка превращается в ежедневную «бандитскую стрелку» с отдачей своего Сокровища жадным, неумолимым и жестоким Сильным, это не может не привести к травме.

В конечном счете, ребёнок начинает воспринимать акт испражнения как — плохую, садистическую, грязную и постыдную часть себя.

А так как у ребёнка есть потребность в любви и выживании, он начинает желать быть:

  • пунктуальным,
  • чистым,
  • разумным

Опасаясь быть: хаотическим, беспорядочным, неподконтрольным. У него формируется Супер-Эго, которое во имя поддержки самоидентичности и самоуважения выводит тему фекалий за скобки всей его жизни...

***

Итак, какие же выводы мы можем сделать?

Во-первых,

Фекалии — это первые реальные «деньги», которыми располагает человек.

На этих «первых деньгах» ребёнок учится Радости обладания Сокровищем, и умению распоряжаться Сокровищем, учится манипулировать социальным окружением: выражать симпатию — даря, и выражать антипатию — отказывая в даре.

Во-вторых,

Освобождение от фекалий (или удерживание их) — это второе реальное Наслаждение, которое испытывает человек от рождения. (Первое — рефлекс сосания груди).

В третьих,

Взрослые очень быстро стараются взять под свой тотальный контроль и фактически — отнять у ребёнка две важнейшие вещи:

  • Наслаждение
  • и «его первое подлинное Сокровище», его «деньги».

Но взрослые на этом не останавливаются. Потому что

В четвёртых,

Вскоре они «прекратив туалетные войны», заставляют ребёнка «забыть» обо всей этой тематике, заставляют ребёнка вытеснить это из головы.

Ребёнку внушается мысль о том, что

  • его личное Имущество, «его собственость», «его первые деньги»
  • и его Наслаждение, наслаждение частью своего тела

суть вещи — постыдные, грязные, необсуждаемые вслух.

***

Из этого всего получается — вот что.

Конечно же, до конца с этим (с насилием) не может согласиться никто. Поэтому

  1. страсть к деньгам, к накопительству, к «удерживанию своего» — с одной стороны,
  2. и открытый «детский» чистый интерес к одной из первых своих Радостей — «интерес к какашкам» — с другой стороны,

у человека сохраняются, но прячутся далеко внутри, искажаются, маскируются, принимают уродливые невротические формы.

Можно сказать, что какашка — это тот первый Друг и то первое Сокровище, с которым ребёнка разлучили его родители, отняв его, присвоив себе, да ещё и заставив, в конце концов — стыдиться его и презирать.

Как только «какашки» лишаются такой сверхценности в период с года до четырёх лет (анальная фаза развития личности), как только дискурс испражнения становится — открытым и равноценным с другими дискурсами, важность проблемы снимается и старые невротические травмы — рассасываются.

Современная культура и педиатрия идут как раз по этому пути.

Отсюда и появление таких детских книжек, как «Какашка и его друзья», «Всё о какашках».

Этот мировой бизнес тренд — лекарство.

Не было бы вековой репрессии пуританской «контролирующей» культуры Викторианства, не было бы и нужды в таком вот противоходе маятника.

***

А теперь пришло время упомянуть имя Михаила Бахтина, которое мы обещали в начале.

В начале статьи мы говорили о том, что всю правду об «анальной тематике» европейцам открыл Фрейд и его школа психоанализа. И ещё мы сказали, что Фрейд сделал это «ещё раз», «открыл Америку» заново.

Действительно, веками, до появления «чинной европейской культуры» существовал феномен так называемого Карнавала, хорошо описанный и введённый в научный обиход как раз-таки — нашим соотечественником, Михаилом Бахтиным.

Философия европейского карнавала изложена в культовой работе: Бахтин М. М. "Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса".

Время Карнавала отличалось нарушением многих «приличных» норм и табу, но главное (и то, что интересует нас в связи с выбранной темой нашей статьи) это интерес к так называемому (термин Бахтина)

«Материально-телесному низу»

Материально-телесный низ — это сплав сразу многих символов. Это и земля, и грязь, и прах, и рождающее лоно, и могила (та «темница, в которую погружают зерно, чтобы оно проросло»), это напряжённое противопоставление Лица и Зада.

Это всё то, что отрицается в «официальной» культуре, но без чего каждый из нас не может жить.

В дружной компании материально-телесного низа оказывается всё, что нами репрессировано, умалчивается, изгнано за пределы «гостиной»:

  • смерть,
  • роды,
  • унижение,
  • распластание на земле, в грязи,
  • половые органы и их функции,
  • зад и его функции.

В особенности, последнее. Если всё вышеперечисленное (кроме последнего) человечество научилось «огламуривать», обманывая самоё себя насчёт его истинной природы, если о смерти, родах, унижении побитого и втоптанного в грязь, о сексе мы можем говорить, сохраняя на лице серьёзную мину, то — зад и его функции заставляет нас быть честными, срывает с нас маску, не даёт врать.

Говоря о заде и его функциях, человек (если только он не нашёл себе убежище в медицине) не может говорить не смеясь, не сталкиваясь лицом к лицу с правдой: «Из праха вышел и в прах превратишься».

***

Вот, как говорит об этом Михаил Бахтин:

«Материально-телесный низ продуктивен. Низ — рождает и обеспечивает этим бессмертие человечества. Умирают в нем все отжившие и пустые иллюзии, а рождается реальное будущее.

Одновременно снижаются и высмеиваются претензии изолированного индивида».

Мировой бизнес тренд «Интерес к фекалиям» как наследник Средневекового европейского Карнавала

И вот теперь мы с вами подходим к главному в нашем исследовании современных трендов бизнеса.

До торжества рационализма, пунктуальности и капитализма (который живёт по часам) европейская культура была здорова, так как она жила здоровым ритмом.

Тяжёлая жизнь вне праздника, состоявшая из нужды, поста, благочестия, работы и субординации (хозяин-слуга) раз в году сменялась весёлой жизнью Карнавала. В это время было вдоволь еды и питья, Господин Лицо уступало место Госпоже Заднице, Хозяин и слуга хлопали друг друга по плечу и менялись местами — хозяин прислуживал работникам.

Репрессированная жизнь тела — высвобождалась и приглашалась на пир в качестве дорогого гостя.

Но потом наступила эпоха рационализма, наступило Новое Время, и вот, Карнавал с его диким разгулом, высмеиванием «всего святого», вышел из употребления как «неудобный» родственник, когда вы разбогатели...

Всем захотелось быть серьёзными круглый год.

Подлинная естественная жизнь человеческого тела — жизнь Dasein — жизнь тела со всеми его нуждами и слабостями, его обычными выделениями, испражнениями и запахами была изгнана из дискурса и бытия — насовсем.

Единственое место, где телу «дозволялось» вести себя так, как оно хотело, пахнуть так, как оно пахнет и выделять то, что ему положено выделять в разных ситуациях самочувствия, — стала... больничная палата, чаще всего даже палата... умирающего.

Так, один только всегда правдивый — смертный одр, в эпоху капитализма (викторианской эстетики) остался тем единственным местом, где человеческому телу было поистине хорошо, потому что на него уже никто не «цыкал», а позволял ему просто — быть.

Неудивительно поэтому, что миллионы людей в европейской культуре стали болеть, страдать самыми различными «сложнодиагностируемыми» болезнями, в основе которых лежала невротическая психо-соматика защемлённого тела, простое желание тела побыть там, где к нему прислушиваются.

Схема «игры в доктора» — порочна, так как «бегство в болезнь» не является игрой «понарошку». Люди, чьему телу «не дают слова», заболевают всерьёз.

***

Таким образом, мы можем, посмотрев правде в глаза, с облегчением констатировать — современный нам бизнес тренд «Интерес к фекалиям» это, своего рода, возрождение европейской карнавальной традиции, описанной Бахтиным.

Возрождённой не без помощи теоретических и практических штудий школы психоанализа и в частности — Зигмунда Фрейда.

Давайте же сделаем окончательный вывод.

Что продаёт бизнес потребителю, когда (осознанно или неосознанно) начинает работать в тренде «Интерес к фекалиям»?

Вывод этот вы можете сделать уже и без нас, так как в статье уже всё про это написано. Однако, суммируем.

Когда бизнес обыгрывает тему «какашек» в создании рекламы, дизайна, или даже — прямо товаров и услуг, связанных с «туалетной тематикой», такой бизнес продаёт Потребителю сразу несколько вещей:

  • он показывает ему психоаналитический образ «самой фундаментальной валюты в мире» (Экскременты — это деньги, Сокровища),
  • такой бизнес продаёт потребителю образ одного из самых ранних его Наслаждений (Раздражение слизистой оболочки при дефекации — второе базовое Наслаждение),
  • воспоминание об искренней радости, которую он доставлял самому себе и родителям,
  • помогает психотерапевтически пережить и изжить все детские травмы, полученные на этом этапе — пережить ещё раз — в игровой форме, не замалчивая, а наоборот — открыто артикулируя то, что стремится быть высказанным.

***

Чаще всего, бизнес стремится работать в этом мировом бизнес тренде, мало осознавая приносимую им пользу. Просто хороший бизнес чувствует тренд.

Почувствуйте его и вы.

Поезд-пылесос

Необычный поезд-пылесосВ Индии обычный старый поезд, снятый с работы, был переоборудован в мощный поезд-пылесос. На протяжении десятилетий, если не сотен лет, целые армии дворников убирали на улице пластиковые бутылки, обертки и прочий мусор, бездумно брошенный прохожими. Но сейчас у Центрального Управления железными дорогами есть свой собственный громадный пылесос. Поезд-пылесос был разработан индийскими инженерами в городке Парел (Parel). Старый двигатель был преобразован и оснащен массивным мусоросборником, который в состоянии засасывать крупный мусор в процессе движения необычного железнодорожного “пылесоса”.

Вот что говорят эксперты, представители организаций по охране окружающей среды, об этом проекте: “Несомненно, это чрезвычайно и колоссально экологичный проект, основанный на принципе утилизации мусора. Огромный мусоросборник определенно уникален, но что более важно – работает с пользой для окружающей среды. Такие поезда-пылесосы непременно должны внедряться по всему миру. Пора задуматься всерьез о том, какой вред человек приносит планете, и начинать действовать”.

Отель из мусора

Отель Save The Beach Hotel построен из 12 тонн мусора, который был собран с пляжей.

Причем, интересно, что строительным материалом для этого отеля служили даже не бумага, пустые бутылки и банки, а вещи, такие как фотоаппараты, носки, шорты, ботинки, гитары и пр., которые отдыхающие забывали или выбрасывали на пляже. И если из всех этих вполне приличных вещей удалось построить целый отель, то что можно говорить о том количестве мусора, не годного ни для какой переработки, которым засоряются пляжи. Автор дизайна немецкий художник Шалт (HA Schult).

Отель из мусора был построен в Италии в рамках международного проекта Save The Beach, спонсором которого выступила Мексиканская пивоваренная компания Corona. Цель проекта – привлечь внимание властей и общественности к настоящей экологической катастрофе, которую люди приближают своим собственными руками.

Дом из старых покрышек

Hand-made архитектура: дома из старых покрышекАмериканский архитектор Майкл Рейндолс создал мощный и очень успешный бизнес Earthship – строительство жилых домов из покрышек и мусора. Причем основной доход приносит ему не само строительство, а продажа технологии строительства и проведение семинаров по обучению нюансам «покрышечной архитектуры».

Несмотря на первое впечатление абсурдности такого строительства, склонность к экономии (или просто отсутствие денег) побудили многих воспользоваться разработками Рейнолдса.

Все несущие стены, построенные по технологии Earthship, строятся из старых покрышек, заполненных землей (а внутренние перегородки из старых канистр, бутылок и прочей тары). Как ни странно – в таком виде они обладают идеальной теплопроводностью, что в совокупности со специально разработанной конструкцией окон сводит к нулю потребность в отоплении. Добавьте к этому систему хранения дождевых вод и вторичной переработки сточных, и вы получите полностью автономное жилье.

Аксессуары из мусора

Компания TerraCycle , следуя своей глобальной миссии – за чистоту и экологичность окружающего мира, изобрела еще один способ превращения «мусора в золото», а именно превращение бракованных упаковок в симпатичные аксессуары – сумки, коробки для карандашей, завтраков и т.п.

Компания сотрудничает со многими крупными производителями пищевых продуктов и соков, которые поставляют ей в свою очередь бракованные упаковки для изготовления различных интересных аксессуаров.

Например, на сайте компании TerraCycle за 9.99 долларов можно купить сумку, сделанную из пакетов сока Capri Sun. Компания изобрела достаточно оригинальный способ бороться с отходами, загрязняющими окружающую среду.

Инсталляцции из мусора

Француз Bernard Pras создаёт картины из мусора и всего чего хочешь. Мусорными инсталляциями сейчас же никого не удивишь. Но французский художник смог. Как? А Вы посмотрите на его работы! Ведь обычно «инсталляцции из мусора» не представляют из себя ничего кроме … мусора. «Абстракционизм» да и только. А вот у нашего француза всё безобразие, собранное вместе рождает узнаваемый образ... Гениально и просто.

 

Игрушки из мусора

Новые вещи из «мусора» – этот тренд сегодня популярен и ему следуют сотни компаний. Teddylux- ресурс, на котором продаются мягкие игрушки, сделанные из старых свитеров.

Стоимость стандартных игрушек – зверушек – от 50-60 долларов, маленьких игрушек – 15 долларов. Причем, на teddylux – вы можете заказать игрушку и по индивидуальному заказу из вашего свитера. Эти милые винтажные игрушки могут быть оригинальным подарком как детям, так и взрослым, например, к свадьбе или дню рождения.

Деньги из фекалий

Компания TerraCycle Inc, которая знаменита тем, что зарабатывает буквально на мусоре, продает какашки с глистами в пластиковой пол-литровой бутылке из под пепси-колы по цене $7.99 за штуку.

Фекалии в бутылке называются универсальным удобрением All Purpose Fertilizer и являются сертифицированным, натуральным и нетоксичным удобрением для любого огорода, сада и газона.Этой порции удобрений, которую продает компания TerraCycle Inc. хватает на участок площадью почти 5 000 квадратных метров. Интересно, что компания не тратится даже на тару для своего универсального удобрения, фекалиис глистами продаются в использованных бутылках. Причем, компания TerraCycle Inc. Этим гордится и делает это своим преимуществом – они заявляют, что повторно используя бутылки, вносят свой посильный вклад в дело защиты и охраны окружающей среды.


Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: