Тренд: Товары как предмет коллекционирования
Помните ли вы добродушного и слегка занудного Хемуля, героя многих сказок детской писательницы Туве Янсон о Мумми-троллях? Он коллекционировал марки, а когда собрал все марки на свете – загрустил... И если бы не мысль о новой коллекции – коллекции бабочек, грустить бы ему ещё долго.
В каждом из нас живёт этот Хемуль. В детстве многие из нас собирали “вкладыши” из жевательных резинок (кто-то даже – систематически, как заправский учёный!), собирали банки из-под импортного пива, а наши родители собирали – собрания сочинений умных писателей. Теперь мы подросли и стали как все современные “взрослые” – мы коллекционируем места работы (для составления впечатляющего “резюме”) и любовников (для тех же целей), коллекционируем маечки-футболочки, брелки и магниты на холодильник, не забывая “коллекционировать” и страны, в которых побывали и в которых купили эти маечки, брелки и магниты...
Всё, чем мы занимаемся всю свою сознательную жизнь – это собираем очередную коллекцию, а когда соберём всё, что может предложить данный ассортиментный ряд –грустим. Как Хемуль.
Именно эту страсть человека – стаскивать в свою пещеру разные “штуки”, чтоб затем систематизировать их по заранее выбранному принципу – это свойство человечества вовсю использует проницательный и хитрый бизнес. А когда мы заскучаем, собрав очередную коллекцию никому не нужных (в сущности) предметов, нам тут же предложат развлечься как-то ещё. Ну что ж. Мало кто из нас готов к просветлению в этой жизни. Удел большинства из нас – собирать коллекции, в том числе коллекции религий и вероучений, когда-то нами “освоенных” и отвергнутых ради новых – религий и вероучений.
В обществе издавна полагается-подразумевается, что коллекционирование – это респектабельное хобби респектабельных людей. Почему же это так?
Дело в том, что любительское коллекционирование всегда оказывало неоценимую помощь серьёзной науке – хоть как-то систематизируя хаос явлений и находок, готовя их тем самым для уже более серьёзного осмысления учёными-профессионалами.
Коллекционированием всегда занимались люди, имеющие:
- досуг (то есть, свободное время для занятий, отличных только от “заботы о хлебе насущном”),
- некоторое образование, чтобы коллекционировать, например, растения, ископаемые находки, песни и обряды, минералы или монеты,
- некоторое воспитание, чтобы искренне посвящать свой досуг всему вышеперечисленному, а не только сезонной охоте или ещё чему попроще...
- возможность путешествовать, для необходимого расширения географии своих поисков.
Разумеется, всё это было под силу только человеку-джентльмену. Сегодня понятие “джентльмен” сталов какой-то мере анахронизмом,да и коллекционирование коллекционированию – рознь. Одно дело – коллекционер-следопыт, совсем другое дело – коллекционер, послушно покупающий всю линейку коллекции, предложенную ему хитрым бизнесом. Но всё равно за словом “коллекционер” сохраняется ореол чего-то возвышенного, респектабельного и безусловно полезного науке и обществу.
Так тому и быть. Собирать коллекцию – в любом случае – занятие получше, чем смотреть телевизор или часами бессмысленно зависать в интернете...
Давайте посмотрим на некоторые примеры современного бизнеса, сделавшего мировой бизнес тренд “товары как предмет коллекционирования” своим основным мотивом в деле привлечения покупателя.
Little World Gifts – это онлайн бутик уникальных виртуальных подарков, которые представляют собой 3D копии известных статуэток, вещиц, безделушек, талисманов. В ассортименте магазина – статуэтки Maneki Neko («кот, призывающий счастье»), очень популярная вещь в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, игрушки тук-тук (tuk-tuk toy), котелок “Боулер”... Стоимость уникальных виртуальных подарков – копий популярных и культовых предметов начинается от 99 центов. Все что нужно сделать покупателю, так это загрузить бесплатное приложение для iPhone или iPod Touch, чтобы иметь возможность покупать и дарить уникальные сувениры своим родным и друзьям.
Art o mats – серия старых вендинговых автоматов по продаже сигарет, которые были адаптированы под продажу предметов искусства и сувениров. В количестве 49 штук эти автоматы были размещены по музеям Соединенных штатов.
Из этих автоматов можно теперь купить любой арт-объект размером с сигаретную пачку и стоимостью не более пяти долларов.
В проекте Artomat участвуют более 300 художников из разных стран мира, которые создают сувениры для этих автоматов.
Доходы от продажи распределяются следующим образом: 50% – идет художникам, 1,5 доллара – компании, обслуживающей автоматы, и остальная часть – проекту Artomats.
Причем, на каждом сувенире указаны контактные данные художника – создателя, с той целью, чтобы покупатель смог связаться с ним лично...
Thumbtack Press – веб-галерея, некое сочетание художественной галереи и магазина постеров. Художники предлагают свои работы галерее Thumbtack Press, эксперты которой оценивают насколько эти работы хороши для продажи на их сайте. Самая приятная вещь в этом деле – то, что художникам не нужно продавать оригинальную работу. Галерея Thumbtack Press запрашивает только печатную версию картины, которую доводит до совершенства технически и продает на сайте. Стоимость постеров варьируется от 14 до 45 долларов. Галерея Thumbtack Press платит художникам 35% от всех продаж плюс бонус в размере 50 долларов за продажи на сумму 250 в течение месяца, что значит, что если продажи составляют на сумму 290 долларов ежемесячно, то художник получает 50% своих комиссионных.
***
Коллекционирование – это респектабельное занятие.
Но мало кто из нас может позволить себе коллекционировать даже современных малоизвестных художников. Но удовлетворить страсть – собирать красивое – может позволить себе каждый.
Тем более, что с точки зрения современного искусствоведа нет большой разницы между полотном Рембрандта и, скажем, довоенным спичечным коробком. Оба эти артефакта одинаково дороги культуре, их породившей. Оба красноречиво ведут “урок истории” для внимательного “Слушателя”. Разница только в цене... Но разве мы – снобы, которых радует исключительно дорогое приобретение?