Тренд: Тиражирование
Вот уже около полутора сотен лет (где-то с середины 19 века) в Европе начал формироваться тренд, в актуальной (достигшей апогея) среде которого мы с вами живём и по сей день.
Новое Время принесло с собой капитализм. Ручной труд живущих по средневековым правилам мануфактур – сменили первые станки, сучившие нить одинаковой толщины, позволяющую подобрать к ней швейную иглу с одинаковым диаметром ушка и не сломать её в процессе строчки.
Ранее ценимую “Индивидуальность неспешно творимого шедевра” сменил впервые оцененный обществом “Стандарт качества” массово выпускаемой продукции. В одночасье люди разлюбили: уникальность и неповторимость, а также тесно связанную с ними – неожиданность. Заказывая себе товар или требуя услугу, люди стали теперь требовать унифицированный стандарт, воспринимая его как наивысшую гарантию качества и залог своего будущего удовольствия.
Так изобретение механического, автоматизированного производства вскоре изменило и весь облик нашей культуры, повлияв практически на каждую её сферу...
Вначале тиражирование однотипности коснулось лишь гостиниц и отелей и было связано со стартом эры массового туризма. (Как раз – середина и конец 19 столетия).
Мелкий средний класс (в основном, уроженцы Великобритании, лишь позднее к ним присоединятся туристы из США) заполонили собой старушку – континентальную Европу. Они стали деловито сновать туда-сюда, зарисовывая в свои альбомы “живописные развалины” и дворцы дожей– чуть позднее появится и “кодак”, навсегда вырвавший альбомы для рисования из рук среднего класса, и сделавший их принадлежностью аристократов-дилетантов либо художественной богемы...
Этим туристам из среднего класса вовсе не хотелось знакомиться СО ВСЕМИ достопримечательностями неопрятной, состоящей из трущоб Европы. Из их уютного насиженного предместья с чисто вымытыми окошками их вырвала только мода – “романтика бродяжничества”, “дух авантюры” и риск – свойственный настоящему путешествию, не прельщали их никогда, поэтому были навсегда вытравлены из идеи Нового Путешествия – путешествия с Комфортом и Гарантиями.
Никто из “новых туристов” не желал мириться со всеми “инаковостями” стилистически разномастной, небогатой Европы, особенно с такими, как – её своеобразная кухня, своеобразный режим дня местных жителей (аборигенов), своеобразные их представления о гигиене... Это байронический странник может смеяться над скудным ужином и гостиничными клопами ради чести увидеть самому – Альпы! Не то – обыватель... И разве мы с вами осудим обывателя в этой его “нелюбви к клопам”? Разве сами мы не таковы? Разве мы с вами не готовый продукт, последствие долгого царствования данного тренда?
Именно так, в середине 19 века впервые возникла идея сетевого отеля, который был бы славен тем, что в любой точке земного шара его фирменные булочки (к которым привык желудок англичанина) выпекаются по строго соблюдаемой рецептуре и подаются в строго одинаковое время – к завтраку, а швейцары и горничные не только понимают по-английски, но и носят абсолютно идентичную униформу, успокаивая тем самым нервы взбудораженного чуждой атмосферой туриста...
Итак, в мир пришла впервые идея – одинаковости, шедшая рука об руку с идеологией и задачами колониальной политики. Суть её сводилась к следующему: “Где-то далеко живут люди, абсолютно не похожие на нас. Чтобы нам жилось спокойно, мы должны приехать туда и заставить этих людей жить так, как живём мы!”
Политика колониализма уже давно (в конце 50-х гг. ХХ века) канула в лету и казалось бы, мир должен измениться... Но не тут-то было! Сложившийся тип культуры со всеми его трендами – неповоротлив, как военный крейсер, чтобы лечь на принципиально другой курс, ему нужно много времени и опытный капитан. В историческом масштабе могут пройти века, пока тренд, потерявший связь с питающими его идеологическими корнями, перестанет влиять на массовую культуру и массовые же стандарты...
Что можно сказать о тренде “Франшиза”? Она – окружает нас повсюду, мы – её современники. Нас окружают сетевые кофейни и сетевые ателье, сетевые магазины одежды и даже сетевые секонд-хенды... В ближайшее время самым простым способом начать бизнес для неопытного предпринимателя – всё ещё остаётся: встать на накатанные рельсы придуманной кем-то франшизы.
***
Ускользающий пафос тренда или “постнеклассическая франшиза”...
Но этот жёсткий принцип единообразия уже всё-таки начал размываться – весёлым абсурдом эпохи постмодернизма, переосмысляющей и форму, и содержание любой привычной нам вещи. Создаётся ощущение, что от идеи франшизы кое-где уже осталась только её “внешная оболочка”, в которую, как в шкуру медведя, влезают весёлые цирковые артисты и устраивают в ней своё представление.
Вот одна из САМЫХ необычных франшиз на свете – Naked Cowboy Enterprises.
Пока у автора этой франшизы (ковбоя в плавках и с идеальным мужским торсом) только один законный франчайзи – это некая Луиза, которая позиционирует себя как девушка-ковбой, и за которой закреплено её рабочее место на Times Square.
Луиза развлекает прохожих – топлесс, однако же – в боди-арте, мини-юбке и ковбойской шляпе, распевая ковбойские же песенки под гитару. И эта франшиза прославилась на весь мир! В этой славе чувствуется, как надоела самим обывателям эта унылая и серьёзная однотипность, которая ещё век назад приводила их же – в неописуемый восторг!
Давайте посмотрим ещё на один яркий пример чего-то не совсем обычного для смыслового поля – “франшиза”.
Franchild – своеобразная школа бизнеса для детей. Задача этого развлекательно-образовательно-делового проекта научить детей азам бизнеса и навыкам зарабатывания денег.
Разумеется – в области франшизы как наилегчайшего вида бизнеса (сосланного, как и все выходящие из моды вещи – в детскую!).
Выбор товаров для продажи небогат, но очевиден: восковые свечи, органическое мыло, украшения и нехитрая одежда. Дети заполняют “форму”, заказывают инвентарь, визитки, упаковку, прочие маркетинговые материалы и приступают к “уроку труда”.
Некоторые продукты уже практически готовы к продаже, другие же товары дети создают сами, однако, тоже нехитрым способом – с помощью того инвентаря, который высылается компанией. Стоимость франшизы 25 долларов. Еще 2 доллара (в месяц) стоит персональная вебстраница – онлайн-магазин.
Дети имеют полное право реализовывать товары по своим ценам – чтоб иметь больше прибыли. В процессе всего этого развлечения дети (по мысли организаторов) должны, в итоге, научиться контролю, продажам, бизнес- этикету, благотворительности, и конечно главному – умению вести прибыльный бизнес.
До России франшиза докатилась как всегда несколько поздно – в процессе начала её угасания в Западной Европе (Однако, не в США). Для постсоветского пространства франшиза ещё долго будет оставаться наимоднейшим (и по всей вероятности – недостижимым) бизнес-трендом.
Получится ли у нас хоть когда-нибудь – соответствовать главному классическому требованию франшизы – единообразию продукции и услуг? Не сломает ли франшиза здесь, в этом месте, свой “общий аршин”?