Тренд: Роботизация
Любовь человека к роботам известна ещё с античных времён. Она проистекает из древней мечты человечества – иметь слуг, но обходиться в быту без оных... А как же! Живых слуг нужно кормить, платить им заработную плату, давать выходные. А ещё живые слуги бывают невоспитанны и непокорны, могут лезть в частную жизнь хозяев, и даже могут сами занять их место. То ли дело – слуга, отлитый из чистого золота, который делает только то, что ему скажешь , слуга, о котором мечтали античные мыслители-изобретатели. (“Из золота”... это покажется вам смешным ... но – именно так в старину понимали “лучший дизайн” для любого гаджета).
Дизайн робота
Сегодня дизайну робота (тому, как мы его себе представляем в уме) мы обязаны мощному стилю в искусстве, стилю под названием “кибер панк”. Этот стиль уже носит солидную бородку, ему стукнуло без малого – полвека. “Киберы” – те же роботы, но названные на иностранный манер. Для того, чтобы вникнуть в тренд “роботизация” нужно поднять пыльные архивы ушедшей от нас культуры 70-х и 80-х годов – эпохе расцвета мирового тренда “роботизация”, но расцвета только пока что – в искусстве, а не в реальном бизнесе.
Сегодняшний успешный бизнесмен, работающий в мировом бизнес тренде “роботизации” – это позавчерашний мальчишка, воспитанный в 70-е на научно-фантастический рассказах и комиксах, а также мульфильмах аниме (в стиле киберпанк) и соответствующих художественных фильмах.
***
Социология и психология робота
Однако, всё же хотелось бы уделить немного внимания главному (точнее, основному – для бизнес-перспективы рассмотрения темы) вопросу: Отчего же роботы так нравятся потребителям? Наше публицистичное заявление о всеобщем “желании иметь идеальных слуг” должно быть несколько более укоренено – в социологическоми и психологическом дискурсе.
Итак: робот это воплощение платоновской Идеи о некоем “идеальном слуге” человека. Причём главной позитивной характеристикой такого слуги будет отнюдь не его сила и интелект, превосходящие человеческие силу и интеллект – как легко мог подумать кто-то, рассуждая поверхностно. Нет же, напротив: андроид, чья сила и ум – системно и в разы превосходили бы человеческие – потребителя пугает и отталкивает. Это доказывает хорошо известная история с компьютерной программой, которая всего лишь...умела играть в шахматы. После того, как эта компьютерная программа стала обыгрывать в девяноста девяти случаях из ста простых потребителей компьютерного софта – неплохих шахматистов, она потеряла у них популярность. Но после того, как программа стала обыгрывать мировых гроссмейстеров, она... исчезла, как вид... Иллюстрацией к этой истории, а также ко всей истории с роботами может служить известная поговорка нашей с вами современности: “Будь проще – и люди к тебе потянутся”... Данная максима отлично прописывает необходимую для любого бизнесмена тактику (для бизнесмена, который теоретически собирается запускать в производство новых роботов).
Итак, если главная позитивная характеристика робота-андроида – это не его умственное или физическое совершенство, то что же тогда? На наш взгляд идеальный робот, так востребованный сегодня у потребителей, должен выполнять две функции:
– избавлять нас от досадной необходимости общаться с живыми людьми (в процессе покупки товаров и услуг),
– плюс ко всему: своим (специально задуманным) техническим несовершенством “оттенять” наше человеческое “совершенство”.
Современному человечеству, страдающему комплексом неполноценности вкупе с социопатией очень нужен кто-то, кто не будет осуждать его внешность и образ жизни (как это делают живые продавцы в магазинах бутиках). Плюс к этому – будет выглядеть так, что самый униженный и закомплексованный человек станет смотреться на его фоне – молодцом.
Чаще всего современный человек (страдающий как раз-таки и социопатией, и комплексом неполноценности) именно по вот таким вышеописанным критериям выбирает себе друзей, подруг, а то и – супругов. Выбирает или для того, чтобы означенный персонаж решал за него все вопросы, избавив невротика от необходимости коммуникации в обществе. Либо для того, чтобы означенный персонаж оттенял “ум, силу и красоту” своего спутника.
Исходя из этого, тренд “роботизация” видится нами как наиболее гуманный выход из того патопсихологического тупика, в который загнало себя человечество. Согласитесь, что возложение на неживую машину этих тягостных обязанностей: делать за нас всё и быть при этом для нас “никем”, много лучше использования в таком незавидном качестве своего ближнего, вряд ли подозревающего о том, какую скорбную роль он играет в нашей жизни...
Итак... робот замещает человека? Вот вам робот-психолог.
Психологи Джаап Холандер и Джефри Винберг из Голландии создали фунционального онлайн психолога MindMentor. Роббокоуч, задавая корректные вопросы, идентифицирует проблему и с помощью своих кибер-коллег Robororschach (проектное тестирование) и Provobot (провокационный юмор) находит благоприятное решение всего за 4.95 евро за сеанс. Зачем всё это? Для большинства людей осознать, что им нужна помощь психолога и решиться на лечение, - это большой шаг, а новая программа намного облегчает его.
Робот торговец-ювелирными изделиями или “Моё сердце – прыг!”
Этот робот сделан в форме андроида, то есть похож не на “робота”, а на настоящего человека, девушку-красавицу. Робот стал представителем персонала в ювелирном магазине, в Китае, в столице его – Пекине. Сам владелец магазина так и говорит, что миловидный робот-девушка, приветствующий покупателей, это всего лишь новый способ привлечь внимание клиентов, а не революция в сфере обслуживания.
Робот, получивший прозвище Xiao Jin, был разработан изготовителем роботов в Китае Си Цзяном и обошелся магазину в 400 тысяч юаней. Но самое главное: робот был сделан по образцу внешности одной знаменитой китайской актрисы, играющей роли в телесериалах. Она охотно согласилась предоставить изобретателям робота право использовать ее внешность.
Проходя мимо витрины, многие узнают лицо с экрана и останавливаются рассмотреть красивые черты лица. Функционирование робота пока ограничено. “Она” умеет лишь двигать руками, поднимать удивленно брови и синхронно двигать губами, когда управляющие включают режим разговора или пения. Для контроля роботом используется дистанционное управление. В будущем у Ванга (Wang), владельца ювелирного магазина, в планах использование робота, умеющего говорить и ходить, а также распознавать речь.
Домашний роботёнок-умница, с внешностью классического робота, который работает как напоминалка, помогающая не наедать лишний вес.
В Америке, что неудивительно, которая “славится” рекордным количество людей с диагнозом «ожирение», был разработан робот, который поможет бороться с лишним весом.
“Переесть во время ужина, пропустить утреннюю пробежку – это легко. А вот посмотреть в глаза миловидному роботу, помогающему бороться с лишним весом– не так-то просто...” По крайней мере, так рассуждают проектировщики нового «чуда техники» – автоматизированного тренера по «борьбе с лишним весом», который ежедневно в дружественной беседе говорит о ценности здоровья. Intuitive Automata – так называется компания, разработавшая этого необычного робота. Зовут его Autom, внешне он очень похож на диснеевского героя из кинокартины «Валли». Такой же миловидный.
Робот-сиделка для заболевших детей
На тот случай, если по воле сложившихся обстоятельств, никто из взрослых не может постоянно находиться с заболевшим ребенком в больнице, шведский студент Линус Сандблад (Linus Sundblad) разработал милого робота для заболевших детей по имени Kompis.
В переводе со шведского Kompis обозначает слово «друг». И действительно это миловидное создание разработано для того, чтобы стать другом для заболевшего ребенка. Робот Kompis способен занять малыша каким-нибудь делом – музыкой, фотографией, пением, рисованием или решением головоломок. И в то же время он является средством коммуникации – при помощи робота взрослые могут постоянно находиться с ребенком на связи.
Студент, разработавший робота для заболевших детей, надеется, что в скором будущем это изобретение прочно войдет в практику педиатрических отделений.
Робот-манекенщица (это уже из области курьёзов!)
Японские ученые как всегда впереди планеты всей. На этот раз они пытаются поразить воображение мужской половины человечества и отобрать хлеб у лучшей. С легкой руки этих новаторов скоро по подиумам будут ходить не анорексичные девушки-модели а железные леди, в буквальном смысле.
По крайней мере первое такое дефиле робота уже состоялось. На подиум вышла изящная девушка и приятным голосом представилась восторженной публике: «Привет всем! Я кибернетическая девушка HRP-4C», чем вызвала неописуемый восторг у толпы зрителей.
Новая звезда подиума не высокого по европейским меркам роста – 158 см. (за основу был взят средний рост японской девушки в возрасте от 19 до 29) и вполне модельного веса – 43 кг вместе с батарейками. А последних немало – за движения восходящей звезды подиума отвечает 30 моторов, и еще 8 механизмов управляют выражением лица, позволяя ей выражать типичные для манекенщиц гримасы скуки и превосходства.
и наконец, просто кукла-робот – чистый симулякр, имитация тренда...
Компания по производству уникальных кукол существует в Томске более восьми лет под маркой “Аниматроник”. Куклы-аниматроники представляют собой программируемых роботов высотой от 30 см до человеческого роста, которые могут петь и разговаривать, развлекать и смешить… Создают их художники, инженеры и программисты, механики-конструкторы, скульпторы по дереву, гримеры и костюмеры, а также звукооператоры и профессиональные дикторы. На создание одной куклы требуется от месяца до года. Сроки изготовления зависят от сложности образа и размера куклы. Каждая кукла существует в единственном экземпляре – и это настоящее произведение искусства.
Куклы-аниматроники дарятся в качестве VIP-подарков, их покупают коллекционеры, ими украшают витрины магазинов. Никто, кроме томского “Аниматроника” таких кукол-роботов больше не делает. Стоимость пары кукол колеблется около 100 – 150 тысяч рублей.
Автор проекта, томский «карабас-барабас» – Андрей Рюмин планирует создать целую галерею деревянных кукол в память об известных людях. Возможно даже у него получится не хуже чем у Мадам Тюссо.
Помнится, и у меня был робот в моём далёком детстве, сделанный из жёлтой и красной пластмассы... Правда стоил не так дорого... Но отчего-то запомнился навсегда. Вот что значит – работать в бизнес тренде или другими словами, в духе времени!
©www.1000ideas.ru – портал бизнес идей