Тренд: Резкое сокращение жизненного цикла товаров и услуг
Прежде чем говорить на эту интереснейшую тему, я расскажу одну очень важную историю. Назовём эту историю так: «Дело о голом французе»
***
Раньше на фронтонах зданий — как частных, так и общественных (например, Биржи) архитекторы прошлых столетий помещали разные аллегорические фигуры... Порой, эти красивые дома украшались статуями, помещёнными в ниши, чаще же — барельефами.
Один московский купец, строя на благотворительные деньги помпезный особнячок, заказал архитектору — украсить фасад дома серией аллегорических фигур, которые должны были изображать ремёсла всех наций мира, известных тогда московским купцам. (Купец разбогател на международной торговле).
Архитектор сразу же выполнил задание — сроки поджимали. Его дом украшали скульптурные мужчины и женщины — с весами и циркулями, снопами и саженцами, кувшинами вина, овечками и прочей аллегорической ерундой... Но одна фигура привлекла особое внимание купца-заказчика: голый мужчина с куском материи, перекинутым через руку...
«Кто это?» - спросил купец архитектора. Архитектор же отвечал: «Это — француз. Он олицетворяет собой главное французское ремесло — моду, пошив модного платья. А поскольку мода и платья во Франции меняются по нескольку раз в год, тут же устаревая, изобразить этот самый «модный костюм» я не смог. Вместо этого, я счёл уместным дать лишь абстрактный кусок материи, из которого этот модный француз (или Зритель) тут же сам сошьёт себе платье по своему разумению»
***
Итак, «модное платье» стремительно устаревало ещё в 18 столетии — время, которым датируется этот подлинный исторический анекдот.
Но так было не везде, а только в эпицентрах цивилизации того времени — Париже, Лондоне, и не у всех, а лишь у крошечного мирка, собранного из представителей нескольких социальных классов, который именовался в те дни «Светским обществом».
Однако, и не всегда, а лишь в особых жизненных обстоятельствах. Тот же «светский человек», решив, вдруг, например, отставить напряжённый ритм своей светской жизни,сойти на время с политической и общественной сцены и уехать к себе в имение, тут же выпадал из «модной гонки» по смене нарядов и облачался в консервативный охотничий костюм, шлафрок на вате и прочее «ЗАТРАПЕЗЬЕ», ФАСОНЫ КОТОРОГО НЕ МЕНЯЮТСЯ СТОЛЕТИЯМИ.
***
А теперь скажите, Читатель — вам ничего не напоминает эта гонка светской жизни, подразумевающая постоянную смену нарядов? Где ещё, Читатель, люди отрывая в нетерпении пуговицы, подгоняемые неестественной спешкой, меняют костюмы по десять раз за вечер, пользуясь услугами окруживших их помощников?
Ну конечно же — в театре, на сцене, во время грандиозного представления, шоу... и делают это — актёры.
Да, уважаемый Читатель, светская жизнь — это сцена, а светские персонажи — актёры на этой сцене. А всё, что актёры во время этого представления держат в своих руках, пьют и едят, а так же носят на теле — это не более, чем театральный реквизит...
***
Что же произошло с нашей цивилизацией за последние сто-двести лет, что теперь не только люди, вынужденно ведущие короткий промежуток времени свою «светскую жизнь», меняют наряды, как обезумевшая бенефициантка-актриса, но и мы с вами вынуждены покупать новые вещи каждый сезон?...
А произошло с нашей цивилизацией вот что. Она — театрализовалась. Наша жизнь превратилась в шоу, бесконечную тусовку, ярмарку тщеславия.
А шоу «должно продолжаться». Большинство жителей стран «золотого миллиарда» давно уже ничего не производят (прямо как заправские «светские люди»), они лишь — «тусуются», пытаются не быть, а «казаться», продать себя подороже, купить других подешевле, мелькнуть кометой на горизонте, произвести впечатление, фурор и ... сгореть.
Это — данность, в которой мы живём. Рим периода упадка — роскошный и бессмысленный.
Именно отсюда и «растут ноги» у нашего мирового бизнес тренда — «Резкое сокращение жизненного цикла товаров и услуг»...
Но есть ещё одно соображение...
На самом деле (если вернуться к нашему примеру из истории архитектуры Москвы) в те далёкие времена законодателем моды был отнюдь не Париж (хотя это — традиционное заблуждение русских), а законодателем швейной моды был всегда Лондон.
И именно он стал родоначальником интересующего нас мирового тренда (напомню) «укороченный срок жизни товаров».
Ещё из школы мы помним, что главным двигателем войн и политики вообще — в эпоху развитого капитализма является одна-единственная наиважнейшая причина — борьба за рынки сбыта своего товара!
Как мы всё ещё помним, в 18-19 веке Англия была главным и единственным производителем шерсти и далее — тканей, выделываемых из этой шерсти. В английское сукно одевался весь мир, и попробовал бы он не одеваться (как это попытались сделать индусы!), такие вопросы решала армия...
Нетрудно теперь догадаться — кому была выгодна — частая смена модных фасонов, бесконечный отшив новых коллекций одежды...
***
Сегодня мало что изменилось. Хотя, кое-что добавилось. Кроме платьев, теперь к театральному реквизиту современного «светского человека» добавились гаджеты, технические новинки, обстановка дома, транспорт. За это нужно благодарить технический прогресс, особенно химию, которая изобрела пластмассу и синтетику — делай теперь товаров — не хочу.
И всё же, кое-что мы потеряли. Мы потеряли — качество, ведь «укороченный цикл жизни товара» подразумевает в первую очередь его быструю изнашиваемость, низкое качество выделки.
Театральному реквизиту и положено, в общем-то, быть некачественным. Он же — понарошку, он — условность, он не для «всамделишной» жизни. Он только «обозначает», что вон та — принцесса, а вон тот — принц. Корона — из фольги, зато как блестит! Шпага из картона — зато как «внушает»!
Особенно, если смотреть с галёрки, щёлкая семечки...
И тем не менее, если вы ощущаете себя кем угодно, только не запыхавшейся «актёркой» или надутым «актёром» на сцене «грошового театрика», если вы не ломаете комедию, а пытаетесь по-настоящему — жить, то такие товары-однодневки вам не грозят. Только сделайте смелый шаг в сторону, сойдите со сцены и вы сразу увидите, что в мире есть и — иные бизнес тренды.