Тренды бизнеса и техники креативности с психологическими картами
Поиск Техники креативности Набор для создания идей


Тренд: Прозрачность бренда

Тренд: Прозрачность бренда

Вы наверняка уже сталкивались с этим новым трендом – раскрывать всю информацию о продукте, в мажорном тоне, причём не только о его составе (разумеется, экологичном), но и о счастливых людях, которые его изготавливают, причём изготавливают на всех стадиях производства, начиная с выращивания сырья.

Все эти заявления о том, что “при производстве данного продукта использован труд женщин Шри-Ланки с целью дать им работу и независимость от эксплуатирующей их семьи” кого-то смешат, кого-то раздражают, а кого-то оставляют равнодушным. Но мы живём в таких реалиях. Посмотрим на предысторию с целью понять – почему же этот мировой тренд становится всё более актуальным.

Дело в том, что слишком долго предыдущая эпоха – эпоха варварского капитализма скрывала те условия труда, в которых создавались его лучшие и дорогостоящие товары.

Тончайшее кружево и рубашки из голландского полотна плели и шили бедные белошвейки, корчившиеся и слепнущие от этой работы – у себя в нетопленой мансарде.

Все мы помним изучавшуюся в школе поэму Некрасова “Железная дорога”.

В начале поэмы, на вопрос мальчика о том, “Кто создал эту железную дорогу?” его папенька отвечает, мол, железнодорожный подрядчик Имярек... На что гневный герой Некрасова возражает незамедлительно:

Добрый папаша, к чему в обаяньи умного Ваню держать?

Вы уж позвольте при лунном сияньи правду ему рассказать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден, не по плечу одному.

В мире есть враг,этот враг беспощаден – Голод названье ему.

Он и согнал сюда массы голодные... Многие в страшной борьбе

К жизни воззвав эти дебри бесплодные – гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские... Много их, Ванечка, знаешь ли ты?





И не только Некрасов “пугал” неплохо живущего обывателя рассказами о том, В КАКИХ НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ создаются для них так радующие их товары роскоши...

Занимались этим, например, англичане. Ведь промышленная революция коснулась их в самой большой степени, вот и были англичане в авангарде борьбы с несправедливостью.

Вот знаменитая “Баллада о рубашке” Томаса Гуда, в переводе Э. Багрицкого:

О вы, не узнавшие страха

Бездомных осенних ночей!

На ваших плечах – не рубаха,

А голод и пение швей,

Дни, полные ветра и праха,

Да темень осенних дождей

Причём в более устаревшем переводе Минаева этот куплет звучит, на мой взгляд, куда более устрашающе:

О вы, которых жизнь

тепла так и легка,

Вы, грязной нищеты

не ведавшие люди, -

Вы не бельём

прикрыли ваши груди,

Нет, не бельем,

но жизнью бедняка

Такие произведения писались не просто так, они будировали, вызывали необходимый скандал в обществе, приводили к принятию мер.

И меры – постепенно, но бывали приняты: профсоюзное движение, забастовки, партии, сокращение рабочего времени, улучшение условий труда, льготы, пособия.... Без революции – западный рабочий со временем перестал жить так, как описано в балладе Грея...

Однако, как говорит старинная шутка, “осадочек остался”.

Где-то глубоко, в нашем подсознании, прячется иррациональная мысль о том, что купленный нами товар насквозь пропитан “негативной энергией” чьих-то горестных судеб – если выражаться популярным языком современной нам эпохи нью-эйдж.

И надо сказать, что такие мысли рождаются в нашей голове не только потому, что таковы реалии капитализма, проходящего раннюю стадию своего развития.

Такие мысли порождены куда более древними – мифами. Среди них: миф о том, что “золото и драгоценные камни требуют крови” и миф о “Строительной жертве”.

С первым мифом всё относительно ясно, он не покажется никому таким уж иррациональным, если мы вспомним о том, сколько реальных преступлений связано с драгоценностями...

Миф же о Строительной Жертве – гораздо глубже укоренён в нашей психике. Согласно ему, нечто может быть создано – прочным, только если в фундамент в процессе создания положена жертва. Ею может быть – кошка, человек... Если же жертва не положена, строение якобы забирает жертву самостоятельно.

Таким образом, в губоких областях сознания каждого из нас живёт архетип, согласно которому практически всё, что создано – создано “на костях”...

***

Сегодня (по мнению многих учёных) мы переживаем эру некоего нового Средневековья. И наша истовая вера в “энергию”, которая может быть как “дурной”, так и “хорошей”, тому подтверждение.

Очень часто можно встретить рассуждения вроде такого: “Я не стану покупать одежду в секонд-хенде, так как она пропитана чужой негативной энергетикой”. Заметьте, не потому что “немодно” или “грязно”, а потому что пропитано “дурной энергией”...

***

Эта мистическая брезгливость большинства из нас играет на руку тем, кто создаёт информационныее конкурентные войны с целью уничтожить репутацию фирмы-противника. Достаточно только намекнуть обывателю на то, что при создании данного товара использовался нищенски оплачиваемый труд, как та самая брезгливость оттолкнёт от этого товара многих его покупателей...

Мы не хотим носить рубашку, которая пропитана несбывшимися надеждами швеи... Мы не хотим знать ничего об этом. Мы требуем, чтобы нам рассказали ДРУГУЮ сказку и требуем также доказательств того, что это – не сказка...

Именно поэтому мировой бизнес тренд “Прозрачность бренда” становится практически “маст-хэвом” современного бизнесмена, который не хочет, чтобы своими гнусными инсинуациями его разорил – его же конкурент.

В бизнес тренде “Прозрачность бренда” бизнесмены, собственно, продают историю о том, что данный товар создавали – СЧАСТЛИВЫЕ И УСПЕШНЫЕ ЛЮДИ.

И поэтому “частичка их успеха и счастья обязательно перейдёт к вам”...

В 19 веке большинству людей (особенно вышедших из мелкобуржуазной среды) было абсолютно всё равно – кто и как делает для них предметы роскоши, о которых они мечтали несколько поколений. Ведь 19 век – это век позитивизма, век науки, век угасания веры в чудеса. В нашем же веке (веке возврата к мистическому ощущению мира) ни один бизнесмен уже не может себе позволить не думать об “энергетике” своих изделий.

Посмотрим на несколько реальных примеров.

Австрийская компания Beerenberg – изготовитель джема, решила следовать тренду. Покупатели могут ввести специальный код товара и дату его изготовления на сайте компании и проследить весь путь производства джема, начиная с плантаций, где выращиваются ягоды и фрукты, заканчивая людьми, которые его готовят. История снабжена фотографиями.

Icebreaker – ресурс, который позволяет потребителям проследить весь путь купленной ими шерстяной одежды: вплоть до овцеводческой фермы, где выращивают руноносных овец...

Введя код изделия на сайте Icebreaker, интересующийся покупатель может узнать: какая именно шерсть была использована для изготовления изделия.

На сайте выложены фотографии, видеоролики, на которых видны условия выращивания овец, а также весь процесс изготовления одежды – стрижка, вязание, производство, доставка…

Поскольку в России капитализм только начинается, мы не можем похвастаться такой прозрачностью. Но попробовать стоит.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: