Тренды

Тренд: Музей бренда

Тренд: Музей бренда

Почему этот мировой бизнес тренд стал вообще возможен, почему он так вошёл в моду?

Архив Времени

Почему, к примеру, каждый уважающий себя магазин музыкальной техники выставляет теперь на своей витрине граммофоны и патефоны?

Почему кока-кола и пепси-кола всерьёз коллекционирует свои же собственные банки 50-х годов прошлого века?..

А всё это связано с бурным развитием такой науки как антропология – главной, пожалуй, гуманитарной науки ушедшего столетия. Антропология с вниманием и любовью научила нас (и не только учёных!) относиться к предметам своего ускользающего быта. Она уже сто лет тщательно записывает живые голоса, сказки, обычаи, некогда популярные танцы и рецепты редких национальных блюд. Антропология собирает прялки, люльки и рыболовные крючки. И если до какого-то времени антропологов интересовали, в основном, традиционные народности и народности вымирающие ускоренными темпами, то теперь интерес антропологов вплотную подошёл и к нам с вами – цивилизованным европейцам. Оказывается, что изучать “загадку человечества” интересно не только, поехав на остров Пасхи и зарисовывая там странные татуировки дикарей, но и... коллекционируя предметы быта обычных европейских и американских обывателей. Пылесосы, радиолы, джинсы...

Мы любим то, что далеко от нас, и с пренебрежением взираем на то, что близко. Однако же, как гласит известная притча, не нужно ехать за приснившимся тебе кладом за тридевять земель – клад-то зарыт именно под старым грушевым деревом в твоём собственом палисаде!

Увлечение бизнес трендом “музей бренда” легко понять через одну старую научную метафору, принадлежащую перу философа Френсиса Бэкона. Когда-то он, проанализировав все способы научного и шире – обыденного мышления, вывел три сравнения, объясняющие три пути, три способа мыслить.

Первый путь был назван им “Труд Паука”. Это мышление – без опоры на факты. Почему в метафоре присутствует – паук? Всё очень просто: паук ткёт узор, плод своего труда, да и просто опирается всеми лапками на то, что вышло из его собственных желез – на тонкую нить паутины собственного изготовления.

Очень часто мы мыслим как “паук”, опираемся и сторим цепочки рассуждений на то и из того, что никак не связано с окружающей нас реальностью. Некоторым для ответа на вопрос: “Куда идёт человечество” вовсе не нужны никакие факты – он прекрасно расскажет вам с десяток “теорий”, даже не выходя на улицу и не читая никаких журналов. Более того, не общаясь с людьми и не имея никакого своего личного жизненного опыта.

Вот это и есть – мышление паука.

Второй путь осмысления жизни вокруг себя Бэкон назвал “трудом Муравья”. Как известно, муравей стаскивает в кучу (в муравейник) самые разнобразные найденные им “штучки”, как то: дохлых насекомых, веточки, листочки, комочки земли. Таков путь человека, который, мысля, любит коллекционировать самые разные истории, случаи, факты, примеры, а то и вещи.

Вот и получается, что фактов у него много, но системы и понимания “что к чему” нет. Эти “коллекции” бывает интересно и небесполезно изучать тем людям,которые на основе фактов умеют ещё и делать выводы.

Такой труд мышления Бэкон назвал “Трудом Пчелы”. Пчела (подобно Муравью) собирает опыт (в данном случае – пыльцу цветущих растений), но затем – “оплодотворяет” его собственным продуктом жизнедеятельности, трансформируя ни на что не годную пыльцу в ценный продукт – мёд.

***

Цивилизованное общество слишком долго увлекалось красивыми узорами тех причудливых “паутин”, которые плели ей “Пауки”, кабинетные учёные, пренебрегавшие фактами. Вообще, с материалом, с материальным работали исключительнопредставители естественных наук - -всякие там химики, геологи и ботаники. Считалось, что приличный учёный (как и приличный человек вообще) не пачкает свои руки “низким вещами”, а имеет дело только с пером, чернильницей и бумагой.

Такое презрение к вещам закончилось, повторю, в ХХвеке, когда в моду вошла антропология – гуманитарная наука, трепетно относящаяся не только и не столько к текстам, но и к вещам – которые раньше воспринимались всеми нами и учёными и неучёными как “мусор” и “хлам”.

Ну скажите на милость, кого из обывателей (уже не говоря об учёных!) заинтересовала бы ещё недавно коллекция банок из-под пепси-колы в качестве ответа на вопрос: “Куда идёт человечество?”

Как мы понимаем, бизнес не стоит особняком от процессов, происходящих в обществе. И если сегодня “научная мода” диктует нам всем необходимость больше интересоваться своим прошлым через наши старые вещи, то так тому и быть. Музей бренда – маст хэв любого уважающего себя современного человека.

Фэшн-туры по резиденциям известных брендовНе так давно одна из самых известных в мире французских компаний, выпускающая товары роскоши под торговыми марками Louis Vuitton, Givenchy Couture, Guerlain, Kenzo, Chaumet, Moet & Chandon, Hennessy – предложила всем желающим редкую возможность посетить их резиденции в рамках уникального тура по «святыням» известных брендов.

Программа “фэшн-тура по резиденциям известных брендов” названа «Journees Particulieres» и включает в себя двухдневную экскурсию: поездки по двадцати пяти самым известным мастерским (по всему миру), даже те, куда никогда ранее не пускали посторонних.

Такова люксовая сторона этого мирового бизнес тренда – создавать музей из своего бренда.

Но есть и менее люксовая, а более простая и человеческая традиция, которой всё чаще стали придерживаться фирмы – собирать все предыдущие модели своего товара (уже вышедшие из оборота) и устраивать из них почти что настоящую музейную экспозицию!


20.07.2012
Тренд "Недостаток как достоинство". Как бизнес может прибыльно противостоять системе

Тренд "Недостаток как достоинство". Как бизнес может прибыльно противостоять системе

Превращение недостатков в достоинства - это тяжелая артиллерия для тех видов бизнеса, в которых, как говорят, так просто не пробиться. Как обратить эталоны и стандарты монополистов в прах?