Тренд: Дизайн среды
Тренд, обязательный для бизнеса 21 века
Если вы следите за обновлением номенклатуры специальностей и появлением новых профессий — а с точки зрения вуза — появлением новых факультетов и отделений, то вы уже сталкивались с этой новостью — «Дизайн среды».
То есть, на вопрос, куда мне пойти учиться или куда пойти учиться моему ребёнку ответ готов: дизайнер среды — вот новая, модная, очень перспективная профессия.
Если вы предприниматель, который сталкивался с необходимостью подать красиво свой офис или магазин, то с дизайном среды вы сталкивались не меньше, чем родители абитуриентов и преподаватели вузов.
Да, не успели выпускники «закончить престижную специальность», как тут же организовали бизнес, в котором продают самую трендовую услугу на сегодняшний день – дизайн среды.
Кто может пойти учиться на дизайнера среды и кого можно встретить в офисе, продающем эту услугу? Те, кто раньше шёл в архитектурный\строительный вуз — сегодня становятся дизайнерами среды.
И те, кто раньше получал образование в художественном училище — сегодня выбирают дизайн среды.
Эта новая «проектная» профессия возникла как междисциплинарный гибрид на стыке традиционных — архитектуры и прикладного искусства.
Но именно этот «междисциплинарный гибрид» сегодня определяет —какому бизнесу быть и слыть «в тренде», а какой останется с ярлыком «out-of-date».
Памятка бизнесменам
Мы не собираемся читать вам ненужную лекцию о том, что такое «дизайн среды». Вместо этого мы хотим выделить те несколько важнейших ключевых вещей, которые определяют на сегодня: это пространство — хорошее, это пространство —вчерашний день.
Дизайн среды возник именно как «скоропомощной спасатель» нашего общего «нехорошего» пространства, которое мы общими усилиями умудрились выстроить вокруг себя за 19-20 век.
Всё то, что лишает человека здоровья и оптимизма, «понастроили» в эпоху до новой философии, сконцентрированной теперь в «дизайне среды». Яркий пример такой «стройки» – панельный район города-новодела. Тем не менее, есть ещё более тонкие и важные нюансы, помимо таких явных очевидностей.
Туалет показывает: что думают люди о красоте и смысле жизни
Манифест дизайнеров среды гласит: даже в строительстве таких сугубо технических и практических вещей, как внутридомовые коммуникации (канализация, водопровод, отопление) общество, которое их проектирует и строит, закладывает свои текущие понятия и представления о красоте (раз) и о смысле жизни (два).
И вот, с точки зрения дизайнеров среды, даже наши инженерные коммуникации вопиют о том, что понятия о Красоте и Смысле Жизни у нас всё ещё … не те — позавчерашние, ненавистные к Человеку.
Далее.
Оборудуя офис, Вы обязаны возвышать Человеческое в Человеке
Дизайнеры среды умеют это проверить и отследить в цифрах.
В манифесте дизайнеров среды можно вычитать ещё одну важную вещь: дизайн среды обладает большими художественно-психологическими возможностями. Он, дизайн среды, может как возвышать Человеческое в Человеке, так и унижать его, разрушать.
В этом смысле, самым характерным примером дизайна среды, который именно уничтожает и разрушает Человеческое в Человеке, является дизайн среды концлагеря.
Вот, вспомните, самую характерную деталь любой тюрьмы. В углу каждой комнаты (камеры) стоит так называемая – параша. Это – один-единственный на всех сокамерников туалет, никак не отделённый, не скрытый от глаз и обоняния людей, живущих в камере.
Если дизайн, организация санузла вашего офиса, вашей квартиры —близки к описанному примеру, то это означает одно: в таком пространстве будет осуществляться постоянный «концлагерь», даже если вы сами того не желаете...
К сожалению, именно так устроены санузлы не только во многих школах и детских садах (наследие тоталитаризма), но и в пространствах, где процветает «современный» бизнес...
Дизайн среды был рождён стихийно – усилиями мыслящих архитекторов и художников-прикладников, чтобы – выкорчевать последние остатки тоталитаризма и хищнического промышленного капитализма из каждого уголка нашей инфраструктуры 21 века.
Итак, перейдём к обещанным тем нескольким важнейшим ключевым вещам, которые определяют на сегодня:
это пространство — хорошее, это пространство —вчерашний день.
Важная ключевая вещь №1: Дизайн среды создаёт дизайн процесса
Мы не любим некоторые процессы (если не все). Мы любим только результаты! Но, чтобы иметь результат, приходится терпеть и процесс.
Дизайн процесса — это целая область в дизайне среды, целая наука о том – как снять дискомфорт прохождения долгого утомительного процесса, снять дискомфорт отдельно по каждой его стадии.
Для этого процесс (что логично) разбивается на стадии и каждая стадия его внимательно изучается. Если обнаруживается стадия с максимальным дискомфортом — на неё направляется самое пристальное внимание и дизайном среды дискомфорт снимается. Так:
-
необходимое делается – приятным (сидение в очереди на приём, скажем или заполнение анкеты),
-
трудное — облегчается (поиск нужного кабинета, подъём по лестнице, переодевание),
-
в безрадостные или скучные процедуры и процессы вносится радость и удовольствие (например, продвижение по длинному коридору из одного крыла здания в другое, поездка на лифте).
Всё это необходимо организовывать — как для клиентов, так и для персонала.
Важная ключевая вещь №2: Дизайн среды превращает всё в вашем пространстве в «генераторы радости» (остальное выбрасывает)
Дизайнеры среды разыскивают везде, где только могут: так называемые — генераторы «радости и счастья», а точнее, объекты, могущие иметь при умной подаче — высокое художественное содержание и +несущие в себе позитивный эмоциональный заряд.
С точки зрения дизайнеров среды, нет во вселенной такого предмета (или же явления), которое нельзя было бы преподнести как этот самый «генератор радости».
Любой предмет может дарить человеку своё богатое эмоционально-художественное содержание. На это способен также и любой процесс, например, заход солнца, который лучше всего наблюдать именно из вашего кабинета!
Однако необходимо, вооружившись знаниями дизайна среды —суметь профессионально преподнести красоту этих предметов и явлений, донести их до каждого. Чтобы их заметил, придя к вам — даже... «слепец».
В отличие от традиционных дизайнеров и архитекторов, которые украшали интерьеры разве что картинами на стенах и горшками с геранью, сегодняшние дизайнеры среды считают, что «палитра источников радости и созерцания» должна быть расширена... до абсурда, до бесконечности. Радость нужно учиться и учить — находить во всём.
Дизайнер, создавая среду, должен сам научиться работать так, чтобы затем человек, потребляющий эту среду, легко видел источник красоты и радости во всём, что его только окружает в этом месте. Как говорится: «От прожилок зелёного листа, до сантехники в санузле». От объекта (салфеток на столе бара), до процесса (покидание бара на предупредительно вызванном такси).
Лучший пример дизайна среды, который учит зрителя видеть радость и красоту во всём, что его окружает в данном месте – это, конечно, традиционный японский сад камней.
Дизайн этого дзенского пространства сделан таким образом, что человек, попавший в это пространство, начинает воспринимать обычные мшистые камни и песок — как «объекты, имеющие высокое художественное содержание и +несущие в себе позитивный эмоциональный заряд».
Представьте себе, насколько больше возможностей для дизайна среды у вас, у которых, по всей видимости, имеется в распоряжении — много чего, а не только каменные валуны и песочек японского сада камней.
Важная ключевая вещь №3: Дизайн среды утверждает: «Человек адаптирует среду, среда адаптирует человека»
Описанный в заголовке процесс — взаимен. Угнетающая среда, конечно — угнетает человека. Среда, не уважающая человека, медленно формирует такого человека, которого действительно потом не за что будет уважать.
Но человек тоже — не лыком шит. И он, в свою очередь, оказывает влияние на среду, даже самую негибкую, не динамичную, не поддающуюся адаптации.
Если среда специально не выстроена как максимально – негибкая, не динамичная, не поддающаяся адаптации (традиционная школа, тюрьма), то её можно и нужно менять. И человек на это способен.
Практически любая среда в конце концов приспосабливается к истинным потребностям, вкусам, привычкам и особенностям людей, которые ею пользуются.
Дизайн среды постулирует (как главный тренд дизайна сегодняшнего дня) следующее:
«Сделайте среду максимально пластичной и динамичной. Позвольте людям самим доформировывать её под себя».
Дизайнеры среды измеряют и точный показатель успеха в этом начинании — коэффициент адаптации среды: чем выше коэффициент адаптации у данной среды (то есть, чем она гибче), тем она ценнее, дороже, современнее.
Среда формирует у человека, который проводит в ней много времени — привычки и даже взгляды на жизнь, философию. Поэтому сегодня очень легко вычислить владельца помещения (среды), который намеренно или не намеренно формирует у тех, кто в ней пребывает, негуманные, отсталые, жестокие или депрессивные привычки и взгляды на жизнь.
Владельцы таких подавляющих сред (вместе со своими средами) абсолютно не котируются на современном рынке, который смотрит на мир через призму нового дизайна и новой урбанистики...
Учтите это, когда будете создавать репутацию своей фирме.
Важная ключевая вещь №4: Дизайн среды облегчает коммуникацию любого типа
Один из ключевых терминов в дизайне среды после «дизайна процесса» – «дизайн коммуникации». Задача дизайна среды вообще и дизайна коммуникации в частности — облегчить, максимально упростить коммуникацию.
Какие же виды коммуникации выделяет дизайн среды, с чем он, грубо говоря, работает?
Вот они, основные «виды коммуникаций» современной среды:
-
коммуникации пешеходные и транспортные,
-
коммуникации информационные,
-
коммуникации инженерные (технические)
Важная ключевая вещь №5: Дизайн среды устраняет рождённый в 19-20 веках конфликт между техногенной и природной средами
Конфликт между искусственной и естественной средой («Каменными джунглями городов» и «Природой») порождён хозяйственной деятельностью человека на заре времён, но достиг своего кризисного пика в 20 столетии. Задача же 21 века – похоронить хищнический агробизнес и построить так называемый самообеспечивающийся «Город-огород».
«Огород» не хищнический, не истощающий почву, а выстроенный по принципам пермакультуры.
Важная ключевая вещь №6: Дизайн среды проводит планомерную Гуманизацию трудовых процессов, борясь с марксовым «отчуждением человека от его труда»
Процесс создания материальных вещей (ценностей) давно стал бездушным. Это произошло тогда, когда ремесленник, создававший вещи медленно и в своё удовольствие, уступил место наёмному рабочему, штампующему вещи «в удовольствие рынка».
Это явление давно уже имеет своё имя и имя это – отчуждение. Об отчуждении Человека от его труда (когда человек не получает ни малейшего удовольствия от процесса труда и рад только зарплате, отпуску или победе в офисной интриге) писал ещё Маркс.
Но только сегодня и именно силами дизайна среды удалось, наконец, понять — как (не политическим, не революционным путём) превратить процесс создания материальных благ из «бездушного» процесса в процесс, приносящий работникам радость.
Дизайнеры среды в этом своём начинании отнюдь не голословны. Они технически превращают такие скучные и «бесчеловечные» вещи как:
-
задача «подвоза сырья»,
-
или задача «вентиляции цеха»
в то, что работает на прибавление человеку радости. Ранее бездушные, отчуждённые от человека объекты, технические задачи и технологические процессы — гуманизируются.
И, наконец,
Важная ключевая вещь №7: Дизайн среды вводит обязательный тренд: гибкость и многовариантность использования пространства, среды.
Жилое и нежилое пространство сегодня «современно» и имеет высокую стоимость на рынке только тогда, когда оно – потенциально многовариантно и гибко. То есть, может быть мгновенно приспособлено – под решение самых неожиданных задач.
Гибкость (многовариантность) пространства свидетельствует о том, что тот, кто его проектировал – знает и уважает одну очень важную вещь. А именно: базовое природное стремление Человека к полноте, богатству и разнообразию всех его проявлений себя в этом мире. Стремление к саморазвитию и многогранности.
Представьте себе комнату ребёнка-подростка, которая заставлена тяжёлой мебелью так, что ребёнок (при возникшем желании) не сможет заниматься в этой комнате йогой или танцами, превратив свою комнату в «зал».
Или не сможет поставить в своей комнате рабочий стол-верстак.
Такое пространство, запрещающее ребёнку развиваться, будет признано «негибким» или маловариантным, только — спать, делать уроки, хранить личные вещи в шкафу.
Тенденция универсализации жилых и нежилых пространств находит своё отражение в самых передовых образцах современной архитектуры и дизайна. К этому приложили руку, разумеется, специалисты новой профессии «дизайн среды». Но кое-какие мелочи можно осознать и самому, без привлечения дизайнера.
Максимум розеток
Проще всего добиться универсализации среды можно, используя к примеру, максимальное количество электроразводок и подключений так, чтобы менять обстановку и оборудование, «не завися от розеток».
Максимум свободных площадей
Далее идёт концепция «свободные площади». По современным стандартам качества среды — ровно и даже более 50% пространства должно быть не занято абсолютно ничем, быть пустым.
Посчитать эти цифры точно – вам могут дизайнеры среды.
Минимум капитальных перегородок
Многовариантное, гибкое пространство также не терпит капитальных стен. Вместо перегородок – расставляется функциональная мебель, устанавливаются лёгкие переносные ширмы.
Многовариантное, гибкое пространство —пространство трансформируемое.
Ведь «сегодня» мы не знаем, какой тренд ждёт нас «завтра». И поэтому мы должны быть готовы ко всему новому, открыты новому. Принцип «юрты кочевника» победил в архитектуре и дизайне, к радости экологов и социологов всего мира.
Итак, давайте перечислим напоследок основные принципы, по которым сегодня оценивается качество и стоимость среды, принципы, внедряемые в жизнь новым, средовым дизайном:
-
облегчение тягостных процессов, снятие дискомфорта с самых неприятных стадий,
-
превращение любого объекта среды в «генератор радости», раскрытие этого потенциала в любом объекте,
-
формирование среды, позитивно влияющей на мироощущение человека, «воспитывающей» в человеке его лучшие качества,
-
строительство среды с высоким коэффициентом адаптации под человека, который будет ею пользоваться (гибкой среды),
-
снятие конфликта между вынужденно существующей техногенной средой и дикой Природой,
-
гуманизация «бездушных» трудовых процессов, отчуждающих Человека от Человеческого и превращающих человека в механизм,
-
строительство многовариантной универсальной среды, способной быстро реагировать на любые вызовы технического прогресса, моды, тенденций и трендов.
Ну, а теперь, рассмотрим самые удачные примеры сотрудничества продвинутого бизнеса и дизайна среды.
Примеры:
Свой проект его автор назвал Phyto Kinetic. Его цель – украсить городской транспорт крышами-газонами и клумбами, что позволит улучшить городскую экосистему. «Городские зеленые зоны жизненно важны для фотосинтеза, необходимы для очищения воздуха, которым мы дышим. Но столь незаменимые ресурсы далеко не всегда доступны в городе», - говорит Грэнен. Он убежден, что для создания «карманных оранжерей» можно использовать уже существующие пространства – такие, как крыши городских автобусов. Автор идеи, который называет себя «ландшафтным художником», живет в часе езды от Барселоны – в городе Бескано (Испания). В университете Грэнен изучал биологию, а потом его страстью стал садовый дизайн. Дизайном городской среды Марк заинтересовался после встречи с новатором Алексом Пьигом (Alex Puig), который занимается озеленением городов с соответствии с природными моделями. Результатом сотрудничества двух эко-дизайнеров стал прототип городского автобуса 21 века под названием Phyto Kinetic.
Корейский нано-сад – огород на вашей кухне
Поговорим о том, как модный «дизайн среды» внедряет в умы и квартиры обычных буржуазных семей (потребителей)— высокие и гуманные идеи когда-то мало кому известной, когда-то маргинальной пермакультуры.
Итак, четыре дизайнера из Кореи создали уникальную пока что экологичную кухню-теплицу Kitchen Nano Garden. Это кухня в жилой квартире, которая представляет собой не «кухню» в отживающем понимании этого места, где мы пожираем лишние калории и смотрим сериалы, а буйно растущий сад-огород, уютную высокотехнологичную теплицу-оранжерею, где всё, что можно найти съесть – всё – не из холодильника, а свежее и экологичное, ну а остальное, что несъедобно —беленькое, стильненькое, по-скандинавски — компактное, задвигающееся друг в друга и эргономичное.
Теперь выращивать овощи, зелень, пряные травы и даже фрукты у себя дома становится почти что обязанностью каждой нормальной семьи, и места для этого отводится... вся площадь новой кухни-теплицы!
Дизайн и экологичная эргономика новой городской инфраструктуры
Природой – госпиталь в Африке.
Больница под названием Opera Village of Laongo, которую в 2013 году построил для республики Буркина-Фасо молодой архитектор по имени Diebedo Francis Kere, настоящий шедевр эко-дизайна будущего.
Больница выстроена с учётом традиций местной (локал) африканской архитектуры — строение – невысокое, кладка стен – каменная, натуральная, природного цвета.
Окна больницы Opera Village – главный акцент замысла. Они специально сделаны как рамки живописных картин. Через раму каждой такой «картины-окна» – открывается между прочим тщательно продуманный вид на прекрасную, постоянно меняющуюся саванну, которая окружает эту больницу.
Согласитесь – для пациентов видеть родную природу — лучше, чем видеть бетонный двор или глухую стену соседнего здания…
Архитектурный проект «Фабрика колыбельных»
«Фабрика колыбельных» или Lullaby Factory представляет собой систему полых железных труб устрашающего вида, которые как будто бы «облепляют» каменные внутренности, а точнее, – дворик-колодец старого кирпичного дома. В этом лондонском доме, в старинном районе Блумсбери, расположена детская больница Грейт Ормонд Стрит (Great Ormond Street Hospital) .Придумали же эти поющие трубы – дизайнеры из бюро под названием Studio Weave.Эта «музыкальная шкатулка» имеет в высоту целых 32 метра! Конструкция в 10 этажей вся состоит из поющих органных труб и музыкальных рожков.
«Фабрика колыбельных» исполняет действительно – колыбельные мелодии, которые слышны только внутри дома – то есть, маленьким пациентам лондонской детской больницы... У детей теперь есть специальные индивидуальные радиоприёмники в палатах, которые можно настроить на нужную частоту и слушать колыбельные труб... А в общей гостиной стоит самый настоящий «слуховой рожок», отведённый от уличных труб внутрь помещения, чтобы музыка лилась прямо в холл.
Колыбельные мелодии специально для этого архитектурного проекта написала в подарок детям композитор Джессика Карри.
Музыкальный инструмент-монстр (впрочем, очень добрый монстр) выполнен в духе любимого многими стиля — стим-панк. Отличительной чертой стим-панка как раз и является:
-
кирпичная кладка заводских и складских помещений «а ля 19 век», расцвет промышленной эры,
-
и переплетающиеся между собой железные трубы, часто непонятного назначения – опять же, наследие эпохи индустриализации...Все эти трубы и музыкальные рожки напоминают не только фабричную застройку конца 19 начала 20 века, но и любимого воскресного друга всех «фабричных» – музыкального монстра той эпохи — граммофон!
Так что — архитектурный проект с хорошим вкусом. И проект этот – добрый. Что бывает немного реже у замысловатых дизайнеров.
©www.1000ideas.ru – портал бизнес идей