Тренд: Быстрее! Выше! Сильнее!
То, что мы называем здесь трендом «Быстрее! Выше! Сильнее!» существовало всегда и не только в бизнесе. Называть это явление (свойство человеческой натуры) можно по-разному, в зависимости от точки нахождения Наблюдателя. Кто-то назовёт это: «Суета сует и всяческая суета, построение башни Вавилонской»; кто-то назовёт «Типичным проявлением маскулинной агрессивности мира, где царит патриархат» или проще — «мачизмом»; кто-то скажет, что стремление быть «быстрее, сильнее и выше» есть типичное «Ницшеанство», полемически противопоставляющее себя христианскому — смирению гордыни и милосердию.
«Жить — это значит: постоянно отбрасывать от себя то, что хочет умереть; жить — это значит: быть жестоким и беспощадным ко всему, что становится слабым и старым в нас, и не только в нас». Ницше.
Действительно, мы живём в мужском мире. И тот (та), кто решил отправиться на вершину крутой горы (затем, чтобы достичь Жизненного Успеха по меркам и правилам этого мира), должен символически переодеться в походное мужское платье. Ну действительно, не станете же вы лезть на снежный Эверест в туфлях-лодочках и кружевных панталонах?
А мужчин всегда интересует лишь один главный вопрос. Вы, конечно, знаете, что это за вопрос...
«В чём сила, брат?»
Сила, если Вы нашли её правильную формулу, позволяет набрать и высоту, и скорость.
Всё вышесказанное касается нас всех, живущих в этой цивилизации: что на её обочине, что в центре. Каждый из нас по отдельности стремится быть — быстрее, выше и сильнее. Но кто-то стремится быть быстрее выше и сильнее — себя самого вчерашнего, себя самого пять лет назад... Кто-то стремится быть быстрее, выше и сильнее — своего соседа по даче (to keep up with the johnes — не отставать от Джонсов)... Ну а кто-то стремится превзойти придуманный им самим же — Идеал, вымышленного или наполовину вымышленного героя...
То, что актуально для отдельных лиц, актуально и для стиля поведения целых государств (если мы будем рассматривать нашу культуру в её политическом измерении) и для бизнес-корпораций (если будем рассматривать её в измерении — экономическом).
Цивилизация — это скорость. Цивилизация — это соревновательность. Цивилизация — это жадность.
Поэтому тот, кто выбрал жизнь — в лоне этой цивилизации, необходимо должен научиться играть по её правилам, уважать правоту её истин или хотя бы просто — считаться с ними, брать их в расчёт при построении своего успеха...
Ведь тот же Ницше сказал и другую мудрую фразу: «Человек, ни разу ещё не думавший о деньгах, о чести, о приобретении влиятельных связей, о должности — да разве может он знать людей»?
Если мы хотим заниматься бизнесом успешно — знание людей нам просто необходимо!
Итак, современный бизнес, чей вектор конечно же — совпадает с общим вектором нашей цивилизации, также движется в русле тренда «Быстрее! Выше! Сильнее!», демонстрируя при этом, однако, своё понимание этих призывов.
Современные маркетологи хватаются за голову: «быстрее, выше, сильнее» в изводе бизнес-корпораций сегодняшнего дня превращается в полнейший абсурд! Сегодня этот тренд (так, как понимает его модерновый бизнес) ведёт к абсурду и в итоге подводит к естественной необходимости создания антитренда — «Упрощение».
Впрочем, давайте приглядимся повнимательней к тому, что происходит в «обществе успешных людей» и в экономике в целом.
Быстрее
Сегодняшние компании соревнуются друг с другом буквально в минутах — когда речь идёт о дате вывода нового товара на рынок! Правила игры, по которым сейчас играет крупный бизнес, стали таковы, что приоритет получает не тот, кто сумел сделать действительно — новый или действительно — качественный товар, а тот, кто выпустил и представил его миру — чуть раньше, чем конкурент. «Свистком судьи» или «ударом гонга» является здесь — день и час открытия какой-нибудь международной выставки.
Абсурд ситуации довёл нас до того, что, порой, на этих самых выставках-ярмарках конкурирующие фирмы-производители не стесняясь демонстрируют совершенно идентичные «коллекции» своих товаров. Там, где бизнес не может самостоятельно выдумать что-то достойное, он идёт на уголовное преступление — промышленный шпионаж, кражу идей, дублирование с несущественными, «косметическими» отличиями...
Здесь бизнес разделяет общую проблему с современным спортом. Современный спорт давно уже перестал быть «человекосоразмерным», интересным, здоровым и полезным кому бы то ни было, кроме олимпийских менеджеров. Спортсмены и клубы соревнуются друг с другом за миллиметры и сотые доли секунды, которые может «увидеть» только Глаз высокоточного фотоаппарата. Каждое новое выступление в любом виде спорта требует бессмысленного «побития», повышения предыдущего рекорда... похоже, что красота, здоровье и ловкость человеческого тела (как подлинные ценности старого спорта) были утеряны в ходе этой сумасшедшей гонки как что-то малосущественное...
Точно так же, как и спорт, который превратился в некую шизофреническую (и коррупционную!) систему, замкнутую на себя и неинтересную окружающим, так и бизнес — со своими «Новыми Товарами» (читай: бессмысленно «побитыми» прошлогодними рекордами) стал неинтересен покупателю...
Это прекрасно понимает современный западный бизнес, осознающий кризис, но выключиться из гонки — невозможно. Отсюда — падение качества товаров и услуг, тавтология, топтание на месте (при иллюзии ускоренного движения), стагнация, а кое-где и — деградация.
Всё это — на руку тем свежим бизнесменам, которые ещё не включились в правила игры «олимпийских звёзд» и поэтому имеют шанс — «по глупости и по старинке» выпустить какой-нибудь поистине качественный товар или создать полезную людям услугу...
Выше
Быть выше — это означает быть выше себя самих, в первую очередь. Быть выше себя самих — год назад, себя самих пять лет назад, себя самих на прошлой неделе...
Только такая стратегия (соревнование с самим собой), а не праздное смотрение по сторонам, может принести подлинный успех как отдельному человеку, (который, например, борется с лишними килограммами или занимается самообразованием), так и бизнесу.
Вот и пример: пока другие компании (нелицеприятный грубоватый циник назвал бы их — лузерами) конкурируют с Apple, Apple конкурирует... сам с собой, потому он и «выше всех»...
Сильнее
Задача любого бизнеса — захватить (желательно — весь) рынок и захватив, удержаться на нём —любой ценой! Основная же стратегия для осуществления этой задачи сегодня используется вот какая:
регулярный выпуск усовершенствованных новинок во всё более укороченные сроки.
Невозможность следования этой стратегии на практике (всегда суровой к глупому шапкозакидательству) — приводит к профанации самого понятия «усовершенствованная новинка» и к откату потребителей от этих самых «новинок».
В самом деле, современный человек утомлён и разочарован переизбытком ненужных «функций» на продаваемых ему гаджетах. Наиболее сильно это «утомление и раздражение» коснулось в своё время мобильных телефонов. Избыточное нашпиговывание их «функциями» привело к моде на безыскусные «звонилки» стоимостью меньше тысячи рублей... Так, на вопрос: «Какой у тебя телефон?» стало модно отвечать «Белый». И такие ответы можно было услышать из уст успешных бизнесменов, носящих каждый день галстук и запонки...
Если посмотреть на проблему тренда «Быстрее! Выше! Сильнее» с психиатрического ракурса, то здесь отчётливо можно увидеть клинику маниакально-депрессивного психоза, где «быстрее, выше, сильнее» является по сути ничем иным, как его активной — маниакальной фазой, за которой послушно идёт фаза депрессивная — спад, антидепрессанты и кушетка психоаналитика.
Понимая это, зная, как выражался Ницше, людей, можно найти свою нишу в бизнесе. Возможно, более здоровую, полезную и продуктивную для всех участников — бизнес-процесса.