Тренд: Бесплатно или подарки покупателям
Для России этот тренд является новым только потому, что “новым” для нас является сам капитализм и свойственные ему – товарно-денежные отношения.
История же такова.
Вплоть до наступления Нового Времени в Европе процветал натуральный обмен – как таковой денежной массы практически не существовало, а деньги если и имелись, то были – настоящей редкостью , вроде украшений или безделушек... За труд и службу расплачивались в основном системой сложных взаимозачётов, раздачей земель или просто продуктами. Купцы в таких условиях существовать не могли, но очень хотели и вскоре добились своего! Когда в Европу ворвались вексели и деньги, они сразу испортили всё – к новому привыкать трудно. Но без денег (символической замены реальных ценностей) было уже нельзя... Очень длительно и нелегко Европа вырабатывала у себя культуру денежных взаимоотношений вместо прежних – основанных на доверии, родственных чувствах, вассально-феодальном взаимоуважении и прочих сложных “реверансах”, так осложнявших быструю, математически точную и безличную процедуру заокеанской торговли.
Деньги в конце-концов приняли, как феномен новой жизни, но, как говорится, осадок остался. Где-то глубоко в подсознании каждого из нас сидит вера в то, что даже деловые отношения между людьми всё-таки могут строиться не на деньгах, что сами “деньги” (как символические “бумажки”) всё-таки ничего не означают, а всё только портят и путают.
В глубине души каждый из нас жаждет этих роскошных феодальных подношений – мёда и плодов, дичи и сала, а не унижающего достоинство дающего и берущего “барашка в бумажке”, как издавна у нас называли крупную купюру, стыдливо упакованную в конверт.
Западные маркетологи отлично знают, что даже в самом-пресамом капиталистическом обществе, бессознательное индивида стремится в Потерянный Рай натурального обмена, в эпоху до-денежных отношений. Одним из простых способов – вернуть людям потерянный рай, является такой маркетинговый ход как раздача бесплатных подарков от фирмы – постоянным и любимым покупателям. Реже – всем потенциальным потребителям, “городу и миру”, urbi et orbi... Этот акт щедрости является своеобразной игрой в феодализм, костюмированным балом, где бренд, фирма, купец играют далее роль “Великодушного Сюзерена-сеньора”, а покупатели этой фирмы переодеваются в его “Верных Вассалов” и “добрый народ”.
Торжественный обмен дарами (вместо звона презренного метала и шелеста купюр) относит продавцов и покупателей, играющих в это Представление, в славные времена Робин Гуда. От нас вам – милостивое разрешение охотиться в моих лесах, от вас нам – верность, преданность и готовность когда-нибудь послужить оружием (в смысле – кошельком) ...
***
Разумеется, когда капитализм – молод, он не играет в такие игры. О, нет! Он – зарабатывает, выжимая из всего, что видит вокруг, последние копейки. Молодой капитализм – считает прибыль и ему более ни до чего.
Капитализм же зрелый, уже добившийся своего, по известной традиции начинает сразу же рядиться в аристократические одежды, приставлять к своей фамилии приставку “де”. И первый жест на этом поприще – раздача бесплатных даров. Ибо Благородство подразумевает Щедрость...
В Росии капитализм – молодой, нахрапистый... И раздача бесплатных подарков для нас ещё долго не может быть актуальной, по факту. Но мы поставлены в сложную ситуацию – находясь в общемировом контексте мировой торговли, мы вынуждены “задрав штаны бежать за комсомолом”, калькировать те стандарты, которые требует Запад, доживший до них самостоятельно, без спешки...
Давайте посмотрим на несколько примеров из реального бизнеса – как бизнес раздаривает подарки.
“Free Cafe” – идея японской компании Harimaya Honten, которая занимается производством традиционных японских рисовых крекеров. Бесплатные кафе расположились в 7 крупнейших торговых центрах, где угощают своих постоянных клиентов свежесваренным кофе, горячим чаем с рисовыми крекерами от компании Harimaya Honten. «Единственная плата, – говорит директор компании – мистер Харимайа, – и условие нашего бесплатного угощения – это взаимная вежливость и взаимоуважение. Таким образом, мы продвигаем не только нашу продукцию, но и моральные ценности, которые являются залогом успешного развития общества, несмотря на то, что изначально целью идеи организации бесплатного кафе было ознакомление с продукцией»
Австрийская компания Northland Professional недавно запустила рекламную кампанию в городе Ганц, во время которой обычные городские рекламные щиты раздают бесплатные подарки.
На щитах изображен озябший молодой мужчина с голым торсом На щите как на ёлочке висят по нескольку пар шапок, перчаток, шарфов.
Всего товаров, участвующих в рекламной акции -1000 штук. Все товары висят достаточно низко, чтобы потребители смогли достать и снять их.
Сотрудники компании Thorntons (английский производитель шоколада) сделали первый в мире рекламный щит из чистого шоколада, весом 390 кг и размером 14.5 х9.5 футов. Он простоял недолго на улицах Лондона... Всего три часа понадобилось прохожим и детворе, чтобы съесть этот огромный шоколадный щит, на изготовление которого десятью шоколатье ушло целых 3 месяца, а на установку – сто часов!
Ещё один способ дарить подарки: необычное мероприятие в аэропорту Aeroports de Paris – бесплатные уроки танцев.
Очень оригинальный маркетинговый ход! Все пассажиры имели возможность использовать свое время ожидания полета с пользой и величайшим удовольствием.
Для того, чтобы иметь возможность дарить такие подарки, нужна особая культура, воспитывающаяся стабильной жизнью без потрясений в течение хотя бы трёх поколений. В противном случае мы будем иметь только досадный муляж этого тренда, получая от фирм подарки, сформированные по принципу “на тебе боже, что мне негоже”...
©www.1000ideas.ru – портал бизнес идей