Создание настольной игры: суть и виды игровых действий

На прошлых уроках мы уже рассмотрели такие составляющие игровых механик как как игровое поле и игровые объекты. Теперь же продолжим нашу теоретическую экскурсию и более подробно остановимся на том, что делает игру настоящей игрой - ее действиях.
Для чего, собственно, игре нужны действия? Для… всего! Любая игра моделирует для нас некие ситуации для совершения действий, самостоятельных или предписанных правилами. Именно действия превращают игру в живую, а не аморфную субстанцию: порождают активность, деятельность. Без этой деятельности типичная настольная игра превратилась бы в подобие выставочной картины или инсталляцию с набором различных игровых предметов, а компьютерная игра стала бы, как максимум, занятным слайдшоу. Игра без действий - это как книга описательного характера. Скучный перечень, опись имущества, каталог с одними существительными и полным отсутствием глаголов. В такой игре не было бы ни истории,ни сюжета.
Конфликт в играх
В игре действия всегда завязаны на конфликте. Игроки так или иначе сталкиваются с неким конфликтом интересов - им противостоят либо другой игрок или игроки, либо сама игра с заложенными в ней алгоритмами, препятствующими достижению цели.
Типы конфликтов в играх:
-
противостояние “один на один”;
-
группа игроков против группы игроков;
-
один игрок против многих;
-
один игрок против команды;
-
каждый игрок сам за себя;
-
один игрок против системы;
-
несколько игроки против системы.
Стоит отметить, что конфликт не стоит понимать излишне буквально как некую открытую конфронтацию, многие игры предусматривают различные виды взаимодействия игроков и влияния друг на друга, где сторонам приходится искать компромиссы, заключать временные союзы и совершать иные действия. Это:
- прямой контакт: “я осаждаю ваш замок”
- путь переговоров: “я сниму осаду замка, при условии, что...”
- обмен (ресурсами, информацией, территорией): “я знаю, какая тактика позволить захватить замок соперника n, предлагаю обмен информации на…”
Разумеется, сам предмет конфликта может носить какой угодно характер. Например, для настольных игр зачастую характерны территориальные, экономические и информационные конфликты.
Активные и результирующие действия
Сегодня, в эпоху развития компьютерных игр, дотошно моделирующих реальность, в некоторых играх открытого мира игроки могут делать если не все, то очень и очень многое. Но, все же, действия в любой игре можно поделить на две крупные категории: действия активные и результирующие.
- Активные действия - это просто все те действия, которые может совершать игрок в данной игре, некое управление. Двигать фишкой/фигурой, бежать за мячом или бить по нему, бить карту соперника или сбрасывать ее и так далее.
- Результирующие действия - это действия, рассматриваемые сквозь призму цели игры, то есть то, как игрок распоряжается доступными ему вариантами активных действий для достижения нужного ему результата. Здесь уже игрок не просто “двигает фишкой или фигурой”, а с помощью этого движения защищает ее от захвата соперника или идет ей в атаку, чтобы захватить оппонента и лишить его части ресурсов. Он уже не просто “бьет по мячу”, а бьет по мячу с целью забить решающий гол и выйти победителем из игры. Он не просто “сбрасывает карты”, а целенаправленно сбрасывает лишние карты, чтобы в следующем ходу подобрать более сильную и нужную комбинацию, которая позволит ему выиграть. И так далее и тому подобное.
Ключевое отличие активных действий от результирующих в том, что первые действия - видны, а вторые - нет. Точнее, они могут быть и видны, о них можно догадаться, но не всегда. Результирующие действия как бы не заложены и не прописаны в правилах игры, но они делают игру неповторимой, так как иллюстрируют стратегии игроков.
Результирующие действия чаще встречаются в тех играх, где правилами предусмотрен широкий спектр активных действий и применяемых объектов, которые можно комбинировать. Путем их наиболее оптимального сочетания получается самый выгодный результат. В таких играх цели обычно могут достигаться несколькими путями, а в процессе каждого действия могут возникать побочные эффекты, которые также становятся поводом для появления результирующих действий.
По сути, мастерство игрока определяется довольно четким критерием - это максимальное количество результирующих действий при минимальном количестве действий управления.
Действия в настольных играх: ходы и стратегии
В настольных играх действия игроков чаще всего ограничены таким понятием как “ход”. Ход - это выбор и осуществление одного из предусмотренных правилами действий игроков.
По своей механике ходы могут быть:
- Одновременными.
- Очередными (как правило, право хода предоставляется по часовой стрелке). При этом очередность может быть предписана правилами на протяжении всей игры или обусловлена игровой ситуацией.
- Внеочередными (когда игроки, например, получают право хода, тратя некие ресурсы).
Время на ход игрока может строго ограничиваться, а может не регламентироваться вовсе. Так как ход - это не всегда минимальная единица действия в играх, он может включать в себя несколько действий и осуществляться в несколько фаз.
Осуществление самого хода в целом и его структурных составляющих (если таковые имеются) может быть разным по степени своей свободы. По мнению автора знаменитой игры “Цивилизация” Сида Мейера, “игра - это серия интересных выборов”. В этой цитате подчеркивается, что в игре должно быть выделено место свободе для принятия решений, осознанного выбора. То есть, ход может быть:
- личным - это сознательный выбор игрока одного из возможных действий. При этом каждый раз понять, какой именно ход “лучший”, объективно нельзя.
- случайным - это случайное действие: например, по броску кубика или путем выбора из перетасованной колоды.
Иногда бывает так, что настольные игры целиком и полностью построены на случайности, а места личным ходам там нет вообще: остается лишь уповать на абстрактную удачу в чистом виде. Есть ли у нее связь с личностью? Вопрос вечный и спорный. Но большая доля игр все же старается не отсекать от игрового процесса самих игроков и дает им при осуществлении хода право выбора. Цепочки же личных осознанных действий или ходов создают то, что называется стратегией настольной игры.
Выбор стратегии достижения результата зависит, во-первых, от вариантов, предусмотренных и продуманных автором игры, а во-вторых, от стратегического видения самого игрока. Стратегическое видение - это качество моделирования и проектирование будущей реальности в подробностях - с учетом рисков, меняющихся обстоятельств, личных качеств и ресурсов, либо ресурсов и качеств группы. Стратегия настольной и любой другой игры, в которой не сильно ограничено право выбора - это то, как, человек, отвечает себе на такие вопросы, как:
- Что я хочу получить в результате?
- Какую особую ценность несет это действие?
- К каким последствия приведет это действие?
- На что я готов ради совершения этого действия?
В связи с этим авторы игр, в которых имеется место стратегиям игроков, всегда держат в особом внимании возникающие в связи с этим непредвиденные сюжеты, которые могут быть совершенно далеки от того, что заложено при создании.
Базовые действия (механики)
Действия - это еще и тот фактор, который позволяет конкретной игре выделяться на рынке. Обратите внимание: когда кто-то говорит вам о том, что одна игра очень похожа на другую, это чаще всего это означает, что в ней содержатся сходные наборы действий. Привычные “идти”, “стоять”, “бежать” могут ожидаемо наводить скуку, в то время как небанальные, но вроде бы не очень примечательные действия для реальной жизни - катить больничную койку, кормить фермерских животных или драить палубу - могут привести к созданию интересных и необычных игр. Иногда такие действия оказываются столь важны для игровой механики, что вокруг них и создаются самые инновационные игры и хиты продаж. То, какие базовые действия закладывает автор в игру, в значительной степени определяет ее структуру.
Базовые действия, составляющие суть игры, называют еще базовой механикой игры. Типичной базовой механикой может быть открывание закрытых карточек на своем ходу, передвижение фигур навстречу сопернику с целью атаки, сбор ценных ресурсов.
Базовые механики ложатся в ядро игры или базовую динамику - то есть краткий алгоритм всего игрового процесса. Это именно то, вокруг чего строится игра и складывается ощущение от игры, которое хотели вызвать авторы. Благодаря базовой динамике мы можем быстро понять, про что эта игра - про захват территории, предсказания, борьбу за выживание, торговлю, погоню и т.д.. Подробнее об основных видах игровых механик мы поговорим на следующих уроках.
