Разработка настольной игры под запросы целевой аудитории

Разработка настольной игры под запросы целевой аудитории

Пожалуй, самое яркое деление целевой аудитории проходит по гендерному признаку. Начнём с того, то маркетологическое деление продуктов «по полам» – это страшное упрощение, которое бесит даже самих потребителей. Особенно потребителей современных, молодого возраста, имеющих высшее образование и широту кругозора вкупе с огромной возможностью разных выборов и разных амплуа. 

Это не значит, что разницы между женщинами и мужчинами вообще нет и что маркетологи «не правы», выдумывая эту разницу. Маркетологи неправы только в одном – нельзя слишком явно навязывать свой товар как «типично мужской» или «типично женский». Нельзя делать выбор за потребителя.

Представьте себе такой пример.

Вы пригласили к себе в гости большую компанию и накрыли стол, ломящийся от яств. При этом вы умильно улыбаетесь и говорите: "Так, мальчики будут пить водку и кушать шашлык. Девочки же будут пить шампусик и кушать пироженки, а те, кто худеет, (Маша с Катей, вам сюда, к диетическим закускам – вы толстые), будут есть салатик из рукколы, политый уксусом". Я всё продумал, я старался, я прочитал в интернете.

Не правда ли такой хозяин кажется … идиотом? Да, но почему маркетологи не кажутся идиотами сами себе – ведь они в сущности делают то же самое? Смех в том, что скорее всего люди и так будут кушать то, что вы предсказали. Только не надо им такое говорить изначально вслух. Как минимум – это бестактность. А возможны и такие варианты, которые вас удивят. Нельзя мыслить шаблонами и стереотипами. Есть дамы, которые едят шашлык и пьют водку. При этом они очень женственные. Есть мужчины, падкие до тортиков. При этом они майоры милиции. Запомните – «вы мало знаете о мире и людях». «Вся ваша жизнь – это сплошное удивление». Только с этими двумя мантрами каждый человек сможет добиться успеха.

Так как же накрывать стол и зазывать гостей? (Заканчивая аналогию). Поставьте молча на стол все «типично женские» и все «типично мужские» лакомства, плюс ещё одну треть от общего стола – гендерно нейтральных яств, которые любят все люди. И приглашая за стол, не выделяйте отдельно мальчиков и девочек. Приглашайте за стол – просто людей.

Есть ли разница между мужскими и женскими предпочтениями в играх

Да, она существует. Хотя учёные предупреждают очень сурово: ориентироваться на «обобщения» – это всегда означает превратить себя и свой продукт в дешёвку. А ориентироваться на некоторые обобщения – и вовсе означает стать членом «партии» и «идеологии», не зная при этом даже – членом какой партии и какой именно идеологии ты невзначай стал. Вот, что мы можем сказать почти безошибочно. (Мы надеемся). Ниже мы приготовили для вас очень взвешенный список яств. Он делится на три части:

  • типично мужские лакомства,

  • типично женские лакомства,

  • лакомства, которые нравятся всем людям.

Типично мужские игровые лакомства

Конкуренция. Казалось бы – а разве женщины не обожают конкурировать друг с дружкой или даже с мужчинами? О! Ещё как любят! Только они это … скрывают. Слишком явная конкуренция с представительницами своего пола выдаёт – сексуальную озабоченность «поиском партнёра», агрессивность, вызванную комплексами, которые выливаются в то, что ты стремишься доказать товаркам: «Я вас лучшая». Считается, что если женщине «повезло», то ей не надо доказывать, что «она лучшая». Это и так все видят. Зашла такая с косой в пол и «все упали». Зачем тут что-то ещё доказывать?

Слишком явная конкуренция с мужчинами выдаёт в женщине – ещё большее количество тех её особенностей, которые явно женщину не украшают. С мужиками не соревнуются. С мужиками – флиртуют. А если по какой-то причине ты с мужиками флиртовать не можешь, ты начинаешь с ними конкурировать и воевать, чем и доказываешь свою ущербность. Открытое желание конкурировать с мужчинами, пробивать головой стеклянные потолки и пр. – есть черта агрессивного, радикального феминизма. Если ваша целевая аудитория — дамы именно с такой социальной повесткой – вы можете и даже должны придумать для них игру, где они будут соревноваться и конкурировать в открытую и с удовольствием.

Но если ваша ЦА – «обычные женщины», запомните:

  • женщины конкурируют не слабее мужчин, но тщательно скрывают это под различными «масками». Например, любвеобильные объятия с подругами, поцелуи и охорашивания обычно скрывают ненависть, зависть и сравнение. Ваша игра ни в коем случае не должна срывать маску с женщины и обнажать её истинное лицо и истинную потребность – бешеное желание конкурировать.

Таким образом, конкуренция как игровое предпочтение – это абсолютно мужская история. Мужчинам конкурировать не только можно, допустимо, но и нужно, требуется. Чувствуете разницу? Дайте им то, что им требуется, чтобы доказать социуму и себе свою «мужескость», и они скажут вам за ваш товар – спасибо.

Типично женские предпочтения в игре

Возможность генерировать и проявлять вовне весь спектр ярких эмоций. Представьте себе двух мужчин, играющих в шахматы. Тишина будет такая, что если муха пролетит – будет слышно. А теперь представьте себе двух женщин, так же в тишине играющих в шахматы. Не можете? Правильно! Такого и не бывает. Вспомнили детский стишок: «Девочки тихо играли в гестапо...»? Это какие-то девочки-извращенки, что, собственно, стишок и подтверждает. Обычная женская целевая аудитория любит такие игры, где можно:

  • повизжать,

  • попрыгать,

  • поплакать,

  • громко поржать,

  • похлопать в ладоши,

  • пообниматься,

  • повиснуть гроздью друг на дружке.

Почему, как вы думаете? Потому что женщине запрещено проявлять её истинные эмоции. (Вы думали, только мужчинам запрещено? Это миф). Итак, женщинам тоже запрещено проявлять их истинные эмоции. Они «должны» быть павами. А в викторианские времена (как вам известно) женщинам предписывалось не проявлять никаких эмоций даже на супружеском ложе). Шлейф от этого времени остался. Чем больше женщина похожа на статичную статую, тем она «правильнее» до сих пор. Поэтому, когда вы дадите им контекст игры, где они смогут «оторваться», снять с себя неудобный костюм «павы» и повизжать, женщины будут вам благодарны.

Что нравится всем людям, но подходит не каждому

  • Забота. Люди играют в игры, потому что хотят о ком-то заботиться. Это такое альтруистическое чувство, которое возвращает нас к архетипу детско-родительских отношений. Причём заботиться любят как мужчины, так и женщины. А иногда можно встретить и тех и других, которым это развлечение чуждо. Что есть забота в игре? Это и выращивание сада, и воспитание младшего, и дружба с питомцем вроде щенка, тамагочи и пр.
  • Власть. Второе часто бывает трудно отделить от первого. Но иногда разница видна чётко. Люди обожают играть в игры, потому что порою только в игре и могут примерить на себя тиару Власти. «Пять минут славы», нужные, по мнению Энди Уорхола, каждому, даются в игре испокон веков. Я – королева Мая. Мне на голову надели венок из веточек. Я вам буду приказывать. Я шучу. Но в каждой шутке есть только доля шутки.
  • Разрушение. Чтобы «выпустить пар» и перенаправить свою агрессию в безопасное русло, выдумано огромное количество игр, где можно всё «тупо покрушить» и тебе за это ничего не будет. Вот хотя бы городки или боулинг. Сбить на фиг все эти кегли – ну разве не прелесть?
  • Вербальные головоломки. Умение ориентироваться в мире слов, изучать мир слов, играть словами, подчинять их себе, подчинять людей при помощи подчинённых тебе слов.
  • Пространственные головоломки. Умение ориентироваться на местности, изучать местность, играть ландшафтом, подчинять его себе, подчинять людей при помощи подчинённого тебе ландшафта.
  • Подражание реальному миру, который тебе нравится, но недоступен. Нельзя освоить все профессии и все социальные роли, но в них можно поиграть. Некоторые социальные роли освоить именно тебе просто нельзя, а некоторые – опасно для жизни. Но поиграть – это завсегда. Так дети играют в школу, изображая учительницу и в семью, изображая маму с папой. А взрослые играют в пиратов, гангстеров, мафию, танкистов и т.п.
  • Поиск хорошо спрятанной истины, методом проб и ошибок, подбором гипотез и вариантов. Решить задачку. Угадать задуманное. Узнать тайну. Отыскать предмет. Отыскать выход.

Итак, перед нами 7+2 причины, по которым люди играют в игры. Итого девять причин. Две причины – (1+1) – традиционно мужская и женская, хотя и в этом мы сомневаемся – ибо задача учёного сомневаться во всём. Остальные 7 магнитов, которые тянут людей к игре – испокон веков – от их пола вообще никак не зависят. Говорить, что женщины «страдают пространственным кретинизмом», (потому им якобы не нужны пространственные игры), а мужчины – косноязыкие увальни с лопатой, которым неуютно в мире слов и в церкви им некуда ноги сорок девятого размера девать– это значит повторять шаблоны столетней давности, очень ветхие эксперименты американских бихевиористов, которые работали 100 лет назад на тогдашнем материале и то вряд ли валидно.

Пирамида потребностей Маслоу и теория игр

Как известно, «пирамида потребностей Маслоу» состоит из пяти ступеней. Первые нижние две ступени пирамиды называются – базовыми. Это – базовые потребности человека.

Сюда включаются:

  • самая низшая и «базовая» – потребность – потребность в обеспечении твоей физиологии и её нужд. Сюда входят: сон, отдых, еда, питьё, укрытие от холода и непогоды в виде одежды и крова над головой, секс и как ни странно – потребность в размножении.
  • Вторая базовая, чуть повыше первой – потребность в безопасности и защите. (Сюда входят: защита от болезней и инфекций, защита от диких животных, от людей-врагов и от стихийных бедствий).

Три высшие или небазовые потребности растут вверх в такой последовательности:

  • Социальные потребности. Сюда включают любые отношения с людьми, такие как дружбу, любовь, сотрудничество по взаимным интересам.
  • Потребности в уважении. Сюда включают любые отношения с иерархическими структурами власти – награды, признание, почёт, возвышение и выделение из толпы, получение званий, должностей и привилегий, власть, карьерный рост.
  • И наконец на верху всего этого стоит потребность высшая – потребность в саморазвитии, духовном росте, поиске и обретении себя, своей миссии, своей души.

Маслоу учил, что высшие потребности не нужны людям, пока они не удовлетворили свои низшие. (Не до жиру, быть бы живу). Эта гипотеза давно опровергнута жизнью и многажды высмеяна.



Иногда это работает, но только иногда. Например, если человек хочет жрать, а еды нормальной ему достать негде, то (по Маслоу) он пренебрегает чуть более высшей потребностью – «потребностью в безопасности» (от микробов) и жрёт что ни попадя. Таким образом, если первая потребность у него не удовлетворена, то второй потребностью он якобы пренебрегает. Базовая оказывается важнее. Это и так, и не так. Сами можете посудить – не всегда человек начнёт есть с помойки, даже если ему ужасно хочется кушать. Может быть он включит голову и раздобудет себе еды без микробов. Особенно если один раз его пронесёт. Как теория игры корректирует пирамиду потребностей Маслоу и для чего это нужно знать нам с вами?

Всё дело в том, что Маслоу был слишком серьёзен и потому игры в расчёт вообще не принимал. Ему даже в голову не могло прийти, что потребности можно вполне удовлетворять … понарошку!!! И это «понарошку» удовлетворит потребность – по правде. Вот так это работает! Вот в чём великая сила и магия игры. Он даже такого слова не знал – «понарошку», слишком серьёзный был дядька, потому – кругом комичный.

Какие потребности удовлетворяет игра 

Все! Зачем нужна игра? Чтобы удовлетворив (понарошку, в игре) те потребности, которые ты по каким-то причинам не можешь, не хочешь, не умеешь удовлетворить в реальности, ты смог быстро перейти к тем потребностям, которые тебя интересуют больше всего на самом деле и сконцентрировался только на них!

Не будем утрировать или в чём Маслоу был Прав

Маслоу был впав в том, что если ты умираешь от голода и лежишь посреди поля, а сверху на тебя хлещет дождь, а ноги у тебя босые, и при этом ты не спал уже 5 суток, – то ты не будешь играть в удовлетворение высших потребностей. Ну да. Он прав только в этом. Но это такой неинтересный «капитан очевидность»... И это очень редкая ситуация – чтобы всё вот так сразу вдруг сошлось и вместе. Такой человек, скорее всего, через пять минут умрёт. Но он не умрёт.

Если он найдёт стог или сарай, то вот он уже и обрёл дом. Эта потребность – закрыта. Он может поиграть в то, что это замок. И весело посмеяться. А чем не замок? А если он выспится в этом стогу или сарае – то и вторая потребность закрыта. А если он нашёл себе хлеба и кружку молока, то всё – он король. 

И может наш человек немедленно начинать удовлетворять все те потребности, которые и отличают его как «уникальную личность с запросами» от других уникальных личностей с совсем иными запросами. Он даже может начать играть в игры. Человек всегда играет в игры. И ему нужно очень мало, чтобы «прийти в себя» и опять продолжить свои изыскания в той области, которая его серьёзно волнует по жизни.

В чём ещё прав Маслоу? Он прав и в том, что «незаткнутые» ничем потребности никуда не деваются и вопиют о себе и не дают вполне наслаждаться потребностями высшими. Маслоу прав в том, что все те потребности, которые он назвал, берут человека за горло и о себе напоминают. Ночами. Или посреди банкета. Маслоу их не выдумал – он их честно перечислил. И сказал, что надо их удовлетворять. Только не сказал – как.

И тут пришёл ведущий игр... 

И тут пришёл ведущий и сказал: У меня для вас хорошая новость. Не надо удовлетворять все эти жадные рты потребностей в реальности. Удовлетворите их в игре. Это то же самое. Даже лучше. Потому что безопаснее, успешнее, занимает меньше времени жизни, не отбирает сил. Удовлетворите в моей игре всё неудовлетворённое. А потом займитесь уже в реале настоящим удовлетворением той потребности, которая вам шкурно нужна. Одной-единственной потребности. И вот тут уже не мухлюйте. Потому что я высвободил вам бешеное количество времени жизни, сил и ресурсов, чтобы у вас всё получилось с той, о которой вы мечтаете.

Учёт навыков игроков

Все возможные навыки игрока делятся на три класса:

  • телесные,

  • интеллектуальные,

  • коммуникативные.

К телесным навыкам относится, например, выносливость. Подумайте об этом, когда будете создавать игру в душном помещении на 8 часов, с необходимостью сидеть на жёстком стуле без возможности прилечь, снять обувь и тесную одежду, с необходимостью отстаивать очереди в туалет и терпеть голод, или же довольствоваться глютеном и быстрыми углеводами вместо полноценного и здорового перекуса. Офисные сотрудники, люди со здоровой спиной и здоровым обменом веществ, – обладают навыком такой «своеобразной» выносливости.

Но желательно всё-таки продумать пространство своей игры таким образом, чтобы ваша игра не превращалась в офисную каторгу, испытание для позвоночника и сосудов головного мозга. К интеллектуальным навыкам относится память и внимательность – в основном. Что вы сделали для того, чтобы подаваемый вами материал, необходимый для игры, лучше запоминался? Что вы сделали для того, чтобы сконцентрировать всё внимание игрока на самых важных временных отрезках игры?

***
Зачем мы это всё говорим? Дело в том, что к вам на игру могут прийти люди без так хорошо прокачанных навыков, как вам бы этого хотелось. Не превращайтесь в пародию на плохую учительницу, которая орёт на детей: «Вы что тупые?»

 Пример: Вспомни, какие карты были у тебя в предыдущем раскладе? Господи! Даже я помню, что у тебя тут лежал «Инвестор», а тут «Оазис фантазий». Где твои записи? Ты вообще присутствуешь? Зачем ты сюда пришла?
Может, лучше сразу предупредить о необходимости записей и не полагаться на память, которую клиент вам не обязан демонстрировать? Да и свою, кстати, не перенагружать. А то ведь придётся.

К социальным навыкам относятся – умение сотрудничать и составлять предварительный психосоциальный портрет человека, с которым тебе довелось играть. Чтобы не сказать ему лишнего. Не все люди, пришедшие на игру, обладают этими навыками. Как ваша игра предупреждает конфликты, которые могут возникнуть на почве слабых социальных навыков у некоторых игроков? Ловушку конфликта лучше предупредить, чем разруливать.

Типы целевой аудитории настольных игр

Настольные игры для взрослых (не для подростков, и не для детишек) знают всего два типа взрослой целевой аудитории:

  • «фанатичные игроки настолок»,
  • и «случайно проходившие мимо» добрые люди.

Можем назвать их «дедами» и «салагами». У первых есть опыт в настольных играх. У вторых есть желание начать играть в настольные игры или сыграть один раз – с вами, в вашем клубе. По каким-то своим причинам...

Для нас с вами важно два момента:

  • не опозориться перед аудиторией снобов,
  • и не отбить желание у салаг.

Как не опозориться перед «дедами»

Просто не крадите идеи давно известных игр и не называйте их гордо «своим изобретением». А если вы подражаете идее какой-то игры (что ж, и так тоже бывает), сделайте свою версию – лучше. А как? Да постарайтесь выложиться по максимуму и честно, вложить в игру – кусочек себя.

Сколько на свете экранизаций романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение»? Наверное, их около сотни. И будут ещё! Что ж... Каждый режиссёр имеет право взяться за этот шедевр. Сколько театров играют «Гамлета»? Каждый актёр, (способный сыграть Гамлета!), имеет право... попробовать сыграть Гамлета! Делайте свою игру так, чтобы сноб, видевший «гамлетов» по всему миру, не сказал: "Господи! Это самый худший Гамлет, которого я видел за всю свою жизнь!"

Как не отбить желание у салаг

Когда детей впервые приводят в театр, их приводят в кукольный театр. И спектакль длится полчаса. И он простой. Но запоминается на всю жизнь. Потому что актёры всё равно играют так, как будто они играют для Бога. Вряд ли кто-то будет показывать малышам 4-х лет пьесу Сартра «Ад – это другие». Сделайте вашу игру такой, чтобы правила её были понятны сразу, за 3-5 фраз. И пусть она будет – красивой – как первый спектакль в кукольном театре. С газировкой в фойе...

15.10.2025

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: