Поиск и создание идеи своей настольной игры

Поиск и создание идеи своей настольной  игры

Давайте сразу же разберём первую наиважнейшую ошибку, которую совершают практически – все люди, задумавшие создать свою игру. Ошибка эта очень глубоко укоренена в самом нашем способе мыслить и создавать, и является прискорбным пороком мышления. Этот порок описал и возненавидел ещё философ Платон – впервые в истории мысли.

Как не надо создавать идею игры. «Подражание подражания подражания»

Спорим, что если вы решили создать свою игру, то это означит, что вас вдохновила … какая-то другая игра? А это неправильно. Вас должна вдохновлять – Жизнь, а не чужая игра. Учёные используют для объяснения этой мысли термин: неигровой опыт.

Так вот: вас должен вдохновлять на придумку игры – неигровой опыт. Например, в детстве вы доили корову. Это неигровой опыт. Он насквозь экзистенциален. То есть – он живой. Из вот из этого неигрового опыта – можно сделать игру. Можно – оттолкнуться от него, потому что там есть от чего отталкиваться. Мы, чтобы ещё раз объяснить эту мысль, дадим не научный термин, а метафору. Сейчас вы всё поймёте.

Из какого мяса жарить вкусные сочные котлеты? Как вы думаете – из какого мяса надо жарить котлеты: из варёного мяса или же – из куска сырого мяса? Конечно, из куска сырого мяса! Это все понимают! А теперь представьте такую сумасшедшую хозяйку, которая пошла в магазин и купила там 2 кило пельменей. Она говорит: эти пельмени вкусные! Они не как другие пельмени! Они из натурального мяса! Они дорогие! Их быстро разбирают! И вот поэтому... Поэтому я приду домой и начну выковыривать их этих элитных пельменей мясо. Наковыряв мяса, я перекручу его на фарш, добавлю туда лучок, чесночок и – нажарю моих вкусных котлеток! Я уверена, что мои котлетки вам очень понравятся. Ведь пельмени, из которых я наковыряла для них мяса – шикарные, отвечаю!

***
Да. Вот именно так выглядит человек, который хочет создать свою игру, а смотрит для этого не на живую жизнь, а на другие чужие игры, и – ими вдохновляется. Нельзя приготовить свою идею из чужой идеи. Это будет как вчерашний гамбургер. Свою идею надо готовить из своей жизни. Из берёз и колодцев, из пригородных электричек и дедушкиных спичек. Из всего того, что называется – ваш живой опыт, ваша память, ваши воспоминания, ваша плоть и кровь, ваши восторги, ваши умения.

Что говорил об этом философ Платон

Платон не любил художников и скульпторов. Он считал, что они занимаются подражанием подражанию, то есть, ерундой и дальнейшим искажением правды. Почему? Платон считал, что все земные вещи – это всего лишь бледные искривлённые и нестойкие подражания подлинно Живым Вещам – Идеям, которые живут на небесах, в Эмпиреях. Поэтому когда художник сидит с мольбертом и зарисовывает вещь, (берёзу в своём огороде) он занимается подражанием подражанию.

Но есть ситуация хуже. Это когда вы полюбили этого художника и стали рисовать берёзки «в его стиле». Он хоть в огороде сидел, его комары кусали. Он думал, что имеет дело с подлинностью. А вы вообще ноль, понимаете? Вы штампуете узнаваемые берёзки и косите под него. Вы занимаетесь подражанием подражания подражанию. Это как выстирать футболку 150 раз, а затем подарить сестре – носи на праздники! Нет, спасибо. 

***
В общем, считается, что Платон немного ошибался. (Платон мне друг, но истина дороже – помните?Поэтому художником быть – можно! А вот кем быть совсем не желательно, так это: «художником», который подражает... художнику.

Что говорит об этом современная философия

Между прочим, так себя ведут многие люди – вы уже поняли. Так у этого же есть и название на языке философии: создание симулякров. Главная примета эпохи постмодерна – это создание симулякров. Что такое симулякр? Это вот как раз и есть – котлеты гордо пожаренные из чужих пельменей.

Это когда ты вдохновляешься не живым миром, не своим опытом, а чем-то сделанным до тебя. Крадёшь у людей, у которых в отличие от тебя были свои мысли, свой опыт, своя жизнь и любовь к этой жизни. Когда-то было писком моды писать стихи, построенные на цитатах из Мандельштама, Бродского, Ахматовой и других крутых поэтов. Нет бы выйти в поле и вдохновиться видом. И написать стихи. Но нет. Люди шли в библиотеку, там начитывались стихов, а потом шли домой и писали свои.

Этим они хотели показать:

  • я – умник,

  • я много перелопатил,

  • я много знаю,

  • я трудолюбивый,

  • я изучил рынок.

  • А чего добились вы?

Так делать не надо. Тем более что эпоха постмодерна уже закончилась. А так как закончилась она совсем недавно, то все, кто до сих пор в её русле живёт, выглядят отчётливо немодно и смешно.

Итак, делаем первый вывод.

Вы решили создать свою игру. Да вдохновит вас на идею игры – ваш личный живой опыт. А не чужие крутые игры

Режиссёры театров специально не ходят на спектакли конкурентов и сознательно обрекают себя на «культурное невежество». Они боятся, что в их спектакле будет предательски звучать приёмчик из шедевра соседа и все их засмеют. А они — атрофируют в себе навык истинного творчества. 

Как превращать «неигровой опыт» в «идею игры»

Очень важно подчеркнуть, что неигровой опыт должен быть вашим, личным, пережитым вами. То есть интервьюировать бабушку и соседку – «а расскажи чё-нить интересное из твоей жизни» – это последнее дело. Придётся скрести по своим сусекам. Неважно, что вы не были на БАМе и не стреляли из окопа. Чужое сразу видно. Оно ни гроша не стоит. Цените – свой опыт. Не сравнивайте его с чужим. Не говорите: «он жил интереснее меня, а я что?»

Пример неигрового опыта, который может стать фундаментом для идеи

Мы не служили в армии и не были на войне. Мы даже не прыгали с парашютом. Но у нас есть замечательный неигровой опыт. Мы его обожаем. Не знаем почему. Когда мы его вспоминаем – мы вспоминаем все краски и звуки, все запахи и ощущения, которые его сопровождали. Это кусок живой жизни. Вот этот опыт.

Бомбочки с водой из тетрадного листа

Начиналось это весной, в четвёртой четверти. Когда окна, запечатанные на зиму – теперь были открытыми настежь. Впереди маячило лето – настроение было отличное. Хотелось радоваться и беситься, счастье лилось через край! Школа скоро – всё. Из тетрадок в клеточку уже можно было выдирать смело листы. Почему? Да потому что всю её уже не испишешь – каникулы через пару недель!

И вот ты складываешь бомбочку из тетрадного листа. В ней – дырочка. А дальше – гонка к крану с ледяной водой, и очередь к нему в туалете. Соревнование – кто быстрее добежит до окна и сбросит оттуда бомбочку на асфальт. Желательно под ноги прохожему. Прямо перед его глазами. Хорошо если это будет директор. Или противные старшеклассницы, строящие из себя кинодив – тоже восторг. «Проклятые малолетки! Я сейчас поднимусь и уши надеру, кто это сделал» – что может ещё так ласкать слух?..

Что делать с восхитительным опытом

Ну тут всё просто. Вам всего-то и нужно, что сесть, подумать, – уловить суть этого опыта, – а потом построить на этой сути вашу весёлую игру. Так в чём же суть этого опыта?.. Там так много смыслов... А вы подумайте. Потому что ваш ответ будет – уникальным. Что это всё для вас значило? Как из этого опыта можно сделать игру? Как в игре передать другим людям ваше счастье? Или что-то ещё, кроме счастья? Например, какую-то нехитрую, но очень ценную жизненную мысль?

Сколько таких идей нужно достать из своей памяти

Если вы думаете, что вспомнив про бомбочки, мы тут же успокоились и сели сочинять игру на рынок, то вы ошибаетесь. Всё-то и дело, что таких воспоминаний нужно навспоминать никак не меньше 20 штук! (Это как минимум).

Поэтому, вот вам задание. Перед разработкой игры должна быть стадия подготовки. Выглядит она так.

  • вы начинаете записывать все идеи, все воспоминания, которые приходят вам в голову.
  • потому что вы ищете живой и личный неигровой опыт.
  • вы ищете то, что заставит вас, наконец, воскликнуть: «Стоп! Я нашёл! Вот – это! Я знаю как сделать из этого игру!»

Ещё одно место, где можно отыскать личный неигровой опыт

У некоторых людей – их сны – гораздо интереснее, чем их реальность. Если вы тот человек, которому снятся необычные сны, сны как фильмы, – то ищите личный неигровой опыт ещё и там. Записывайте эти сны. Заведите себе тетрадь, в которой будет записано вами как минимум – 20 ярких эссе. Некоторые из них будут вашими сновидениями. Такой материал годится для того, чтобы стать Идеей Игры.

Как выбрать одну тему из множества идей

Ну а теперь заканчивается лирика и начинается прагматика. Допустим, что мы застали вас в тот момент, когда из своей богатой тетрадки вы уже выбрали одну идею и сказали вот это заветное:

«Стоп! Я нашёл! Вот – это! Я знаю как сделать из этого игру!»
Вот теперь вы должны набросать сценарий этой игры. Следующая наша встреча с вами – это когда у вас будет в руках описание игры. Вы её придумали. А теперь начинаем тестировать вашу игру на пригодность и жизнеспособность.

Пример.

Мы подумали над своими бомбочками и поняли – какая тут может быть суть. Суть, например, в том, что игрок сбивает спесь со своего очень спесивого противника. Но делает это – самым глупым и весёлым способом.



Имеется старшеклассница, которая стоит внизу, в школьном дворе, и строит из себя кинозвезду. Она меньше всего хочет попасть в глупое положение. Она не хочет намочить чёлку, накрашенные ресницы, туфельки, сумочку. Она не хочет выйти из себя и из своего «томного образа». Она не хочет ругаться с малолетками – это же так унижает её достоинство. Она ждёт мальчика. Или ждёт, что мальчики обратят на неё внимание.

И имеется четвероклассница. Бант набок, лоб мокрый, коса мокрая. Форма мятая. Руки изрисованы синей пастой. Колготки перекручены и собрались гармошкой. Но у неё есть в руках оружие и одна весёлая шутка. Сейчас она кинет бомбочку вниз и победит.

В общем, у нас имеются две команды: Игроки и их Противники. Суть конфликта между игроками и противниками состоит в том, чтобы сбить спесь с противника самым глупым и весёлым способом, играя не на его поле. Ведь вы же не можете играть на поле этой старшеклассницы? Вы, вся вспотевшая и раскрасневшаяся от смеха, 11-летняя дылда с брекетами, вы не сможете встать рядом с ней в томной позе кинозвезды и ожидать, что внимание парней-десятиклассников будет обращено с неё на вас? Не можете... Вы не можете победить её даже знаниями – у неё знаний больше, она старше.
Ну и какая же у вас будет Игра? А вот здесь уже можно обратиться к опыту других игр и других разработчиков игр. Остальное – дело техники. Главное – вы поняли и придумали суть. И конечно захотели обязательно передать ту радость и те нюансы, которые делают это воспоминание и живым, и ценным.

Тестовые вопросы для проверки игры на жизнеспособность

1. Кто моя Целевая Аудитория? 

Кому я адресую мою игру? Понравится ли то, что я придумала, моей Целевой Аудитории? Напомним, что ваша игра заключается в том, чтобы веселиться и сбивать спесь с противника на своём, а не на его поле. Причём делать это нужно не обидно и не опасно. Ну так и кто же ваша целевая аудитория? Все остальные корректировки вносите в игру с учётом портрета тех людей, для кого она изготовлена.

2. Возможна ли эта игра технически? 

Не будет ли это слишком дорого или попросту невозможно? Допустим, что вы придумали для своей игры игровое поле размером с комнату. Подумайте, везде ли можно разложить такое поле? Можно ли его уменьшить, чтобы играть можно было везде?

3. Какие существуют риски у дизайна моей игры? 

Какие слабости могут быть в её дизайне? Как их избежать? Как поменять дизайн, чтобы в нём не было таких рисков, которые могут уничтожить всю игру? Допустим, что вы придумали для своей игры обязательный водяной пистолет. Подумайте, везде ли можно будет его использовать? Можно ли заменить водяной пистолет чем-то другим, столь же весёлым?

4. Какие я ставлю социальные цели и задачи, когда выдумываю и выпускаю на рынок эту мою игру? Чему я хочу научить людей? Какую тайну перед ними открыть? Для чего? С чем я борюсь, делая эту игру?

5. Как эта игра доставит удовольствие – лично мне? Здесь, конечно, нужно вспомнить последний вопрос из предыдущего пункта, а именно: "С чем я борюсь, делая эту игру?" Может быть, вы боретесь с какими-то своими комплексами. Может быть с тем, что искренне считаете злом или просто – досадным заблуждением.

Но запомните одно:

  • играя в эту игру, вы должны тоже получать кайф. Чтобы интересно было не только вашим клиентам, а и вам тоже.
  • иначе проведение этой игры превратится для вас в работу, в обслуживание посетителей.

Как только вы полностью удовлетворите свою потребность «круто разобраться с кем-то или чем-то», вы сразу же почувствуете желание выдумать новую игру! Вот видите – сочиняя и продавая игры, ведущий игр занимается ещё и личной психотерапией. Так что эта профессия не только даёт заработок, но и – исцеляет того, кто ей занят.

15.10.2025

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: