О пользе игр. Что такое игра?

Что такое игра? Игра – это маленькая модель Мира. Мира, в котором люди:
-
личностно растут,
-
чему-то научаются,
-
справляются с проблемами, решают задачи,
-
знакомятся и общаются друг с другом,
-
открывают неизвестное и полезное для себя,
-
обретают ценные сокровища,
-
выигрывают или проигрывают.
Маленькая и наглядная модель мира – вот что такое игра. Как известно, учёные изучают именно на моделях то, что изучать в реальности было бы затруднительно, долго, нерентабельно, а порой – невозможно. А педагоги на моделях — обучают. Модель хороша: А) и для познания мира (исследователями) и Б) для наглядного, быстрого научения (учителями). Все же помнят модель атома на проволочках. Она лучше тысячи слов! Даже для самообучения модель – хороша. Возьмём, к примеру – глобус.
Итак, игра – это что-то вроде глобуса, при помощи которого мы можем:
-
узнать, как выглядит этот мир, почти что точно,
-
выучить всё, что нам надо о нём знать – моря, материки, горы, границы стран,
-
и решить какую-то личную насущную задачу, например – проложить маршрут необходимого нам путешествия (Из Европы в Австралию) – с опорой на реальную картину действительности, которая не обманет.
И только после «игры» (после взаимодействия с моделью), мы можем выходить уже и в реальный мир. В мир, который нам помогла лучше понять – вот эта самая – модель. Скажем ей за это спасибо. Скажем спасибо игре.
О пользе игр
Конечно, игра – это модель. Как глобус или как «атом» в кабинете физики. Но игра гораздо интереснее и полезнее «модели» как таковой, в общем смысле.
- Игра – требует максимальной мозговой активности от того, кто с её помощью чему-то обучается (глобус и модель атома такой активности не требуют, их можно лишь созерцать и вертеть),
- Игра почти всегда требует наличия группы игроков. Даже «игры в одиночку» хочется потом сравнивать с другими людьми – а какие у нас результаты? А какое время мы затратили? А кто какие выдумал способы решать проблемы, возникающие по ходу игры?
- Игра как модель требует умения договариваться и соблюдения чётких временных рамок. Того же требует и жизнь. Излишне говорить, что глобус не учит нас соображать быстрее, не опаздывать, не «тянуть» и пр...
А ещё в игре (как в модели – особой!) есть довольно-таки – уникальная – польза для человека. Во всём «царстве моделей», помогающих нам постигать мир, – игра – это такая … супер-модель! У игры есть ряд очень любопытных полезных свойств, которые ничто другое вам не заменит, а если и заменит, то сделает это хуже или «неполным набором». Заметьте, что в игре сосредоточены все полезные свойства разом. (О которых мы сейчас расскажем). Взял одну игру – взял «весь пакет» вот этих полезных свойств. Давайте же перейдём к их перечню и описанию.
1. Контроль эмоций
Итак, сначала человек узнаёт себя с новой для него стороны (Какой я, оказывается, эмоциональный!) А затем, уже учится контролировать некоторые свои эмоции. Когда получает обратную связь либо от игры либо от других игроков.Игра учит человека контролировать его эмоции и вообще, для начала – «знакомит» человека с тем фактом, что у него, оказывается, есть эмоции
Какие же эмоции человек учится контролировать? Например, те, которые мешают ему успокоиться, сосредоточиться и не наделать ошибок, – выиграть. А затем те «эмоции», (скорее, поведенческие паттерны) которые мешают ему быть адекватным членом команды. Агрессию, жадность, ревность, зависть, неуместное желание быть лидером не вовремя.
2. Избавление от негатива
Игра помогает человеку справляться с «жизненным негативом», так сказать, – самостоятельно и безопасно корректировать свои приступы плохого настроения и то, что их вызвало. Как же? Да вот как! Включившись в игру, человек:
-
«выпускает пар» (в рамках дозволенного он может и поорать и пошуметь),
-
человек отвлекается от того, на чём он зациклен, (от жизненной невзгоды)
-
человек попросту смеётся и веселится (если игра забавная),
-
и наконец, главное. У человека появляется возможность перестать думать о себе плохо, лишь как о «неудачнике», который «всегда проигрывает», который «никого не понимает» и «ничего в этой жизни не понимает» тоже... Любой из нас может найти себе такую игру, в которой он будет выигрывать, которую он будет понимать... Самое важное – это разбить шаблон представлений о себе как о «хроническом дураке и лузере».
3. Умение контактировать
Игра как модель – учит нас быстро оценивать людей и поневоле – заводить контакты с теми людьми, которые представляются нам – важными и нужными (для нас). В игры мы обычно играем с людьми. Мы уже сказали, что даже одиночная игра всё равно вызовет у нас желание пообщаться с такими же как вы игроками, чтобы поучиться и посравнивать ваши результаты и методы, ваши ощущения.
Итак, третье полезное свойство игры – это социализация, которую она дарит человеку. Даже не настроенному на социализацию человеку. Игра не просто «ломает лёд» всяких комплексов и трудностей в общении. В принципе, общение добыть-то не трудно. Вопрос заключается в другом – с кем общаться полезно, а с кем вредно? Так вот, игра как раз и учит находить себе не «абы какое общение» (что часто приводит человека к большой беде, если мы понимаем задачу «начать поскорее общаться» как тупую самоцель). Игра помогает «наводить мостики» с теми людьми, которые не разрушат нашу жизнь.
4. Развитие мозга
Игра как и любая когнитивная деятельность помогает предотвратить раннее угасание мозга, старческое (или сенильное) слабоумие, деменцию, минимальные мозговые дисфункции (ММД). Это касается не только пожилых людей. Общеизвестно, что человек «входит в маразм» медленно и коварно, как бы незаметно. Он может начать деградировать ровно с того момента, когда перестаёт учиться и начинает действовать по шаблону. Как же заставить человека нагружать свой мозг? Игра – идеальное решение. Играть в игры не надо никого «заставлять»!
5. Образовательная функция
Игра несёт великую образовательную функцию Образовательная же функция служит двум задачам:
- во-первых, самообразование всё так же препятствует угасанию рассудка (см. пункт выше),
- а во-вторых, расширяет круг возможных вариантов и стратегий. Становясь более информированным, человек понимает, что жить можно тысячью способов, а не только так, как в его колхозе или в семье его свекрови... Это делает человека свободным, богатым и уверенным в себе.
Так. А почему это игра несёт образовательную функцию? Она ведь не читает лекций? Нет, не читает. Но когда мы знакомимся с какой-то игрой, нам приходится знакомиться с новыми для нас фактами, сюжетами, именами, словами. Часто, чтобы понять игру и быть в теме, мы обращаемся за дополнительной информацией – к друзьям, к своим детям, к справочникам, к интернету, к фильмам и книжкам.
***
Трудно заставить человека начать ни с того ни с сего интересоваться новыми «именами, словами и фактами». Нужен повод. Либо повод, звучащий как набат. (Лучше бы таких поводов было в нашей жизни поменьше!). Либо повод весёлый и неназойливый – интересная игра.
6. Смена уровня притязаний
Игра может круто изменить жизнь человека, разрушив над его головой так называемый «высокий низкий потолок» – любимый термин социологов и социальных психологов. Что такое «высокий низкий потолок»? Ну, «потолок» в переносном смысле – это крайний, высший уровень ваших притязаний в жизни – то, чего вы по вашему мнению сможете достичь – самое «крутое». Для вас это – «самый высокий ваш потолок».
Но для других людей, такой потолочек покажется «низеньким-пренизеньким». Вот поэтому потолок одновременно и «высокий» (для вас) и низкий (по факту). Вот что такое «высокий низкий потолок». Например, одна девушка решила, что для неё самый высокий потолок – это закончить техникум после восьми классов, получить «чистенькую специальность» (чтобы сидеть в конторе и бумажки печатать, а не по холоду бегать в телогрейке), а потом выйти замуж за мужчину с востребованной трудовой профессией.
Чтобы он – реальные деньги зарабатывал, а она демонстрировала успешность своего жизнеустройства – показывая всем аккуратный маникюр, а не руки, испорченные огородом, к примеру. Для неё это – наивысший потолок. Для всех же остальных очевидно, что можно добиться гораздо большего. Почему же люди – не добиваются? Неужели они и вправду точно рассчитали свои умственные силы и истинно услышали свои вкусы и запросы души?
Да нет же! Просто над ними никто никогда не разрушал этот «потолок». Не показывал им – неба. Или другие потолки. Люди просто не могут себе вообразить – как может быть по-другому-то? Особенно в «их случае». Вот они и руководствуются теми представлении о потолке вообще и потолке для них – которые внушил им их колхоз, их мама, их крёстная... Так люди душат свои таланты, не раскрывают свой потенциал, не дерзают заикнуться о большем, о совсем ином, – может быть, о более современном.
И получается то, о чём написал поэт Николай Гумилёв:
Я так часто кидал испытующий взор
И так много встречал отвечающих взоров.
Одиссеев – во мгле пароходных контор,
Агамемнонов – среди трактирных маркёров.
***
Вот видите – человек рождён быть путешественником, а сидит в дешёвом турагентстве и продаёт круизы. Человек рождён быть царём и полководцем, а прислуживает за игрой на бильярде, в прокуренном кабаке.
Как же игра помогает «разобрать» над головой человека этот искусственный «потолок»? Игра принимает на входе человека, в голове которого крутится установка: «да как это я могу представить себе, чтобы я...» И игра отвечает такому человеку: «А ты представь».
***
Предположим, что заштатный журналист боится взять интервью у «звезды». Его потолок – это интервью у директора школы.
Предположим, что «серая мышка» боится представить себя любимой женщиной – красивого, богатого и умного джентльмена, чья речь, быт и мысли не похожи на навоз. Её потолок – это Вася с пивном животом, который клянёт правительство за то, что «оно загубило его жизнь» и ненавидит всех.
Предположим что учительница представляет себе как потратить 50, 200 тысяч рублей, свались они ей на голову. Это её потолок. Побежать и сделать маленький ремонт в ванной да купить новый компьютер, а то старый уже совсем дохлый. Но когда ей предлагают (гипотетически) потратить 8, 15 миллионов рублей – её фантазия не идёт дальше покупки 1-2 квартир, чтобы сдавать их квартирантам. Да и этого она побаивается.
Общеизвестен тот факт, что люди, которые никогда не держали в руках больших сумм денег, никогда большой суммой не распорядятся ей хорошо. Это ловушка бедности.
Точно также можно (по аналогии) сказать и:
- о тех, кто никогда не общался с «джентльменом» – вряд ли она распорядится представившимся ей шансом – хорошо,
- о тех, кто никогда не брал интервью у «звёзд»...
Только игра помогает человеку оттренировать те навыки, которые ему негде оттренировать в реальности. Поэтому последнее по нашему списку «полезное качество игры» можно сформулировать вот так: игра помогает человеку вырваться из проклятого круга «нищеты», в самом широком понимании слова «нищета».
