Механика настольной игры

В предыдущих уроках мы уже разобрались с сутью понятия “игра” и основными видами игр, теперь же перейдем к тому, из чего же они состоят. Как правило, теоретики мира настолок выделяют четыре элемента, без которых невозможна ни одна игра:
-
Механика игры - собственно то, что делает игру игрой: все ее правила и процессы.
-
История игры - некое повествование, сюжет, который преподносит механику в понятной для игрока форме.
-
Эстетика игры - то, как ощущается и воспринимается игра различными органами чувств. Эстетика дает представление о том, насколько органична визуальная составляющая игры, как соотносится ее форма, цвет, “запах” и “вкус” с ее механикой, историей и технологией.
-
Технология игры - то, благодаря чему функционирует механика игры, воплощается эстетика и рассказывается история. Технология - своего рода посредник между элементами.
Сущность последних трех понятий мы подробнее рассмотрим в других статьях, а в этой и последующих более подробно остановимся на механике игры и ее составляющих.
Что такое механика игры? По этой теме написано множество статей, но если говорить простыми словами, механика - это скелет, основа игры. Механика описывает цель игры, дает методы, которыми игрок может или не может воспользоваться в процессе достижения цели и объясняет, что произойдет, если он выберет подходящий метод. В основе механики игр так или иначе лежит некое пространство, в котором игроки совершают действия. Именно о таком пространстве мы и поговорим далее.
Игровое поле и игровое пространство
Обычно игровое поле представляет самую большую деталь в игровом комплекте. И это не удивительно, ведь игровое поле - это место игры, непосредственно локация, которая определяет взаимодействие остальных элементов в игровом мире. На игровом поле обычно выкладываются карты, передвигаются фишки и миниатюры, сбрасываются жетоны и происходят многие другие действия. Чаще всего игровое поле в настольных играх бумажное или картонное. Но есть и исключения, например, поля напечатанные на целлофане или всем известные шахматные доски, нарды и т.д.
Именно игровое поле создает атмосферу погружения в сюжет, помогает сделать действия, совершаемые на нем игроками более реальными и погружает участников в новый и неизведанный мир. Игровое поле содержит в себе различные места, в которых существует игра и то, как они соотносятся друг с другом.
Не секрет, что игровые поля бывают совершенно разными, непохожими друг на друга, как павлин на слона. Иногда художественное оформление игры и отдельные локации, изображенные на ней, поражают воображение игроков, а иногда поля абстрактны, сухи и размечены строгими прямыми линиями - такое мы можем наблюдать в традиционных логических играх. Например, полем игры в шахматы является доска 8 на 8 клеток, по диагонали раскрашенных в чёрный и белый цвет.
Отметим такой факт, что даже несмотря на то, что не все настольные игры имеют игровое поле, все же любая игра имеет игровое пространство. Например, даже если в игре задействованы лишь вспомогательные карточки, а игровой процесс предусматривает всего лишь разговор людей, то и у такой игры также имеется свое игровое пространство. Пусть и абстрактное, но имеется. Такое пространство будет включать мысли и суждения одного человека - мысли и суждения другого человека и пространство разговора между ними. Поскольку абстрактная, невидимая часть есть практически в каждой игре, нужно иметь в виду, что пространство игры всегда намного шире игрового поля.
Виды игровых полей и реиграбельность
Игры без игровых полей обычно проще в производстве для издателей, так как имеют меньший размер, но, конечно, игра с полями всегда выглядит эпичнее. Использование игровых полей в настольных играх - это практика, которая проходит через всю историю человечества. Еще в 3500 году до нашей эры в Древнем Египте играли в игру сенет, которая предусматривала использование доски. Сегодня, спустя пять с половиной тысяч лет настолки с игровыми полями продолжают появляются на свет и поражать нас своими необычными сюжетами. Однако видов игровых полей, в отличие от тематик и механик, не так уж и много.
Итак, какие же основные виды игровых полей бывают?
-
Фиксированное (цельное) игровое поле. Примером цельного игрового поля могут выступать шахматные доски и любые поля из или плотного картона, которые мы обычно находим в свернутом состоянии в коробке. Чаще всего (но не всегда) цельное поле имеет размер не больше формата А2, чтобы его можно было легко уместить на стандартном столе, а еще четырем игрокам - комфортно расположить оставшиеся элементы игры. Стандартные цельные игровые поля обычно имеют вид квадрата или прямоугольника, состоящего из 2, 3, 4 или 6 частей, нестандартные - различных других фигур.
-
Составное игровое поле. Составные игровые поля складываются из кусочков разнообразной формы. Такие небольшие фрагменты большой картины, подходящие друг к другу, называются тайлами. Эти кусочки могут иметь вид треугольников, квадратов, сот-шестигранников (их обычно называют “гексами”, heх, как правило, используются в большинстве варгеймов), любых других многоугольников, пазлов или модулей самых нестандартных форм. Обычно составное поле каждый раз формируется заново в самом начале игры. Пример составного игрового поля мы можем наблюдать, например, в трансформационной игре “Пространство вариантов” компании 1000 идей, сложенной из карточек “1000 дорог”.
-
Динамическое игровое поле. Иногда правила игры предусматривают изменение поля в процессе — примером динамического игрового поля может послужить игра «Сумасшедший лабиринт».
-
Поле, формируемое в процессе игры. Иногда сам процесс составления игрового поля может быть положен в идею всей игры, в качестве примера могут служить такие настольные игры как “Каркассон” и Tile Chess.
Какое преимущество у игр с составными и изменчивыми полями перед фиксированными? Разумеется, разнообразие. Благодаря таким составным полям каждая партия будет уникальной. Изменчивость поля - это одно из главных условий так называемой реиграбельности.
С точки зрения создателей игр у составных полей есть и определенные минусы - тайлы должны отлично подходить друг к другу, чтобы создавать единую картинку и не вызывать отторжения у покупателей. Справиться с такой задачей под силу далеко не всем издателям.Реиграбельностью в теории игр называют такую качественную ее характеристику, определяющую степень того, насколько игроки хотят сыграть в данную игру еще раз, даже если они ее уже “прошли” и достигли некоторого уровня мастерства.
Структура игрового поля
Кроме видов игрового поля существует также и структура, строение полей. Игровые поля имеют различные зоны, на которых могут действовать разные правила. Эти игровые зоны могут создавать для игроков препятствия, а могут давать преимущества или приводить к выигрышу.
Зоны, выделяемые при проектировании игрового поля:
-
база – зона, принадлежащая только конкретному игроку или команде, действия других игроков в этой зоне ограничены или запрещены; иногда такие персональные базы вынесены на отдельное индивидуальное поле/личный планшет игрока
-
свободная зона – пространство, доступное всем игрокам;
-
зона ограниченного действия – зона, в которой действия игроков ограничены определённым образом.
-
препятствие – зона, недоступная для действий игроков или сильно ограничивающая их действия, но входящая в игровое поле;
-
ресурсная точка – зона, которую могут контролировать игроки, и которая при контроле даёт игрокам преимущество перед другими игроками;
-
триггер – зона, попадая в которую, игроки обязаны совершить некоторое действие или действия;
Также у игрового поля могут быть и дополнительные зоны:
-
лента или “дорожка” для подсчёта очков;
-
места для размещения колод, казны и т.д.;
-
памятки для игроков.
Различные зоны игрового поля могут совмещать в себе свойства различных структурных единиц, но о них мы подробно поговорим в следующем уроке.
