Классификация игр: общая, настольная, игропрактическая

Классификация игр: общая, настольная, игропрактическая

Как думаете, какой будет самая оптимальная классификация игр в самом-самом широком смысле? Компьютерные, настольные, спортивные, мобильные и т.д.? А, может, типология по количеству игроков (индивидуальные, групповые)? Или по продолжительности, механикам, тематикам и прочее?

На наш взгляд, такие деления игр может быть и подходят для учебников, но для понимания сути игр лучше все же, исходить из потребностей человека. Зададим себе вопрос: “А для чего мы, собственно, играем в игры?”, “Играя в эту игру, я хочу получить что?”, “Просто развлечься или научиться чему-нибудь?”, “Может быть, я хочу выиграть ценный приз, получить некое достижение или найти с помощью игры решение некой задачи, применимой в реальной жизни?”. Ответы на эти вопросы, то есть основные мотивы и приоритеты, побуждающие людей играть в игры, и лягут в основу этой самой общей классификации.

Самая общая классификация игр

Разумеется, все приведенные ниже виды игр на практике всегда перекликаются, однако основные мотивы всегда нужно помнить и знать, ведь они и есть - сама суть игр.

  • Развлекательные игры (хочу развлечься, отдохнуть от реальности, интересно провести время). Безусловно, основная потребность, на которую опираются игры - это потребность в развлечении. Сущность игр в том, что они стремятся исключить себя постылую серьезность “настоящего мира” и добавить безопасный эффект “понарошку”. В играх всегда есть место притворству, воображению, симуляции. Без этого волшебного ингредиента, без развлечения, любая игра невозможна в принципе. При слове “игра” любой человек понимает, что границы дозволенного отпадают - и именно в этой особенности игры ее величайшая сила. Но, как правило, в общеупотребительном смысле под развлекательными играми чаще всего имеют в виду те игры, которые не преследуют условно серьезные цели, проецируемые на реальную жизнь. Их задача - развлечь человека и дать ему возможность хорошо провести время, избавив от необходимости прибывать в суровой реальности, окруженной ответственностью за свои ошибки и поступки. В эту категорию можно отнести различные игры жанра “песочницы” и так называемые “симуляторы жизни”, которые вроде бы не имеют конкретной цели и предоставляются свободу действий, а значит развлекательный мотив и интересное времяпрепровождение выходят на первое место.

  • Коммуникативные игры (хочу общаться, взаимодействовать с людьми, найти единомышленников). Очень часто наиболее выраженным мотивом игры выступает желание не просто хорошо провести время - а простое человеческое желание общаться. Если список тем реального мира скучен или исчерпался, на помощь приходит любая коллективная игра, где задействуются способности передавать друг другу информацию. Причем, передавать ее можно вербально и невербально, на пальцах и подмигиванием, путем вхождения в образ ролевой игры, обмена гневными комментариями в игровом чате или методом лопания шарика необычным местом на глазах у веселой компании… Словом, игры коммуникативные - это игры связущие, игры с людьми.

  • Обучающие, развивающие игры, коучинговые (хочу обучиться чему-то, развиться). Обучение - процесс не всегда приятный и легко впитываемый в наш сопротивляющийся новому мозг. Очень часто многие знания сварены из такого плотного и неподатливого материала, что осмыслить, переработать, переварить его просто так, в теории, невозможно. И здесь на помощь приходят обучающие игры. Цель таких игр - обучить чему-то (а обучать можно чему угодно) и сделать это наиболее легким и простым, запоминающимся, а значит - эффективным способом. Игра - это, как правило, интересно и весело, игра запоминается, игру хочется обсуждать, в тоже время большинство знаний - это… скучно, грустно и полная каша в голове. Здесь нужно отметить такой ключевой момент как легкость. Если обучающая игра будет слишком сложна или сложнее тех знаний, которые она пытается вложить в голову - то это плохая игра.

  • Азартные игры (хочу рискнуть, испытать сильные и неповторимые эмоции от игры). Получить дозу адреналина во время игрового процесса, рискнуть, поставить на кон полцарства и коня впридачу, чтобы выиграть некий ценный приз или деньги… Это все про азартные игры. Без азарта и возможности что-то потерять по-настоящему игры были бы слишком пресны и скучны, у них не было бы никакой связи с реальностью и никакой ощутимой ответственности за свои действия. Азарт - это словно топливо для интересной и увлекательной игры, полностью исключая которое авторы рискуют создать совершенно инертную субстанцию. Причем, совершенно необязательно речь идет о деньгах, ценностях или их игровых заменителях - проиграть и “залезть в долги” можно во всем, чем угодно, например, в обещаниях, обязанностях, действиях, времени.

  • Соревновательные игры/игры достижений (хочу победить, получить главный приз). Безусловно, результат - это еще один элемент, без которого невозможно представить себе ни одну игру. Разница лишь в том, что где-то результат ограничивается лишь словом “Финиш” на игровой доске, а где-то может означать миллионные выплаты победителю, новый уровень в спортивной карьере, всемирную славу и именную страничку в “Википедии” с упоминанием великой заслуги. Проигравший же зачастую теряет все - и компромисса быть не может. Обратите внимание, что чем весомее цель игры, тем больше она превращается в жизнь. Например, профессиональный спорт для самих же спортсменов - это уже не игра, а профессия, образ жизни, призвание.

  • Игры на достижение цели/поиск решения проблемы/деловые игры (хочу прийти к цели, найти решение задачи) по приоритетности результата близки к предыдущему типу, но обычно проводятся для себя и среди членов профессиональных коллективов. Несмотря на многообразие форм воплощения такие игры имеют некоторые общие черты. Как правило, они очень практичны, также особое внимание уделяют вопросу цели, но фактор соревновательности здесь иногда не играет никакой роли. В процессе игры участники обычно решают некую недвусмысленно сформулированную задачу, стремясь достигнуть желаемого результата для себя или коллектива в будущем. Нередко такая задача может быть выражена в конкретной установке (найти способ, как избавиться от неуверенности в себе, преодолеть конфликт на работе) или даже в цифрах, например, достигнуть оборота в n миллионов рублей, либо повысить конверсию на x процентов. Фишка в том, что у игрока или игроков имеется некое текущее состояние и пространство проблемы - весь тот путь, который предстоит пройти до цели. Смысл такой игры в команде зачастую имеет много общего с брейнстормингом, ведь чтобы достигнуть цели иногда необходимо выйти далеко за пределы реальной ситуации и вывести новаторские идеи. Например, хорошая деловая игра - это та, в которой последовательность игровых шагов может быть переложена или спроецирована на реальные бизнес-процессы и последовательные действия, которые могут привести к нужному результату. Но бывают и исключения. Иногда конкретная цель игры авторами сознательно не задается, а отбрасывается как ограничительный фактор - в таком случае участники словно отправляются в свободное плавание - за новыми идеями и стратегиями решения своей ситуации, которая их почему-то не устраивает.

  • Исследовательские игры (хочу познавать, хочу открывать новое). Если деловые игры во главе угла ставят цели и стратегии, то игры исследовательские опираются на жажду познания, открытия новых миров и вселенных. А чем познавательные игры отличаются от обучающих? Отсутствием конкретики. В таких играх участники не только погружаются в некий неизведанный игровой мир и идут непроторенными тропами, но и изучают его, создают и комбинируют идеи, находят новые интерпретации старых вещей и придают им новую форму, испытывают совершенно разные стратегии и способы взаимодействия с игровым миром. Привлекательность исследовательских игр объясняется тягой человека к неизведанному. Исследовательские игры - это как непрочитанные сказки, где главными героями выступают сами участники, которые сами выбирают себе свой неповторимый путь. Кстати, познание может быть направлено не только вовне, но и внутрь, в сторону самопознания.

  • Физические игры (хочу стать сильнее, укрепить свое здоровье). Под физическими играми имеется в виду не спорт больших достижений, а те игры, в которых целью ставится укрепление физической формы участников. Сюда можно включить спортивные и тренировочные игры в их самом исходном понимании, когда спорт - это в первую очередь здоровье, выносливость и боевой дух.

  • Творческие/созидательные игры (хочу творить, хочу создать что-то новое). Иногда игры очень тесно связаны с творчеством: участие в такой игре может требовать от человека созидания чего-то нового. Сюда можно отнести, например, игры-реконструкции, когда участники создают свои костюмы в духе исторической эпохи, а затем используют их на фестивалях. Большой популярностью всегда пользуются игры, в которой от человека требуются навыки дизайнера, художника, инженера-конструктора, строителя, модельера. Особенность этих игр в том, что результат игрок творит сам: ему лишь даются условные строительные блоки и некая офлайн или онлайн-среда, мастерская, в которой он будет творить.

  • Коллекционные игры (хочу собрать коллекцию, накопить что-то, увидеть полную картинку). Игра не могла обойти стороной такую человеческую черту (слабость?), как стремление к накоплению и собирательству. Авторы таких игр нередко раскладывают игровую вселенную на мелкие элементы: части и эпизоды, коллекционные карточки и персонажей, атрибуты персонажей и атрибуты атрибутов персонажей и так далее до бесконечности. У человека, играющего в игру, где задействован принцип собирательства, возникает эффект неполноценной незакрашенной картинки, которую нужно обязательно раскрасить, собрать словно пазл и познать до конца (в этом плане такие игры близки к исследовательским). На практике же такого конца может и не быть, а бесконечные возможности “прокачки персонажей” иногда весомо обогащают своих владельцев.

Типы настольных игр

Как думаете, какой тип настольных игр сегодня встречается особенно часто и входит почти во все типы игры? Ответ прост - “гибриды”. Игровые жанры - это не закон и не панацея. Да и игра не была бы игрой, если бы не умела и не хотела впитывать в себя все самое интересное из других типов игр. Поэтому перед тем, как перейти к классификации настолок еще раз напоминаем об относительной условности всех классификаций. Приведенная ниже классификация - это скорее наиболее часто упоминаемые слова-ориентиры, некая смесь из игровых школ, жанров и механик игр, нежели некая научная и каноническая типология.

  • Традиционные игры. Традиционные настольные игры - это такие всем известные настольные игры как шахматы, шашки, нарды, домино и некоторые другие.

  • Абстрактные игры. У этого типа игр нет какой-то “земной” тематики - на первом плане, как и в традиционных играх - абстракция и логика. В эту категорию входит большинство карточных игр.

  • Игры-головоломки. Такие игры также построены на логике, но суть их в том, что они предназначены для одного человека и содержат в себе готовое решение, которое остается просто найти.

  • Евро (еврогейм). Евро - это не столько тип игр, сколько игровая школа. Подобные игры обычно используют псевдоэкономическую тематику и примечательны тем, что в них чаще снижена возможность прямого конфликта с другим игроком, хотя исключения, конечно же, существуют. Евро игры чаще отказываются от случайностей и броска кубика: в них очень многое поддается счету, а игрокам иногда нужно просчитывать варианты действий на много ходов вперед. Еврогеймы считаются довольно абстрактными - привязка к теме здесь слабее америтреша (о нем - ниже), победитель зачастую определяется наибольшим количеством набранных очков, а число раундов - фиксировано. В то же время в последние годы отмечается тенденция к созданию продуманной тематики еврогеймов, так как тема способствует увеличению продаж любых игр.

  • Амери (америтреш). Настольные игры типа америтреш в основу берут тематику, атмосферы игры и делают упор на конфликт, прямое взаимодействие. Считается, что амери более богаты на нюансы, дополнительные детализированные фигурки и прочее, но это скорее маркетинговая составляющая, которая в последние годы сглаживается. Правила таких игр кажутся более сложными, чем в евро, так как игрокам приходится запоминать больше различной информации. Однако же одна из главных особенностей игр типа америтреш - большая роль случайности, по сравнению с евро. За один ход игрок может выбрасывать сразу несколько кубиков, поэтому победить в ней легко может даже новичок. В тоже время ошибочно полагать, что рассчитывать наперед в амери играх, в отличие от евро, никогда не нужно: нужно, а в отдельных играх иногда и больше.

  • Экономические игры. Такие игры как бы моделируют экономику и экономические ситуации, чем и отличаются от более абстрактных игр евро. В таких играх есть конкретные экономические модели, симулируется работа компаний, предприятий, заводов и так далее.

  • Настольные ролевые игры. Ключевая особенность ролевых настолок в том, что участник не только играет за персонажа, но и отыгрывает его. Игрок выполняет действие не просто от имени героя, а так, как это сделал бы персонаж с данной маской. Герой всегда обладает определенным набором навыков, которые игрок и применяет, передвигаясь по игровому полю. Иногда для ролевых игр требуется ведущий, который описывают ситуацию, в которую угодил герой, либо такая ситуация уже описана на карточках. В любом случае ролевые игры всегда оставляют огромное пространство для фантазии и выбора сценария, а желание почувствовать себя в новом облике пробуждает в участниках неожиданные актерские таланты. Ну и разумеется, в основу ролевой игры всегда положен некий сюжет, история, а порой, целая вселенная с россыпью персонажей - куда ж без этого!.

  • Коллекционные карточные игры. Игры, построенные на взаимодействии (файтингах, драках, противостояниях) и коллекционировании карточек. Игроки собирают разные колоды, поэтому у всех карточки разные. Покупка новых карт (бустеров) - это всегда загадка о том, что лежит внутри, поэтому сами поиски нужной карты превращаются в отдельный увлекательный процесс или обмен с другими игроками. Обычно аудитория собирателей таких карточек редко пересекается с любителями настольных игр.

  • Живые карточные игры. Игры, использующие принцип коллекционных карточных игр, но не требующие от игроков собирать свои колоды, так как все уже есть в игровом наборе. В то же время иногда можно покупать дополнения к игре, которые прокачивают имеющие карты в колоде.

  • Пати гейм. Пати гейм - это настольные игры для вечеринок и шумных компаний. Их особенность в том, что они очень простые (объяснение правил занимает не больше 5 минут), веселые и зачастую совместимы с алкоголем.

  • Филлеры. Филлеры - это очень простые игры буквально на полчаса, которые очень просто отличить от других типов настолок. Филлеры - это элементарные правила и минимум игрового инвентаря - обычно это цветные карточки с цифрами и замысловатой картинкой, умещающиеся стопкой в небольшой чехольчик. Филлеры никогда не напрягают и чаще служат в качестве разминки перед более серьезными настолками.

  • Детские настолки. Детские игры - это предельная простота правил, а также ярко выраженный (по смыслу и в оформлении) детский характер игры. Детские игры могут тренировать зрительную память, развивать воображение и мелкую моторику рук. В таких играх на первых план может быть выдвинута познавательная, развивающая функция. Детские игры всегда стараются быть красочными, веселыми, а главное - вызывать искреннее удивление у детей.

  • Семейные игры. Семейные игры - это некий условный тип настолок с довольно размытыми границами, которые, как правило, не очень сложны и задуманы так, чтобы быть интересными взрослым и детям. Эта категория быстро осваивается новичками игр, а уровень взаимодействия между игроками может быть как слабым, так и наоборот.

  • Стратегии. Такие настолки завязаны на планировании, торговле, дипломатии, переговорах, “выращивании” чего-то глобального или с претензией на глобальность. Чаще всего игроку предстоит выступать в роли некой расы, клана, федерации, отстаивающей свои интересы, ресурсы или территорию. Стратегии играются очень продолжительное время, а увлечение такими играми зачастую выдает в человеке настоящего игромана.

  • Варгеймы. Особый тип настольных игр, включающий два подтипа - миниатюрные варгеймы и классические коробочные. Классический варгейм - это коробка с игрой, в которой собрано все необходимо для исторической игры-битвы. Такая битва проходит по строго установленным правилам на объемном и подробно прорисованном поле. Миниатюрный подтип - это собирание отдельных фигур-миниатюр, взаимодействующих по своим особым правилам. Игрок собирает себе армию, уникализирует ее и участвует в игре, а во внеигровое время получает удовольствие от коллекционирования фигурок.

  • Кооперативные игры. В таких играх участники играют не каждый сам за себя, а все вместе, стремясь решить некую общую задачу. Сама цель может быть разной: например, спасти королевство, выжить или собрать определенное число ресурсов. Этот тип скорее относится к игровой механике и может включаться как в игры типа америтреш, так и в евро. Схожие по механике игры - полукооперативные, то есть когда команды имеют неравные силы и в игре, например, есть образ предателя.

Приведенные виды игры чаще всего выделяются в мире настолок, однако этот перечень, как мы уже говорили, далеко не исчерпывающий. Далее поговорим о таком гибридном жанре настольных (и не только) игр - как игры игропрактические, которые с каждым годом становятся все более популярными и могут включать в себя ключевые черты и механики приведенных выше типов игр.

Игры для ведущих игр

Рынок настольных игр развивается не только в направлении игротехники, то есть создания новых настольных игр, но в направлении их проведения. С каждым годом на рынок выходят все больше специалистов, профессионально занимающихся проведением игр, то есть деятельностью в которой игра выступает вспомогательным средством для достижения человеком практических результатов в реальной жизни. Хотя границы самого понятия “ведущий коучинговых и психологических игр“ размыты, а настольные игры как инструмент консультирования используют совершенно разные специалисты и неспециалисты, с игропрактикой себя не ассоциирующие, игропрактические игры, на наш взгляд, в целом, отличаются своей именно своей связкой с реальной жизнью.

То есть, возвращаясь к приведенной ранее классификации типов игр по потребностям, игропрактические игры чаще всего нацелены на:

  • поиск решения задачи и достижение цели,

  • обучение чему-либо или развитие имеющихся навыков;

  • исследование в игре сути чего-либо для более глубокого понимания.

В тоже время в игропрактике отбрасывается совсем или несколько уходит на второй план развлекательный аспект, коммуникация, азарт, соревновательность и прочие потребности. Игра выступает здесь скорее в роли удобной, эффективной и трендовой оболочки для решения какой-либо конкретной задачи. Ведь не секрет, что игра способна делать скучные, отталкивающие и сложные вещи - интересными, увлекательными и простыми.

Какие игропрактические игры бывают

Чтобы понять, какие игропрактические игры существует или в принципе возможны, стоит просто очертить круг основных вопросов, которые могут интересовать людей разного пола, возраста и социального положения в реальной жизни.

Существуют следующие основные типы игропрактических игр:

  • игры для самопознания, самоопределения, работы с целью и поиском ресурсов. Круг психологических игр для широкой целевой аудитории, находящейся в поисках жизненного пути, смысла жизни и предназначения. Основная работа идет с понятием цели: поиск и достижение цели, поиск ресурсов для достижения цели, психологические барьеры на пути к цели и т.д. В таких играх задача участника - глубже понять себя, мотивы своих поступков, осознать собственные, приоритеты, желания и возможности.

  • игры по теме отношений. Игры, в которых основной тематикой являются отношения между людьми: семейные отношения, поиск второй половинки, отношения с коллегами, родственниками и т.д. В таких играх происходит обучение навыкам взаимоотношений, проводится анализ внутренних установок, мешающих здоровым отношениям, рассматриваются темы расставаний, депрессий, привязанностей и многое другое. Игры на тему отношений могут научить человека методам выстраивания комфортного личного пространства, развить умение видеть себя со стороны и вставать на место другого, глубже понять собственные мотивы и мотивы окружающих.

  • игры для преодоления кризисов, избавления от страхов и неотпускающих ситуаций. Такие игры помогают найти выход из сложной и запутанной жизненной ситуации, отрепетировать возможные варианты действий, извлечь позитивные уроки из неудач и проанализировать причины, которые привели к сложившейся ситуации.

  • игры для личностного и карьерного роста, повышения дохода, коучинг. Широкий пласт игр, куда могут входить игры на поиск идеи бизнеса, развития креативности, всевозможные игры на денежную тематику. В таких играх тщательное внимание уделяется реализации человека в жизни, устранения блоков и ошибочных моделей поведения, мешающих двигаться вперед, рассматриваются вопросы самооценки, выстраивания личного бренда, развития финансовой грамотности, воображения, аналитического и ассоциативного мышления и многое другое.

  • игры на тему здоровья. В таких играх рассматривается одновременно физическая и моральная сторона здоровья человека. Сюда входят игры, затрагивающие различные вопросы, касающиеся не только зож, но и темы прокрастинации, отказа от вредных привычек, повышения личной эффективности.

  • развлекательные психологические игры. Набирают популярность в последние годы. Нацелены в основном на молодых людей и проводятся в качестве интересного вида досуга, а психологический аспект является скорее дополнением к развлекательной составляющей.

  • игры для детей, подростков и родителей. Обычно проводятся по различным тематикам: отношения со сверстниками и в семье, проработка сложных ситуаций из “взрослого мира”, вопросы воспитания, ответственности, творческие игры на развитие креативности, игры-тесты и т.д.

  • деловые игры. Игры корпоративной направленности по командообразованию, выстраиванию эффективной психологической обстановки в коллективе, игры по темам профессиональных достижений, созданию бизнес-идей, выбору новых направлений развития бизнеса и т.д. Нередко сочетаются с форматом тренингов.

Разумеется, приведенные выше типы игр взаимно не исключают одна другую: наоборот, в последнее время одновременно с ростом количества специализированных игр также наблюдается тренд на взаимопроникновение тем и гибридизацию тем игровых механик. К слову, игропрактические игры, хотя в большинстве своем и имеют тип настолок, но ими не ограничиваются, охватывая ролевые игры, пространственные игры живого действия, всевозможные виды онлайн-игр.

Также отметим, что в отличие от обычных настольных игр, игропрактические игры не обязательно требуют участия нескольких игроков - они вполне могут проводится индивидуально в формате “ведущий - игрок”, больше похожей на консультацию у коуча или психолога.

15.10.2025

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: