Классические Шахматы - пример идеальной настольной игры

Игра, обучающая искусству войны
Давайте начнём с того, а что же такое сама «война»? В самом общем виде, безукоризненное определение войны уже давно сформулировано всеми учёными одинаково:
война – это попытка навязать твоему противнику твою волю.Заметьте, что наличие такой вещи как «противник» даже не оговаривается как-то особо. Считается, что у человека или у группы противник всегда – есть. Ну а если вы так не считаете, если ваша философия – другая, вы со всеми дружите и таким образом выживаете и «добиваетесь», – то эта тема вам попросту не подходит, противопоказана, и вы должны её просто-напросто избегать.
Итак, если вы живёте в стиле «как же без противников-то»... Тогда вам очень подойдут шахматы как игра, как модель, идеально обучающая искусству войны на метафорах. Мы выяснили – что такое «война». Это А) имение противника и Б) навязывание вашему противнику вашей воли.
А в чём же смысл этого действа – «навязывание противнику вашей воли»? Это как? Если конкретнее? А это действо реализуется через три очень конкретные задачи. Вот они:
- Заставить противника отказаться от свободы его действий, от свободы как таковой. В шахматах это навязывание обороны вместо возможности нападать.
- Заставить противника отказаться от его привычных, работающих и любимых им идей (как говорится – заставить принять правила вашей игры). Есть поговорка: не опускайтесь до уровня дурака – на своём поле он вас побьёт своими средствами. Это именно та история, когда вас заставляют отказаться от вашей идеологии, а чужая идеология вас легче лёгкого побьёт.
- Наконец, заставить противника отказаться от его ресурсов. Причём их необязательно отнимать себе. Достаточно порою – просто их... уничтожить. Чтобы не доставались они никому. Здесь работает правило 50\50. Какие-то ресурсы мы – да, отнимаем себе. В шахматах это захват центра как важнейшего ресурса (об этом подробнее ниже). Почему? Потому что это такой ресурс, который полезен и им и нам. А какие-то ресурсы противника надо просто... уничтожить. В шахматах это – снятие с поля чужих фигур. Почему? Потому что это такой ресурс, который ценен только для них, а нам он совсем ни к чему. Итак – первый урок шахмат – умей сортировать ресурсы врага. Неправильно – как из жадности и из хозяйственности забирать «усё себе», так же неправильно – и варварски, психотично – уничтожать всё чужое дотла. Казалось бы – просто. Но многие люди этого не понимают и не делают.
Итак, давайте срезюмируем. Война – это наличие противника и последующее навзязывание этому противнику вашей воли.
Чтобы это сделать, надо:
- лишить противника свободы действия и свободы выбора,
- лишить противника возможности жить по его идеям, (идеи - это как воздух),
- лишить противника его ресурсов, часть из которых нужно присвоить себе, а часть – уничтожить.
Какой должна быть игра, обучающая жизни
Игры мы ценим за то, что они на смешных, забавных, увлекательных и безопасных моделях обучают нас настоящей жизни. Чтобы игра это могла делать, она должна быть – конгруэнтна тому отрезку реальности, которому она нас обучает. Конгруэнтна или – эквивалентна. Атлета учат бегать и прыгать. Конгруэнтно ли это ситуации войны? О, да! Действительно, все эти навыки, выработанные в игре – пригодятся и в той ситуации жизни, к которой эта игра готовит.
А теперь зададим вопрос: конгруэнтны ли шахматы как обучающая игра – войне, которой они обучают? Мы (и многие учёные) считают, что тоже – да. Только если атлета готовят быть – солдатом и офицером, то шахматиста готовят быть генералом и главнокомандующим. Вот и вся разница.
А теперь нам осталось доказать, что шахматы как игра-тренажёр, обучающий искусству войны, действительно конгруэнтны тем жизненным ситуациям, к которым они нас готовят. Докажем мы это по 10-ти пунктам. У каждой игры есть метафоры. Реальной жизни учатся на метафорах. Понял метафору – понял и всё про жизнь. Так вот, шахматы учат побеждать в войне на десяти метафорах.
1. В шахматы и в войну играют по плану. Где брать планы?
Чтобы не просто «хорошо», а … вообще играть в шахматы, просто необходимо изучать опыт предшествовавших тебе исторических игроков. Они уже давно составили «библиотеку» возможных вариантов – а вам только осталось:
- выбрать план, по которому вы будете играть один из фрагментов вашей войны,
- угадать план противника, по которому собирается сыграть какой-то фрагмент – он,
- выбрать по какому плану вы сыграете следующий фрагмент,
- стать великим «диджеем войны», который умело миксует старые планы и делает из этого свой спонтанный и креативный продукт.
Есть такое выражение: «Мы всегда готовимся к войнам по старым учебникам, поэтому мы не можем как следует подготовиться к новой войне». Это очень распространённая – чушь. Новые и старые войны выглядят одинаково. «Нет ничего нового под солнцем» – как сказал Экклесиаст. Хетты сражались с египтянами по тем же законам психологии, по которым в 20 веке катаются танки.
Конечно есть идиоты, которые понимают всё буквально. Да, кавалерия после первой мировой больше не использовалась. Значит ли это, что теперь «война, боже мой, – другая». Конечно, нет. В частностях она другая, а в общем смысле та же самая. А то ведь можно дойти до того, что если изменилась форма у солдат, то изменилась и война. Помилуйте, какая разница в чём воевать – «в двубортном» или «в однобортном»?
Итак. Чтобы выиграть войну, нужно много читать и знать – как воевали люди до тебя. А точнее нам надо знать:
- как люди ловко лишали свободы передвижения и свободы выбора других людей,
- как люди успешно навязывали другим людям свою идеологию и свои ценности,
- как люди успешно отнимали хорошие ресурсы себе, а видя ресурсы вредные или обузливые – уничтожали.
Как вы догадались, здесь пригодится опыт не только «Ганнибала». Здесь пригодится и опыт вашей свекрови. Собирайте этот опыт. Распределяйте его по трём параметрам: свобода, идеология, ресурсы. А если вы будете учиться шахматам, вас обяжут выучить наизусть 300 дебютов, знать их поимённо и ловко употреблять при случае – там где они уместны.
2. Сохранять своё материальное преимущество и сокращать его врага
Как же эта метафора помогает нам в жизни? Что она помогает нам понять – чему учит, что категорически не советует? А всё дело в том, что уж если ты решил для себя, что ты ведёшь войну до победного конца, то изволь не тратиться материально и ресурсно ни на что другое, кроме войны и направляй туда каждую копейку, каждый ресурс. Не распыляйся. Не будь транжирой. И радуйся, когда твой враг транжирит средства и прочие ресурсы.
Вот например. Ты судишься с соседкой. Суд потребует издержек. Он будет не один. Разумно ли в этот момент покупать сыну машину или затеивать ремонт? Нет. Тебе может не хватить жалких 20 тысяч, чтобы довести дело до конца.
А теперь о ресурсах. У тебя есть знакомая, которая может как-то помочь на суде. Разумно ли охлаждать с ней отношения, потому что тебе «так хочется»? Нет. Знакомая – это ресурс. А вот когда ваш враг транжирит средства – радуйтесь этому. И не завидуйте его покупкам.
3. В шахматах учат работать всеми фигурами
Часто новичок в шахматах сосредотачивается на своих «любимых» фигурах. Это большая ошибка, чреватая бедой. Когда вы – руководитель, вы тоже часто делаете ставку на тех членов команды, которые вам «нравятся».
А как же остальные? В этот момент их таланты вами не используются. А ведь помочь вам могут и должны – все. Включая уборщицу и «самого тупого сотрудника». Более того. Пренебрегая кем-то из «своих», вы можете превратить его даже в вашего врага. Ведь вы как бы показываете ему: «Да что ты можешь? Ты только под ногами болтаешься!».
4. Беречь свои пешки
Кто такие – пешки? Так, «расходный материал». «Офисный планктон». Все готовы беречь свои крупные фигуры, этому даже учить людей не надо. А вот к пешкам отношение пренебрежительное. Шахматы – великая вещь. Она отучает лидеров – пренебрегать «простыми и слабыми». В шахматах только и делают что долбят ученикам: берегите ваши пешки! Это важно!
Вот и в жизни такой человек, попав в ситуацию войны, станет рефлекторно – видеть ценный ресурс даже в самом маленьком и слабеньком. Как выигрывал Наполеон? Он подходил к простому солдату и говорил с ним. При этом он помнил как зовут – его, из какой он деревни, как зовут его жену и детишек, каким сельским трудом он промышляет. Берегите пешки. Они спасут вам жизнь, потому что любят вас.
5. «Вывести пешки в ферзи» для получения материального перевеса над противником
Пешка должна дойти до глубокого тыла противника и там, на последней линии – она превращается в ту фигуру, которая сейчас больше всего нужна по ситуации. Ну, чаще всего это бывает ферзь – ведь он самый крутой. Хотя пешку можно сделать и конём, если вдруг так надо.
Чему это нас учит? Это учит нас двум вещам. Лидер должен вкладываться в свою команду и тратить свои силы на обучение сотрудников. Не всех. А тех, кто способен, кто стремится. А где лучше всего обучаться? Где происходит «превращение»? В тылу врага! Примерно так поступал Пётр I. Он отправлял дворянских недорослей (типичные ни на что не годные пешки) учиться в Европу. И они возвращались оттуда – металлургами, инженерами, химиками, артиллеристами, кораблестроителями.
Он делал из них те фигуры, которые ему были нужны для победы. А учил он их в тылу противника, а где же ещё?
6. Как можно скорее занять «центр»
Что такое «центр доски», который нужно как можно скорее занять? Центр – это то место на доске, откуда легко угрожать противнику в трёх аспектах одновременно:
- совершенно безопасно для себя,
- по многим мишеням противника сразу,
- на очень дальнее расстояние, в тыл.
Это примерно то, что Ленин называл:
- «захватом почты, телефона и телеграфа» – стратегическим узлом начала 20 века.
Подумайте о том, что такое «центр» в вашей конкретной войне. Он должен отвечать трём критериям, обязательно:
- там, именно вы — в безопасности,
- оттуда вы «достаёте» врага и так, и эдак и ещё вот так,
- и оттуда вам видно противника очень хорошо, очень далеко и очень подробно – так что вы можете достать его даже «в его сортире».
Например, подружиться с мамой противника – это явно «занять центр». Подумайте о – своих примерах.
7. Не бояться «играть королями» и играть ими! Но только в самом конце игры
Как вам известно, короли в шахматной войне не принимают участия. За них играют «их люди». Но наступает момент, когда «королю» надо уже выйти на свет божий и всем заявить о себе – громко. И не просто заявить о себе, а дать бой, показать свои таланты и силу.
Важно не лезть в драку – раньше времени. Но всегда наступает тот момент, когда лидер встаёт в полный рост и заявляет о себе. Пишет пост в "Facebook*е". Выступает с интервью. Лично приезжает на встречу с врагами. Промедление, трусость в этой ситуации означает проигрыш. Поспешность означает – неуместную для монарха суету. Шахматы как раз и учат находить тот уникальный момент, когда королю самое время выйти под барабанную дробь и стать Главным Действующим Лицом всей этой свары.
8. Искусство гамбита. Ради успеха – жертвовать своими крупными фигурами (ресурсами)
Казалось бы – это противоречит второй заповеди «сохранять своё материальное преимущество, экономить всё». На самом деле шахматы учат, как научиться проходить между этими «Сциллой и Харибдой». Как: и экономить свои блага, и суметь нагло и дерзко – пожертвовать своим крупным ресурсом ради выигрыша.
Во-первых, сразу видна разница в двух стратегиях, так что противоречия тут никакого и нету:
- когда вы транжирите, вы делаете это бездумно и не ради выигрыша в войне, а на посторонние цели.
- Когда вы приносите в жертву свой крупный ресурс – вы всё просчитали и бросили его на победу в войне, а не на постороннее удовольствие.
Во-вторых, гамбит осуществляется … один раз. (Как правило). А иногда по размышлении – гамбит не используется.
Когда Кутузов сдал Москву французам – это был гамбит.
Смысл гамбита часто психологический:
- врагу надо дать одуреть от неожиданной радости и отвлечь тем самым его внимание, отвлечь на глупую радость от обладания глупой вещью. А потом нанести удар.
Лучшая метафора гамбита – троянский конь.
9. Развивать фигуры, то есть вывести как можно больше фигур с исходных позиций
Итак, вы – лидер. И у вас есть – команда. Когда вы их наняли или сделали своими друзьями, они были – каждый на своей исходной позиции. Часто (будем говорить) на днище. Так вот, ваша задача с самого начала игры и работы – вывести каждого с того места, на котором он был до встречи с вами – чуть вперёд.
Это преследует сразу две цели и даёт две пользы для вас:
- во-первых, вы тем самым раскрываете потенциал человека и он становится вам более полезен, потому что сам он теперь может больше,
- во-вторых, вы таким образом завоёвываете себе друзей и сторонников.
Если же человек чем был тем и остался – как до так и после работы на вас (и дружбы с вами) – какой ему смысл воевать на вашей стороне? А так ему есть что терять.
10. Мат – это символ. В нём нет избыточного насилия
Чужой король никогда позорно не снимается с доски, даже если ему объявили «мат». Ему только говорят вежливо: «Вам – мат». С врагом нужно быть щепетильным... Если вы победили своего противника (лидера враждебной партии), не мстите ему, не унижайте его и не уничтожайте его. Это мелко, Хоботов.
Когда семью Николая Второго расстреляли в подвале жилого дома – это был тот момент, когда Советская Власть подписала себе смертный приговор, заложив бомбу яркой безнравственности под свой фундамент. Так Троцкий (который был тогда главным актором войны) лично сводил счёты с царём, которого он ненавидел. Чем это закончилось для Троцкого? Его почти тут же убрали – как слишком кровожадного монстра, нехорошего для репутации победителей. А победу приписали себе другие – менее горячие и более хитрые. Но и это, в сущности, не помогло...
Итак, шахматы как игра – очень конгруэнтны жизненным реалиям, в которых ведётся та или иная «война». Шахматы учат лидера выигрывать различные «войны». Мы затронули только несколько аспектов шахмат как тренажёра для лидера. На самом деле их гораздо больше. И чтобы их освоить на уровне бессознательного навыка – (библиотеки навыков!) в шахматы нужно учиться играть.
*Facebook и Instagram запрещены в России, Meta признана экстремистской организацией
