Авторские права в настольных играх

Вопрос авторских прав интересует практически каждого геймдизайнера, выпускавшего или планирующего выпустить на свет свою настольную игру. Как защитить свои права на настольные игры в России и сделать так, чтобы конкуренты не украли авторскую игру? Сначала давайте рассмотрим, какие положения имеются в законах по этому вопросу.
Что можно защитить в настольной игре
Игра состоит из различных элементов, и то, что интеллектуальные права на некоторые из них можно защитить в рамках российского законодательства, ни у кого вопросов не вызывает. Что это за элементы?
- Коробка (упаковка игры). По российским законам дизайн коробки может являться результатом интеллектуальной деятельности, который подлежит охране. Коробка представляет собой объект дизайна, а согласно статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации, объекты дизайна отнесены в объекты авторских прав. Как и со всеми другими объектами исключительные права на дизайн упаковки возникают у автора изначально и без всяких бумаг и разрешений. Но это не означает, что они не могут перейти впоследствие к другим лицам - такое происходит в случае отчуждения исключительного права, например, если права от дизайнера перешли к заказчику на основании договора. Кроме того, дизайн игровой коробки может быть запатентован как промышленный образец.
- Логотип игры. Авторы игры могут зарегистрировать ее логотип в качестве товарного знака. Товарный знак обычно может иметь вид символа, числа, слова, изображения либо некой конструкции, которая используется продавцом или производителем для обозначения своих товаров и выделения на фоне других. Поскольку любую игру, скорее всего, будут узнавать по логотипу и названию на коробки, разумным шагом против того, чтобы никто не стал продавать другую игру с таким же названием, станет регистрация его в качестве товарного знака. Права на товарный знак расписаны в главе 76 парафе 2 ГК РФ. Имея на руках соответствующие документы, подтверждающие обладание товарным знаком, вы защитите название своего продукта и логотип своей фирмы. Для обозначения охраны товарного знака рядом с ним помещается латинская буквы "R" или латинская буква "R" в окружности. Также стоит отметить, что защитить в качестве товарного знака может выступать и неких персонаж, олицетворяющий игру, например, животное или супергерой. Подробнее о регистрации товарного знака и стоимости услуг можно узнать на сайте Госуслуг.
- Игровое поле. Чаще всего игры происходят на игровом поле, которое тоже можно защитить как авторским правом в качестве объекта дизайна, так и патентным правом. В последнем случае это особенно актуально например, если, игровое поле имеет уникальную форму, необычные цветовые решения и нетривиальное зонирование.
- Авторские объекты игры. Если у игры есть оригинальные атрибуты, которые отличают ее от всех других, такие предметы тоже можно и желательно защитить. Что это может быть? Это могут быть уникальные миниатюры, новый вид рандомайзера взамен обычным кубикам, например, некий нестандартный барабан, волчок, рулетка или оригинальный генератор случайных букв или цифр. В таком случае защитить подобный объект можно в качестве результата интеллектуальной деятельности в рамках патентного права (подробнее о порядке получении патентов можно узнать на сайте Госуслуг).
Что защитить нельзя/можно лишь в теории
- Идея. Начнем с того, что защитить в играх нельзя совсем. Защитить совсем нельзя идею, задумку игры. Идея автору игры может казаться великолепной, а потому ему может прийти в голову защитить ее от воровства. На практике же в вопросе игра идеи - это рядовая вещь. Ценность идеи по сравнению с ценностью ее воплощения и затраченного на это труда абсолютно ничего не стоит. Более того, в индустрии настольных игр заимствование идей - распространенная практика. Геймдизайнеры часто создают совместные проекты, вдохновляются разными механиками, пытаясь их улучшить, участвуют в различных фестивалях и форумах. Большого смысла бороться с этим явлением нет.
- Правила игры. Могут ли подпадать под защиту авторских прав правила игры? Здесь все зависит от того, что именно понимается под правилами. Если под правилами понимается метод, способ проведения игры, то защитить права правообладателей, к сожалению, нельзя. Согласно пункту 5 статьи 1259 ГК РФ авторские права на методы и процессы не распространяются. Также имеется упоминание и в патентном праве, напрямую говорящее о том, что изобретениями, не подлежащими патентованию являются методы и правила игр. Эту законодательную норму можно найти в пункте 5 статьи 1350 ГК РФ. Таким образом, как метод правила игры с точки зрения законодательства не могут быть защищены. Однако правила могут пониматься также и как литературное произведение (пункт 1 статьи 1259 ГК РФ). Однако такой вариант возможен лишь теоретически, поскольку защита такого произведения будет пресекать копирование исключительно текста правил. Вряд ли конкуренты захотят слово в слово копировать чужой текст: им останется только пересказать его другими словами, после чего это уже будет самостоятельное произведение. Кроме того в пункте 3 статьи 1270 ГК РФ напрямую сказано, что практическое применение положений, составляющих содержания произведения, не является его использованием.
- Механика игры. Если под механикой игры понимается процесс или методы, то здесь применимо все то, что было описано выше касательно правил игры. Защитить механику с помощью авторского и патентного права с точки зрения российских законов нельзя.
По итогом обзора того, что можно защитить, а что защитить нельзя, нужно вернуться к исходному вопросу: а можно ли защитить игру и сделать так, чтобы ее никто не выпускал?
Из логики российского законодательства вытекает, что полностью защитить настольную игру как единое целое, включая одновременно ее механику/правила и воплощение, нельзя, хотя отдельные элементы (игровое поле, коробка, объекты игры, логотип), защитить все-таки можно.
В итоге загвоздка состоит в том, что само понятие “настольные игры” или просто “игры” в объектах авторского права (статья 1259 ГК РФ) не фигурирует, а по сути, самая важная стороны игры - ее методы, напомним, напрямую исключены в патентном праве (пункт 5 статьи 1350 ГК РФ).
Несмотря на то, что следует из российских законов, встречаются мнения, что защита настольных игр как интеллектуальной собственности в России все-таки возможна. В качестве примера авторами приводятся страны, где как и в России, объектами патентной охраны не признаются методы игр, тем не менее новые патенты на настолки там регистрируются. По мнению автора, в России по умолчанию принимается не совсем верное толкование понятия механики игры, которая несколько шире, чем ее правила или методы, а это значит, что теоретически, она может быть патентопригодна. Другое дело, что на практике в России настольные игры никем не патентуются. А условный патент, существующий без наличия правоприменительной практики, гарантирующей уважение интересов авторов игр, вряд ли кого-то может заинтересовать.
У сложившейся ситуации для рынка в целом есть как минусы, так и плюсы. С одной стороны, разные издательства настольных игр могут конкурировать в качестве и цене за схожие по принципу игры. С другой стороны - это может негативно сказаться на разнообразии самих механик, поскольку копировать и улучшать готовое всегда легче, чем создавать что-то новое.
Права на использовании изображений
В создании игр зачастую встает вопрос о правах на использование изображений. Какие изображения можно использовать, а какие нельзя? Как не нарушить закон при использовании чужих изображений? Нужно ли заключать договор с художником? Ответы на эти и другие вопросы нужно знать обязательно.
На самом деле, какой бы хаос не творился до сих пор с использованием чужих изображений, перед тем, как их заимствовать, тем более, для создания игр, которые пойдут на продажу, нужно иметь в виду, что фотографии, равно как и любые произведения графического искусства, считаются объектом авторского права (пункт 1 статьи 1259 ГК РФ), а потому подлежат защите со стороны закона. У каждой фотографии и картинки в интернете есть правообладатель, который ей распоряжается. А это значит, что всегда есть шанс столкнуться с автором, для которого судьба этих изображений принципиальна.
В России срок действия исключительного права на изображения действует в течение всей жизни автора плюс семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (статья 1281 ГК РФ). Такие сроки - это общемировая практика, хотя случаются и особые случаи, когда одно и то же изображение в одной стране уже находится в общественном достоянии, а в другой - нет.
Нужно иметь в виду, что охраняется само изображение, но не идея. Также не имеет значения художественная ценность. Однако переработка и репродукция изображения незаконны без согласия автора. Причем, чем больше конечный вариант похож на исходник, тем выше шансы, что суд встанет на сторону автора изображения, признав изменения, внесенные в первоначальное изображение, незначительными.
- Какие права есть у авторов изображений:Личные неимущественные права. Это само авторство, права создателя изображения. Продать эти права или указать автором другого человека нельзя.
- Право следования. В случае продажи оригинала произведения с участием юрлица, автор имеет право получать проценты от продаж, который зависит от цены перепродажи. Например, при цене менее 100 тыс рублей художнику положено 5%. Получать эти средства может лишь сам автор либо его наследники - передать это право невозможно
- Исключительные права на использование изображений. Сюда можно отнести права размещать в интернете, перепечатывать, переделывать, использовать в качестве логотипов и так далее. Эти права можно продать, однако в договоре прописываются конкретные разрешенные способы использования изображений. При этом сам автор может повторно воспроизводить и копировать изображение только в личных целях, но не для продажи.
Как заключать договор с автором изображений
Сам факт продажи изображения не гарантирует того, что вам были переданы исключительные права: их нужно указать в договоре. Причем, в таком договоре обязательно указывается, в каких целях куплено изображение. Если речь идет не только о личных целях, но и использовании в рекламе или, например, в дизайне настольной игры и ее элементов, это тоже должно быть разрешено договором.
С художником или фотографом можно заключить договора двух типов:
- Договор об отчуждении исключительного права (статья 1285 ГК РФ), при котором все возможные права передаются навсегда.
- Лицензионный договор, когда на определенный срок передаются четко обозначенные в договоре права (статья 1286 ГК РФ).
Можно ли безопасно взять картинку из интернета
Безусловно, заимствовать первые попавшиеся картинки из Google или Яндекс не стоит - как правило, отображаемые результаты выдаются с различных сайтов, а большинство изображений защищено авторскими правами. В Google можно задать сортировку поиска по типам лицензий, в том числе на использование и изменение в любых целях. Однако фильтр не дает гарантии, что изображение действительно можно использовать - у самих авторов могут быть иные мнения на этот счет.
Аналогичная ситуация существует и со стоковыми ресурсами. Всевозможные фотобанки предлагают тысячи бесплатных картинок и фотографий для использования в коммерческих целях. Однако полной гарантии, что все без исключения авторы отказались от авторских и смежных прав, не существует, и стоки об этом предупреждают. Поэтому даже в случае, если вы скачали картинку со стоков, есть шанс, что автор может потребовать компенсацию. Хотя, вероятно, суд примет во внимание смягчающие обстоятельства. За нарушение авторских прав в особо крупных размерах может быть предусмотрена уголовная ответственность, однако карает закон непосредственно поддельных авторов, а не жертв обмана.
