Техника креативности "Волшебные иероглифы"
Суть этой техники состоит в том, чтобы подпитать своё скудеющее творческое воображение знаками и символами совершенно иной культуры.Самая древняя письменность – иероглифическая. Самые древние иероглифы называли пиктограммами. Это были рисунки, картинки, почти точные изображения настоящих предметов действительности.
С ходом развития абстрактного мышления пиктограммы (точные рисунки) превратились в переосмысленные на их базе иероглифы, рисунки абстрактные, условные, схематичные, «неточные».
А уже совсем недавно (по историческим меркам) на основе иероглифического письма возникло письмо буквенно-звуковое. Буквы – это немые и слепые значки, которые ничего не значат и ни на что не намекают нашему уму. Они просто условно обозначают тот или иной звук, издаваемый человеческим речевым аппаратом.
Мы уже вряд ли вспомним без энциклопедии, что А (алеф) когда-то означало у придумавших эту букву финикийцев – «вол», Б (бет) означало «дом», Г (гимел) – «верблюд».
Разглядывание таинственных значков непонятных нашему рассудку – это мощная креативная техника! Ещё Леонардо да Винчи разглядывал пятна на стенах и потёки штукатурки для того, чтобы вдохновиться на новый сюжет для картины. Но мы с Вами пойдём ещё дальше! И поможет нам в этом профессор Майкл Рэй, преподаватель Стэнфордского университета.
Для вдохновенной медитации он избрал один из самых интригующих памятников древней культуры – древнеегипетскую «Книгу мёртвых».
Надо сказать, что «Книгой мёртвых» этот памятник письменности назывался далеко не всегда… И очень жаль, что он так называется теперь! Это название, которое придумал ему немецкий египтолог Карл Рихард Лепсиус, даёт совершенно искажённое представление о том, что же это на самом деле такое!
Книгой мёртвых этот текст стали называть лишь на том основании, что список с этим текстом клали усопшим в «дорожный набор», для того, чтобы они не блуждали в Иных Мирах, а прибывали строго по месту назначения, для спасения души – так как понимали «спасение» и «душу» древние египтяне.
Душеспасительная книга называется на самом деле вот как:
Эр ну перэт эм херу
В переводе с древнеегипетского: «Главы о восхождении к свету».
Это не цельный текст, у которого есть начало, развитие и логический финал. Это скорее похоже на коллаж, рабочие выписки, конспект из важных цитат, подборку необходимого (для чего?) материала.
В «Главах о восхождении к свету» имеются отрывки из поэтических гимнов (вроде Риг-Веды), а также… короткие однострочные заклинания (мантры?).
И вот над этим «неслабым» текстом предлагает медитировать в поиске творческих идей стэнфордский профессор.
Как Вы лодку назовёте, так она и поплывёт. Я лично не хотела бы медитировать над «книгой мёртвых». А вот над «Главами о восхождении к свету» я буду, наверное, медитировать всю жизнь…
Как утверждают историки, каждый благочестивый египтянин жил, постоянно справляясь с текстом этой книги. Стенфордский профессор, Майкл Рэй предлагает нам делать то же самое. И я не вижу в этом ничего шокирующего. Справляемся же мы с великой китайской книгой «Дао дэ Цзин», читаем Лунь Юя, раскладываем карты Таро, бросаем монеты, чтобы составить гексаграмму из «Книги перемен»…
В стэнфордской методике нет, кстати, ничего мистического. Это всё тот же разговор с юнгианскими архетипами, только вместо поднадоевших образов, нам предлагают взять иероглифы Древнего Египта, выгодно отличающиеся своей визуальной не избитостью, новизной, по крайней мере для взгляда большинства людей.
И долго я стоял у речки, и долго думал, сняв очки:
Какие странные дощечки и непонятные крючки!
Инсайт, возникший от созерцания страницы, убористо исписанной этими странными значками, может оказаться ключевым в решении именно Вашей проблемы. Что и доказали многочисленные благодарные ученики высшей школы экономики Стэнфорда на своём личном опыте.
Практическое применение техники
Задайте, сформулируйте свою проблему, свой вопрос – и начинайте рассматривать страницу с иероглифами. Вы тут же начнёте видеть человечков, которые заняты различными делами - древние египтяне были очень практичным, богатым, торговым народом.
Остановившись взглядом на какой-нибудь особенно чётко вырисовавшейся перед Вами сценке, задайте себе ряд вопросов:
- На что это похоже (поток ассоциаций – пока не остановитесь на «правильной»)
- Как это отвечает на мой вопрос?
- Правильно ведут себя эти люди или нет?
- Чем закончится их история и как бы я мог вмешаться в неё?
Подсознание знает всё. Но ему нужна пища, материал, чтобы оно показало нам на этом материале, как найти выход из ситуации. А книга о восхождении к свету – это один из лучших материалов для работ нашего подсознания, нашего «второго ума».