Техника креативности "Визуализация образа мечты"
Эта технология была разработана компанией Glouberman в 1989 году. Однако если присмотреться к ней повнимательнее, то мы обнаружим, что это удачно запатентованное “чудо” (рассматривание себя с высоты птичьего полёта, а также детальная проработка отдельных аспектов мечты) существует уже довольно давно в недрах театральных школ и студий и является по сути одним из многочисленных “актёрских упражнений” для развития актёрского же мышления. Внимательно читаем труды Станиславского, Михаила Чехова, Ежи Гротовского, Бертольда Брехта, Стриндберга, наконец, (кого я ещё не перечислила из корифеев?) и черпаем оттуда все основные приёмы креативного мышления… для бизнеса.Чем реализация бизнес-идей отличается от успешно сыгранного спектакля? Исходя из того, что режиссёрские методики копируются – ничем. Весь мир – театр. А если у Вас нет воображения, то Вам надо учить матчасть, а не пытаться креативить.
Итак, к технологии
Первым делом, мечту (подразумевается, что она у Вас есть, и не одна и Вы собираетесь её воплотить в жизнь) нужно представить ОСЯЗАЕМО. Её нужно обязательно поместить в театральное Триединство: единство Времени, Места и Действия. Тогда мечта начнёт материализовываться. Поясню.
Главная ошибка всех мечтающих – они даже не дают себе труда потрудиться (простите за тавтологию) представить свою мечту как что-то реально живое, имеющее географические (пространственные) координаты, цвет, звук запах, объём и отбрасываемую тень.
Вы, наверное, не раз читали что-то типа: хотите автомобиль? Ну так представьте себе как можно более “живо” запах салона, цвет снаружи; то, как Вы медленно двигаетесь, выезжаете, как идёт машина. Хотите дом? А какой? Устройте виртуальную прогулку по этому дому. Сколько он будет примерно стоить? На какой улице будет стоять? Как Вы расставите мебель?
Многим сразу становится скучно. Потому что трудно. В эту технику сразу перестаёшь верить, из-за лености. Вот так же и молодые актёры. Им говорят: Вы хотите играть Офелию? Представьте себе молодую женщину, которую без объяснения причин бросает возлюбленный. Каковы её чувства? Как меняется её пульс, цвет лица, дыхание? Как она начинает рыдать? Зарыдайте! Многим становится скучно. Потому что – сложно. И они уходят из профессии сниматься в рекламе майонеза.
Но нам с Вами гораздо труднее, чем актёрам. Они переживут, если бросят своё ремесло. А мы так и не научившись “работать с мечтой”, мы не сможем направлять свою жизнь в нужное русло – она будет влачить нас туда, куда ей заблагорассудится.
Когда мы забрасываем Судьбу своими просьбами, она пытается терпеливо, как доктор, выяснить: “Так где же болит? На что жалуемся?” Я не понял, что конкретно ты имела в виду?” А мы только мычим и разводим руками. Тот, кто хочет, чтобы его планы и мечты воплощались в жизнь, должен изжить в себе собаку, которая “всё понимает, только сказать не может”. Если Вы умеете лишь 1) вилять хвостом или 2) скалить зубы, то никакой роли в театре, кроме роли “верного Джека”, Вам не дадут.
“С высоты птичьего полёта”
Проще всего взглянуть на свою мечту так: взлетите высоко над городом, над землёй, и увидьте себя в своей мечте как бы со стороны. Как только что-то заинтересовало, сразу – крупный план. Снижение, проработка детали. И опять взмываем вверх.
Когда что-то идёт не так…
Очень часто, прорабатывая мечту, мы сталкиваемся с ощущением дискомфорта. Тогда нужно остановиться, “выключить” на время воображение, выйти из персонажа и трезво проработать “камень преткновения”. Что случилось? Почему мне в моей мечте стало не комфортно? Только таким образом Вы и выловите всех “тараканов”, которые тянут Вас прочь от Вашей мечты. Разговаривайте честно сами с собой… Не живите, как во сне! Прямо скажите себе: “Я хочу этого, но не могу себе это позволить, потому что боюсь, что…”
Это как в старом анекдоте: “Я бы прямо сейчас принял Ваше предложение и уехал сниматься в Голливуд, но… в январе же у меня ёлки!” Проснитесь же, наконец, мужчина! Какие ёлки? Вас зовут в Голливуд, Вы что не слышите?
Вытащенные из подсознания и обмозгованные, все подобные препятствия легко устраняются. Или не легко… Но, по крайней мере, Вы уже выработаете чёткий план, как угодить всем своим “тараканам” и при этом всё-таки отправиться в путешествие за мечтой.
Рисуйте, рисуйте, как Вы только можете
И последнее обязательное требование: все результаты своих “дум” (чтобы они не пропали впустую) тщательно фиксируйте. Пишите красивые описания в толстый блокнот, рисуйте рисунки, схемки и чертёжики, клейте фотоколлажи. Помогайте себе.
И ещё. В связи с последним: конечно, свою мечту из пальца не высосешь – надо иметь фактический материал. Знать подробности и детали того, во что Вы собираетесь погрузиться. Так, путешественник заранее составляет карту своего туристического маршрута и думает, какие бы места он хотел посетить. Не едет же он просто так! К его услугам – красочные буклеты, изобилующие фотографиями, рассказы очевидцев, интернет, наконец, где это всё можно собрать.
Так и Вы. Отправляясь за мечтой, чем мы хуже путешественника, едущего в тур? Перед нами стоит даже более ответственная задача.
Самый простой вопрос, заданный мечтателю: “Опиши свою обычную неделю из своей новой жизни, когда у тебя будет, к примеру … доход в миллион.”, ставит обычного человека в тупик и заставляет изрекать жалкие банальности, после которых становится стыдно за человечество. Тренируйтесь!
Писатель, прежде чем написать книгу из жизни среды, в которую он не погружён, перелопачивает документы, архивы, внедряется в эту среду простым работником… А что он в противном случае сможет написать? Любая доярка (и не доярка) засмеёт его роман из жизни деревни, если такой писатель заставить коров доиться в 8 утра!
Работая с мечтой, нам нужно взлелеять в себе:
1.
актёра, вживающегося в образ (вариант – шпиона, врастающего в “легенду”)
2.
путешественника, отправляющегося в незнакомые места первый раз;
3.
писателя, создающего на бумаге вымышленный, но абсолютно правдоподобный мир с живыми героями.
Это и есть – креативность. И без неё Вы лишь – винтик большого механизма. И кто знает, какого?