Техники креативности

Техника креативности "Утренние записи"

Техника креативности "Утренние записи"

Когда-то наш Юрий Олеша написал фразу, ставшую бессмертной: «Ни дня без строчки!».Ещё до него, не менее «наш», Пётр Ильич Чайковский, писал в своих дневниках, что вдохновение не приходит к тому, кто лежит на диване и жалуется на отсутствие рабочего настроения. «К инструменту!» - резюмировал своё рассуждение Пётр Ильич, сам любивший и поваляться на дачном диване, и поиграть в картишки, и попить коньячку. Чу, русская обломовская душа, как ты прекрасна!

Одного мы только не поняли, причём самого главного.

И это «главное» объясняет нам западный до кончиков ногтей человек, умница, красавица, киносценарист и лектор - Джулия Кэмерон.

Чем отличается современный иностранец от современного русского? Я уже писала о том, и ещё раз напишу, что в плоть западного индивидуума вошёл психоанализ и все его разновидности. А в нашу плоть не вошёл. Отсюда и все «трудности перевода» неотечественных креативных методик на отечественную почву, не знающую этот фрукт и пользу им приносимую.

В чём же фишка? А в том, что реализуя в своей жизни заповедь «ни дня без строчки», не нужно подразумевать под этой «строчкой» гениальную шекспировскую строку.

Когда мы садимся работать, мы ждём от себя сразу - шедевр. Сразу хотим писать на беловик. И мучаемся, как Оскар Уайльд, который садился за доработку сонета и тратил весь день на то, что до обеда ставил в одном месте ... запятую, а после обеда (после долгих мучительных раздумий)... зачёркивал её.

Смысл требования «писать каждый божий день определённое количество страниц» в том, чтобы отключить ум вообще, и всех паразитов, в нём проживающих:

Перфекционизм, Внутреннего Цензора, Внутреннюю Обезьяну-паникёра.

Но этого не понять без фрейдистской базы: без знания, что в голове содержатся тонны мусора, и пока этот мусор не высыпется на бумагу, хорошего креатива не жди. Плохого - жди, и пожалуй-ка с ним на выставку биеннале, но это уже совсем другая тема - к тому же, наивный стенографический отчёт о состоянии своей нездоровой психики выходит из моды. Уже опять требуется форма и форма - безупречная.

А Вы говорите: «Шедевр!» Какой шедевр, когда Вам нужно писать и писать, пока не выпишитесь, пока не оброните сто тысяч раз «случайно» все накопившиеся раздражения, страхи, затверженные фразы, не принадлежащие Вам; обрывки чужих нотаций, газетных штампов и просто параноидального потока сознания, свойственного даже не параноикам.

Чехов по капле выдавливал из себя раба. Так и Вы будете по капле выдавливать из себя всё то, что творчеством не является, а представляет интерес лишь для психоаналитика, и то вряд ли. Слишком утомительны эти повторы для специалиста с опытом.

Но достучаться, докопаться, до-вы-давливаться до чистого креатива, до ценных мыслей можно. И техника «Утренних записей» как раз и призвана помочь в этом каждому.

Не музыка ещё, уже не шум...

Итак, что делаем?

Каждое утро (держа под рукой заранее заготовленный блокнот) начинаем с того, что исписываем ровно ТРИ листика всем, что приходит в голову.

Далее. Эти листики мы НЕ перечитываем по крайней мере ТРИ месяца. А складываем их любовно в коробочку, где и храним.

Категорически запрещается также: долго думать над тем, ЧТО писать и особенно думать над тем, КАК писать. Просто ПИСАТЬ, неужели так трудно, а?

«Зачем?» - спросит русский человек, не впитавший в плоть и кровь психоаналитическую картину мира.

Затем, что только так мы высвобождаем все дремавшие в нас творческие ресурсы.

Что же за этим последует? А будет апрель. Будет, по обещанию Джулии Кэмерон, то, что называется «установление радиосвязи с Богом».

Балетные танцоры у неё учившиеся этой технике начинают лучше держать равновесие, адвокаты - лучше выступать, бизнесмены - лучше зарабатывать свои деньги, домохозяйки открывают в себе таланты, а писатели и прочая пишущая братия - выходят из творческого тупика, что тоже приносит доход.

Почему нельзя перечитывать этот свой «дневничок»?

Потому что в том, что Вы будете писать, будет очень много жалости к себе, злости на мир, глупостей и просто банальностей. А перечитывать такое неприятно. Но писать это, повторюсь, необходимо.

Вот и не читайте, а то ужаснётесь самим себе, начнёте рефлексировать над записями, и... пропала польза от методики.

Почему для этого упражнения выбирается утро?

А это как раз то пограничное время (не день, и не ночь), которое по воззрениям древних, выражаясь языком мифа, принадлежало - духам. На языке нашей постмифологической эпохи это - время, когда левополушарная, рациональная активность мозга отсутствует и не мешает, в силу того, что сам мозг ещё спит.

Пробуйте этот метод, дайте себе срок три месяца и раньше этого срока результатов не ждите. Надо же, наконец, и нам воспользоваться плодами, растущими на древе психоаналитических методик работы с бессознательным человека.

17.04.2010 10:36:31
Творческий пинг-понг. Техника креативности, которая позволит фонтанировать идеями

Творческий пинг-понг. Техника креативности, которая позволит фонтанировать идеями

Техника молниеносных асоциаций, которую активно применяют на мозговых штурмах ведущие рекламные агентства мира. Вы и представить себе не можете, до чего можно додуматься, просто отбросив критику.

Воркспейс под мостом. Как обрудовать секретную лабораторию вдохновения

Воркспейс под мостом. Как обрудовать секретную лабораторию вдохновения

Дизайнер Фернандо Абелланас создал тайную подвесную студию, расположенную под мостом. Рабочее пространство находится на высоте 4 метров и добраться до него можно лишь с помощью передвижной платформы.