Техники креативности

Техника креативности «Творческий пинг-понг»

Техника креативности «Творческий пинг-понг»

Данную технику активно применяют на мозговых штурмах практически все ведущие рекламные агентства мира. Не удивительно, что именно эту технику, как эффективную и одновременно простую, одной из первых рекомендует и Марио Прикен, автор легендарной книги для рекламистов «Гейзер в голове».

Если ваша креативная команда состоит всего из двух человек, это не повод расстраиваться, так как у вас сложились идеальные условия для опробования креативной техники «Пинг-понг».

Суть ее предельно проста: «молниеносно образуйте ассоциативные ряды и без размышления озвучивайте все, что приходит в голову». Сначала один партнер дает идею, образ, ассоциацию, затем второй ее развивает, опровергает, дает собственную ассоциацию, пусть даже не связанную с первоначальной мыслью. Главные правила: не критиковать, делать все быстро и не задумываясь.

Однако, как психолог и  бизнес-тренер, более 15 лет проводящий мозговые штурмы с самыми разными командами и под самые разные задачи, не могу не отметить, что в большинстве своем этот метод, не дает ожидаемых «радикально новых» идей. Это связано со всеми нам знакомой инертностью мышления – мы неосознанно повторяем привычные патеры мышления (пусть даже «креативного») и получаем, как правило,  всего лишь идеи лучшего качества, а не качественно иной продукт.

В том виде, в котором ее практикуют сейчас, эту технику можно сравнить с попыткой разогнать поезд, в надежде, что он соскочит с рельсов.

Как сделать эту технику более эффективной?

Добавить к скорости (помогающей отключить гиперконтроль сознания и получить доступ к информационному полю «коллективного бессознательного») внешние переключатели, рычаги переводящие несущийся поток ассоциаций в совершенно новое русло.

111.jpg

Хотите получить качественно иной продукт – введите новые переменные, условия, контексты, ограничения.  Именно для этой цели, и разработаны карты креативности «1000 идей», выступающие теми самыми переключателями, выводящими процесс размышления над задачей на качественно иной уровень. Механика проста - каждая карточка содержит обширный перечень стимулов-переключателей мышления, в процессе мозгового штурма доставайте случайные карты и пытайтесь найти идеи с учетом заданного контекста или направления. Поверьте, результат ошеломителен.

И все же нужно предупредить о типичной ошибке, которую совершают креативные команды, открывшие для себя возможности креативных карт. Никогда не включайте карты в процесс обсуждения идей с самого начала. Карты дают «второе дыхание», когда очевидные идеи иссякают. Начиная же сразу работать с картами, вы получите ровно те же идеи, которые уже были в голове у участников мозгового штурма. Сначала выплесните из головы все мысли и предложения, которые у участников обсуждения уже имеются по поводу стоящей задачи, и только потом, когда идей не останется, когда в обычной ситуации мозговой штурм уже превращался бы в пережевывание сказанного, и рассмотрение одних и тех же идей с разных точек зрения, только тогда, предложите участникам достать по карте и высказать свои ассоциации и мысли с учетом новых условий.

Никитина Татьяна, бизнес-тренер
основатель бизнес-порталов openbusiness.ru и 1000ideas.ru

Узнать больше о картах креативности "1000 идей"

13.02.2018 14:51:33