Техники креативности

Творческий пинг-понг. Техника креативности, которая позволит фонтанировать идеями

Творческий пинг-понг. Техника креативности, которая позволит фонтанировать идеями

Техника молниеносных асоциаций, которую активно применяют на мозговых штурмах ведущие рекламные агентства мира. Вы и представить себе не можете, до чего можно додуматься, просто отбросив критику.

Данную технику активно применяют на мозговых штурмах практически все ведущие рекламные агентства мира. Не удивительно, что именно эту технику, как эффективную и одновременно простую, одной из первых рекомендует и Марио Прикен, автор легендарной книги для рекламистов «Гейзер в голове».

Если ваша креативная команда состоит всего из двух человек, это не повод расстраиваться, так как у вас сложились идеальные условия для опробования креативной техники «Пинг-понг».

Суть ее предельно проста: «молниеносно образуйте ассоциативные ряды и без размышления озвучивайте все, что приходит в голову». Сначала один партнер дает идею, образ, ассоциацию, затем второй ее развивает, опровергает, дает собственную ассоциацию, пусть даже не связанную с первоначальной мыслью. Главные правила: не критиковать, делать все быстро и не задумываясь.

Однако, как психолог и  бизнес-тренер, более 15 лет проводящий мозговые штурмы с самыми разными командами и под самые разные задачи, не могу не отметить, что в большинстве своем этот метод, не дает ожидаемых «радикально новых» идей. Это связано со всеми нам знакомой инертностью мышления – мы неосознанно повторяем привычные патеры мышления (пусть даже «креативного») и получаем, как правило,  всего лишь идеи лучшего качества, а не качественно иной продукт.

В том виде, в котором ее практикуют сейчас, эту технику можно сравнить с попыткой разогнать поезд, в надежде, что он соскочит с рельсов.

Как сделать эту технику более эффективной?

Добавить к скорости (помогающей отключить гиперконтроль сознания и получить доступ к информационному полю «коллективного бессознательного») внешние переключатели, рычаги переводящие несущийся поток ассоциаций в совершенно новое русло.

111.jpg

Хотите получить качественно иной продукт – введите новые переменные, условия, контексты, ограничения.  Именно для этой цели, и разработаны карты креативности «1000 идей», выступающие теми самыми переключателями, выводящими процесс размышления над задачей на качественно иной уровень. Механика проста - каждая карточка содержит обширный перечень стимулов-переключателей мышления, в процессе мозгового штурма доставайте случайные карты и пытайтесь найти идеи с учетом заданного контекста или направления. Поверьте, результат ошеломителен.

И все же нужно предупредить о типичной ошибке, которую совершают креативные команды, открывшие для себя возможности креативных карт. Никогда не включайте карты в процесс обсуждения идей с самого начала. Карты дают «второе дыхание», когда очевидные идеи иссякают. Начиная же сразу работать с картами, вы получите ровно те же идеи, которые уже были в голове у участников мозгового штурма. Сначала выплесните из головы все мысли и предложения, которые у участников обсуждения уже имеются по поводу стоящей задачи, и только потом, когда идей не останется, когда в обычной ситуации мозговой штурм уже превращался бы в пережевывание сказанного, и рассмотрение одних и тех же идей с разных точек зрения, только тогда, предложите участникам достать по карте и высказать свои ассоциации и мысли с учетом новых условий.

Никитина Татьяна, бизнес-тренер
основатель бизнес-порталов openbusiness.ru и 1000ideas.ru

Узнать больше о картах креативности "1000 идей"

13.02.2018 14:51:33