Техника креативности "SCAMMPERR"
Для креативного мышления нужны инструменты, приёмы. Здесь они собраны очень компактно и практически в полном составе. Ваше дело – угадать. Какой из техник Вы или Ваши знакомые пользуетесь всегда, только не зная об этом. И, порадовавшись за себя и своих близких, взять на вооружение новые техники.
Эта английская аббревиатура расшифровывается так:
S – Substitute
(Дословно: субституты, то есть, команда запасных игроков: заменители, заместители, те, кто всегда рядом, «на подхвате»). Это могут быть запасные вещи, материалы, люди, идеи, планы, маршруты, варианты, претенденты, сценарии. Согласно этой креативной технике, человек должен начинать своё креативное путешествие вглубь работы с того, что у него есть всегда несколько запасных вариантов – иначе в дорогу отправляться опасно!
Кто не бежал под дождём с газетой на голове? Хорошо, когда есть хоть такой запасной вариант! Но эта же сценка может вдохновить и на производство очень необычного товара – зонта, где вместо ткани сам хозяин «натягивает» всё, что его душе угодно – вплоть до газеты!
C – Combine
(смешивать, комбинировать, делать миксы, уметь использовать одно вместо другого). Интегрировать, сочетать старое с новым – вот что требуется от креативно мыслящего человека на втором этапе работы над проблемой. Просто взять две вещи и… приложить друг к другу. А затем посмотреть, что из этого выйдет… Например, украсить тефтелькой башню из кубиков. Приделать к кроссовкам колёсики от роликовых коньков…
Или сделать вот такую съедобную клавиатуру, что для многих современных мужчин гораздо актуальнее, чем разные там съедобные трусики, которыми их пытаются соблазнить начитавшиеся женских журналов подруги…
A – Adapt
(Адаптация – это уже несколько сложнее, чем просто комбинирование. Здесь, сочетая одно с другим, мы меняем первоначальные функции сочетаемых нами элементов). Мы вмешиваемся в саму природу и предназначение вещи, а не просто «прикидываем» одно к другому или объединяем во временные нестойкие союзы. Так зонтик от дождя может служить лодкой, а может и парашютом… Адаптация – это ещё и когда Вы берёте бывшую целую вещь и она вдруг превращается в малую часть нового предмета, который Вы изобрели. Почему бы не использовать четыре монетки в качестве колёс для автомобиля из пластилина? Это хорошо умеют делать дети, когда играют дома с предметами мебели (и не только мебели), строя из них различные конструкции. Например, построить крепость не из кубиков, а из томов энциклопедии. Или хотя бы сделать из одной книжки одну дамскую сумку…
Или «построить» из кубика Рубика дизайн опять же сумки…
M – Magnify
(Дословно: увеличить в размерах). Это умение представить себе обычную вещь в более солидном размере. Сделайте привычно маленькую вещь гораздо большей по размеру – вот одна из креативных техник. Это так просто, но почему-то редко кому приходит в голову без напоминания о существовании подобной возможности! Кстати, по этому принципу устроена знаменитая инсталляция художницы Йоко Оно «Одиссея таракана». Вы попадаете в большущую комнату, где все обыденные вещи увеличены в размерах так, что Вы легко представляете себя маленьким насекомым, попавшим в чужую кухню. Как Вам ботинок размером с малолитражку?
M – Modify
(Дословно: модифицировать). Поиграйте с формой, цветом, функциями. Измените привычные цвет размер, форму и назначение предмета – вот и вся креативность. Давай покрасим холодильник в чёрный цвет… Давай сделаем автомобиль не в форме конного экипажа, а в форме пули… давай перестанем делать настенные часы только в форме башенки или избушки. (Этим историям, правда, уже больше полувека)…
Как Вам такая игральная колода?
P – Put to another use
Здесь всё просто: найти привычной вещи новое применение. Этим мы занимаемся всю жизнь. Кто из старшего поколения в вашей семье не хранил в коробках из-под конфет – фотографии, а в жестянках из-под дорогого чая – пуговицы и крючки? А тот, кто не видел, как в старый унитаз насыпают земли и выращивают в нём рассаду, тот вообще никогда не был на даче!
E – Eliminate
(Дословно: устранить, изъять). Упростить вещь, лишить её ненужных «наворотов», свести количество её функций к базовому их набору. Освежает, как глоток ключевой воды, после долгого употребления сильногазированных напитков с химическими добавками!
R – Rearrange
(Дословно: поменять порядок). Здесь речь идёт, скорее, не о вещах, а о процессах. Креативность появляется тогда, когда мы меняем порядок действий, их привычную последовательность. Например, сначала получить товар, а потом только за него заплатить. (Ну, это банально!) Сначала подать сладкое, потом – суп. Сначала быть зачисленным в учебное заведение, а потом – сдать экзамены.
Ну или вот так, причём, что характерно, в фате – символе нетронутой, так сказать, девственности… Кстати, ничего смешного! «Свадебные платья для беременных невест» это не дикий прикол от Камеди-клаба и не оксюморон – это ходкий товар, это реальное предложение на сегодняшнем рынке!
R – Reverse
Эта техника трудно поддаётся каким-либо логическим объяснениям. Переводится она примерно так: перевернуть всё вверх дном, поставить на попа, вывернуть наизнанку, сделать всё шиворот-навыворот. Примерно этой креативной техники придерживались строители знаменитого здания в Париже- культурного центра имени Жоржа Помпиду. Если Вы видели это здание, то помните, что там все коммуникации (канализационные трубы и так далее) проходят по фасаду здания, вынесены наружу!
Вот так.
И неслучайно эта техника стоит самой последней в списке. Для того, чтобы её осуществить, надо быть уже «асом» креативного мышления и успешно пройти все предыдущие этапы. Хотя… Стоп! Почему бы нам не воспользоваться тем, что мы только что сейчас узнали и не поменять порядок ( Rearrange)! Ведь можно начать мыслить над своим проектом, начиная прямо с этой техники и не обращать внимание на то, что она позиционируется как самая сложная и самая последняя в списке?!