Техника креативности "Пунктики"
Где искать творческие идеи? Наверное, в сокровищнице Али-Бабы? Нет, они валяются везде, даже в мусорной корзине.
Творческий человек отличается от не творческого тем, что творческий умеет из мусора сделать бренд, а не творческий даже из брендов делает только мусор...
Куда бы полезть за приятными, свежими идеями? Как Вам идея: обратиться к тому, что Вас максимально раздражает, нервирует, пугает?
Вы прячете свои страхи, свои «пунктики»? Вы предпочитаете о них не думать? А может быть, вы отдаёте кучу денег психоаналитику, чтобы он Вас от них избавил? Или Вы достаёте свои пунктики периодически только с тем, чтобы как следует разозлиться и устроить самому себе скандал на ровном месте?
Если вы хоть раз ответили «Да», значит Вы используете свои пунктики и страхи совершенно нетворчески. Попросту говоря, Вы их не используете вовсе! А зря Вы так расточительны к тем дарам, которыми награждает Вас жизнь. В хозяйстве всё сгодится, если хозяин добрый и рачительный.
Все знают старую, как мир, истину: «Если тебе дали лимон, сделай из него лимонад». Так почему не делаете?
Ответьте себе на вопрос: что является главным «лимоном» Вашей жизни? От чего у Вас кривится лицо? Допустим, Вы назвали ЭТО.
А теперь, внимание, подумайте, как это можно монетизировать? Другими словами, ответьте себе на вопрос, какая идея приходит Вам в голову при рассмотрении этой проблемы?
Огромное количество вещей было изобретено только оттого, что их автора что-то сильно раздражало, прямо бесило, аж не давало жить.
Здесь уместна аналогия с тем, как на дне морском растёт жемчуг. В створку раковины попадает маленькая песчинка. Она мешает нежному тельцу улитки, и та начинает обволакивать непрошеную гостью-песчинку специальным веществом, отчего и образуется жемчуг!
Что об этом говорит Фрейд...
А Фрейд вообще говорит о том, что существует только один известный науке стимул творчества. Это переработка травмы во что-то более приятное. Называется этот процесс на языке фрейдовского и постфрейдовского психоанализа: сублимация. Сублимация в переводе значит - возгонка. Превращение некоей субстанции во что-то иное, перевод в другое состояние, например, превращение жидкости в пар.
Есть два типа людей. Первый, взяв в руки свою «травму» (опять же термин Фрейда) или «пунктик» или объект раздражения начинает творчески с ним работать, то есть сублимировать.
Второй тип людей, взяв в руки свою травму, пытается тут же запихнуть её куда подальше, в далёкие глубины своего подсознания. То есть он занимается, говоря по Фрейду, вытеснением. Вытеснение - это самое худшее, что человек может сделать с негативным опытом. Представьте себе, что у вас есть кусок мяса или сыра, который Вы почему-то решили спрятать у себя под кроватью. И держите там, пока соседи не вызовут МЧС.
Человек, глубоко прячущий свои «пунктики», подобен этому чудаку из нашего примера. Как только у Вас появляется хоть какое-то НЕУДОВОЛЬСТВИЕ, тут же начинайте монетизировать его. Применяйте его с пользой, сублимируйте, извлекайте выгоду. Это как если бы соседи кидали в Ваш огород камни, а Вы ловили бы их и говорили: «Кидайте больше, я как раз хотел обложить камушками свои клумбы».
Вот пример того, как из каждодневного мелкого раздражения вырастает идея, тренд, который может принести как деньги, так и славу изобретателю.
Многие жители мегаполиса вынуждены читать в метро, а там в окно не посмотришь, это Вам не трамвай.
Однако многие испытывают при таком чтении дискомфорт... От чего? От того, что соседи видят, какую именно книгу мы читаем, и бесцеремонно разглядывают её обложку.
Можно, конечно, обернуть книжку газетой или просто бумагой, но это как-то... по-советски. А нет, так каждый увидит, что Вы читаете, и возможно про себя посмеётся...
Это кипящее внутри раздражение публичного читателя было воплощено в идее на миллион. Совсем недавно типографии стали печатать «прикольные» фальш-обложки, которые надеваются на любую книгу (хоть на том Хайдеггера, хоть на «Историю самых громких преступлений ХХ века»). и у соседей, которые хоть раз взглянут на такую «обложечку», вообще отпадает желание смотреть в Вашу сторону и тем более задавать участливые вопросы типа: «Что ты это всё читаешь и читаешь?»
Что написано, то и читаем.
Вот так без раздражения, без бессмысленных инвектив в адрес этого мира, а с иронией, находчивостью и имеющимся наготове «приколом» делаются деньги, создаются на ровном месте идеи - буквально из ничего.