Техники креативности

Техника креативности «на что это похоже?»

Техника креативности "На что это похоже?"

Всё связано со всем и отражается во всём. Знающий это - умеет изобретать, просто...наблюдая. Как? Читайте в этой статье.

Наше мышление прокладывает себе привычные дороги-колеи, из которых потом само же не в состоянии выбраться. Множество существующих креативных техник нацелены только на то, чтобы помочь творческому уму вырваться за пределы построенной им же темницы, темницы, где все предметы "разложены по полкам" и потеряли связь друг с другом. Было ожерелье из бисера с хитрым плетением и сложным орнаментом. Но разорвали ожерелье, и разложили весь бисер по цвету и по размеру. Бисер в порядке, но ожерелья-то - нет! Орнамент исчез. Что ж... Восстановим!

Эта техника - одна из тех, что разрушают преграды на пути к целостному видению мира и всех его деталей, преграды, возведённые нашим умом.

Вам предстоит немного «поиграть», поэтому если Вы заранее против каких-либо «игр разума» и не верите в их пользу, то, ... пожалуйста, всё-таки попытайтесь выключить на время свой скептицизм и включить - воображение.

Итак, техника на самом деле очень проста. Когда Вы работаете над какой-то проблемой, над каким-либо товаром или продуктом, в общем, что-то изобретаете, Вам нужно попытаться сравнить ЭТО с чем-то похожим (предметом или процессом), только взятым из совсем другой сферы применения. Чаще всего для подобного сопоставления берётся что-нибудь из живой природы.

Клод Леви-Стросс, французский антрополог, изучавший архаические мифы и представления об устройстве Вселенной, вывел формулу, которой по его мнению придерживались древние, но на которую ориентируется человечество и по сей день: "Всё связано со всем и отражается во всём". Он назвал это "формулой оборотничества".

Данная нами техника креативности учит смотреть на мир глазами древнего шамана, древнего изобретателя-демиурга. Если Вы увидите взаимосвязь вещей, если вещи будут представлены Вами не "по отдельности", то Вам станет очень легко творить. Природа будет читаться Вами как книга, язык которой Вам понятен и лёгок. Что же делать конкретно?

Вам нужно написать небольшой список тех вещей и явлений, которые похожи на то, чем занимаетесь сейчас Вы. Список может включать в себя только один предмет, но это будет действительно «попадание в точку». Эта работа стоит усилий, и она не так проста, какой кажется на первый взгляд.

В конце-концов, написав этот список, Вы начинаете его уточнять. Каким же образом? Путём подстановки двух противоположно направленных вопросов: 1) «Что общего у этого "схожего предмета" с моей задачей?», 2) «Чем они всё-таки различаются?»

Сравнивайте сходства, а затем, сравнивайте различия.

Например, Вы работаете над усовершенствованием некоего инфракрасного датчика... С чем из того, что есть в живой природе, его можно сравнить? С человеческим глазом, конечно! А из неживой природы? Я бы сравнила с морским маяком... теперь сравнивайте Вы: чем они схожи, а чем разнятся?

Используя эту игру, умеющий мыслить человек в конце-концов становится новатором-изобретателем. Его ум выходит за привычные рамки, обретает «четвёртое измерение».

Этой креативной технике научила нас наука, которая известна как "бионика" или "биомиметика" (от греческого: подражание жизни) Бионика учит создавать новые технологические устройства путём заимствования идеи (и даже основных элементов устройства!) из живой природы. Например, так была изобретена застёжка-липучка, полностью скопированная с плода всем известного репейника.

Этим же путём (путём бионики) идёт и кибернетика. Кибернетики вместе с биологами внимательно наблюдают за живыми организмами и используют полученные сведения для создания новых приборов, механизмов или материалов.

Ну а наша техника креативности (Техника «На что это похоже?»), чем она отличается от бионики и кибернетики? Тем, что от Вас не потребуется знаний на уровне учёного-биолога, от Вас не потребуется слишком глубоких, специализированных знаний. Для того, чтобы родилась новая идея, иногда вполне достаточно поверхностного наблюдения за окружающим миром. Но некоторые не умеют и этого.

19.03.2010 19:53:06
Творческий пинг-понг. Техника креативности, которая позволит фонтанировать идеями

Творческий пинг-понг. Техника креативности, которая позволит фонтанировать идеями

Техника молниеносных асоциаций, которую активно применяют на мозговых штурмах ведущие рекламные агентства мира. Вы и представить себе не можете, до чего можно додуматься, просто отбросив критику.

Воркспейс под мостом. Как обрудовать секретную лабораторию вдохновения

Воркспейс под мостом. Как обрудовать секретную лабораторию вдохновения

Дизайнер Фернандо Абелланас создал тайную подвесную студию, расположенную под мостом. Рабочее пространство находится на высоте 4 метров и добраться до него можно лишь с помощью передвижной платформы.

Бизнес на субкультурах. Покоряем сердца хипстеров, шерлокоманов, винишко-тян и любителей к-pop

Бизнес на субкультурах. Покоряем сердца хипстеров, шерлокоманов, винишко-тян и любителей к-pop

CANVAS выпустил коллекцию новогоднего декора для хипстеров с бобром-дровосеком и “кофейным енотом”. "1000 идей" решил пофантазировать над подарками и для других движений и субкультур.