Идеи готового бизнеса

Что входит во франшизу?

Что входит во франшизу?

Открывать бизнес — страшно. Особенно, когда нет предпринимательского опыта. Если боитесь вложиться в дело и прогореть, выбирайте франшизу. Роль франчайзи как будто была придумана специально для новичков.

Перед тем, как заплатить паушальный взнос и отправиться в увлекательный мир франчайзинга, внимательно изучите все документы для выбранной франшизы, а также действия управляющей компании по поддержке начинающих и действующих партнеров. Мы собрали основные критерии оценки качественного франш-пакета и франшизы в целом, чтобы вы не разочаровались и начали получать прибыль как можно скорее.

Проверьте, за что вы отдаете деньги

В теории система франчайзинга избавляет начинающих бизнесменов от принятия самостоятельных стратегических решений и ошибок. На практике же не все франшизы одинаково полезны.

Обратите внимание, что вам предлагает управляющая компания кроме договора о сотрудничестве, какие инструкции, регламенты, стандарты, технологии управления, планировочные и дизайнерские решения входят в пакет документов.

Оцените, какую реальную помощь дает франчайзер. Управляющая компания должна активно участвовать в жизни франчайзи через аналитику, отдел качества и менеджера, который ведет бизнес к результату. Это целая система:

  • привлечения и работы с клиентами;

  • контроля качества;

  • постпродажного обслуживания.

То есть вы меняете деньги на опыт, которого у вас пока нет, и должны получить все, благодаря чему франчайзер сам добился успеха.


Внимательно изучите договор

Франшизы существуют в России уже 20 лет, но понятий «франшиза», «франчайзинговый пакет» и т.п. в законе до сих пор нет. В главе 54 ГК РФ указано, что договор франчайзинга регулируется правилами о договоре коммерческой концессии либо лицензионном договоре. Именно один из этих двух документов определяет дальнейшие отношения сторон.

Какие пункты с условиями сделки вы должны найти в договоре:

  • размер паушального взноса, варианты расчетов: полная или частичная предоплата, рассрочка, кредит;

  • наличие, периодичность и способ оплаты роялти;

  • обязательства франчайзера по поддержке и период предоставления консультаций;

  • состав и объем обязательных поставок товара от франчайзера;

  • срок действия договора, условия расторжения и продления;

  • территория, на которой действует соглашение.


Проверьте право использовать товарный знак

Владелец бренда регистрирует свой товарный знак в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатенте). И только потом начинает оформление франш-пакета. В противном случае он не имеет права продавать то, что формально ему не принадлежит. Чтобы не быть обманутым, удостоверьтесь в благонадежности своего франчайзера.

Запомните: без регистрации товарного знака договор коммерческой концессии недействителен. Вместо него действует лицензионный договор, в который входит все остальное, что есть во франшизе.

Франшиза — это не только покупка бренда

Кроме права использовать чужое название вы должны получить полноценную поддержку на этапе подготовки и старта деятельности, а также после запуска, в процессе работы. Франчайзер вместе со своей командой обеспечивает партнеров базой знаний, помогает в выборе помещения, поставке оборудования и фирменного товара, обучает персонал.

Например, мы с командой Big Bro поддерживаем партнеров по этапам:

1. Выбор помещения

  • Анализируем конкурентов (барбершопов, парикмахерских) на близлежащей к локации территории;

  • Оцениваем инфраструктуру;

  • Рассчитываем трафик;

  • Рассматриваем планировку помещения;

  • Помогаем в предоставлении арендных каникул.

2. Поставка оборудования

  • Предоставляем значительную скидку от официального производителя. Цены ниже рыночных на 20-30%;

  • Сверяем заказ;

  • Отправляем точно по адресу.

3. Обучение персонала

  • Отправляем мастера на бесплатный выезд в точку франчайзи;

  • Консультируем по стрижкам;

  • Даем информацию о косметике;

  • Помогаем на старте работы парикмахерской, контролируем процесс.

4. Первое открытие парикмахерской.

  • Реклама в соцсетях по лидерам мнений

  • Нюансы технического открытия

  • Открытие и работа с первыми постоянными клиентами

  • Основы работы в CRM

5. Операционное управление парикмахерской

  • Как планомерно увеличивать выручку

  • Консультации по работе парикмахеров, админа

  • Полная аналитика текущей работы и поиск точек роста


Ознакомьтесь с руководством по франшизе и стандартами

Руководство по управлению франшизой должно стать вашей настольной книгой. Это главный после договора коммерческой концессии документ, в котором перечислены все правила и инструкции для франчайзи, то есть для вас:

  • контакты франчайзера, управляющей компании и каждого члена команды сопровождения и поддержки;

  • контакты поставщиков и подрядчиков;

  • какое оборудование закупать, где его ремонтировать;

  • как нанимать и увольнять персонал, составлять трудовой договор;

  • как отчитываться о финансах;

  • как проводить рекламные кампании по продвижению предприятия;

  • по какому графику работать.

Для того, чтобы ваш бизнес в точности соответствовал оригиналу, работа по модели франшизы регламентируется строгими стандартами. Например, как правильно использовать фирменный стиль, каким должен быть интерьер и экстерьер помещения, как должен выглядеть персонал, как обслуживать клиентов и обучать сотрудников.

Все материалы от упаковки товара до фирменных бланков должны быть выполнены по единому образцу. Как правило, эти стандарты описаны в брендбуке или базе знаний компании.


План продвижения — тоже часть франш-пакета

Если вы никогда не работали в продажах, маркетинге и рекламе, вряд ли вам знакомы инструменты продажи и продвижения компании. Поэтому материалы с презентацией вас и вашего бизнеса клиентам обязательно должны быть описаны во франчайзинговом пакете.  

Управляющая компания Big Bro помогает партнерам продвигаться в социальных сетях Вконтакте и Инстаграм с помощью привлечения подписчиков, рассылок и таргетированной рекламы. Также мы продвигаем бизнес в поисковых системах Яндекс и Google по заданным ключевым запросам и показам на тематических площадках. Управляющая компания сама проводит первоначальный маркетинг, чтобы партнер мог запустить свой бизнес сразу с первыми клиентами.

Запросите контакты действующих франчайзи, чтобы узнать о достоинствах и недостатках бизнеса. Если франчайзер скрывает информацию — это повод пересмотреть свое решение о выборе франшизы.


Что входит во франшизный пакет Big Bro

Предлагаем на нашем примере посмотреть, как должен выглядеть франчайзинговый пакет. В нашу базу знаний входят:
  1. Информация о взаимодействии УК с подрядчиками;

  2. Шесть шагов к открытию парикмахерской

  3. - Смета на открытие;

    - Регистрация бизнеса (ИП и ООО, налогообложение)

    - Помещение: поиск, дизайн-проект, ремонт;

    - Маркетинг: Вконтакте, инстаграм, лидеры мнений;

    - Команда: поиск, обучение, трудоустройство;

    - Парикмахерская: Мебель, оборудование,интерьер,график работы;

    - Открытие: Техническое открытие, подготовка, проведение вечеринки.


  4. Документы: договоры аренды, должностные инструкции, поиск парикмахеров;

  5. Видеоуроки (обучение SMM, обучение CRM, видеокурс для франчайзи и персонала);

  6. Договоры, инструкции, приказы;

  7. Бухгалтерия: налоговая отчетность, онлайн-бухгалтерия, расходы парикмахерской;

  8. Маркетинг: Вконтакте, 2gis, инстаграм, кросс-маркетинг, фотографии, шрифты, макеты;

  9. Команда: инструкции по мотивации персонала, как уволить, как считать зарплату, базовые ошибки в стрижках;

  10. Косметика: полное руководство по косметике сети;

  11. Работа парикмахерской: меры пожарной безопасности, правила Роспотребнадзора, виды инструмента;

  12. Рейтинги: рейтинги мастеров в сети, рейтинги среди франчайзи, рейтинги по SMM;

  13. Стандарты: стандарты администратора, стандарты мастера, чек-листы;

  14. Интерьер: макеты, оформление;

  15. CRM система и аналитика: руководства по CRM, как управлять статистикой;

  16. Успешные кейсы продвижения: успешные рекламные акции по городам в различных рекламных каналах.


Что в итоге?

Итак, ваша главная задача — выбрать «правильную» франшизу. Мы перечислили все блага, предоставляемые франчайзером, которые могут входить в пакет, и продемонстрировали на примере сети Big Bro.

Любое сотрудничество, в том числе и работа по франшизе, должно быть комфортным и надежным для обеих сторон. Не забывайте об этом.


04.07.2018 10:40:18
Еще интереснее