Ритейл

Бизнес идея № 3030. Лавка ужасов

Бизнес идея № 3030. Лавка ужасов

Стартап из Британии под названием «MINISTRY OF STORIES» (в русском переводе – примерно: «Министерство историй») вроде бы является обыкновенной «лавкой товаров-ужастиков», каковых уже довольно много и на просторах нашей Родины. Но прежде чем говорить о том, чем же она всё-таки необыкновенна, разберёмся с самим понятием в современном бизнесе – «магазинчик, торгующий сувенирами по теме хоррор».

Поэтому, прежде чем говорить об этой конкретной лавке, уточним: а о чём вообще идёт речь? Почему эта информация должна быть нам интересна? А информация – интересна.

Давайте, наконец, выясним: что же это такое – магазинчик или – лавочка, где торгуют изготовленными в Китае целлулоидными товарами, являющимися «героической» атрибутикой кассовых фильмов ужасов? Что нам с вами …в этих магазинчиках, которые пекут печенье в форме ушей и пальцев?

Явление это – насквозь западное. У нас в России подобные магазины могут существовать только в формате… «евроформат» (простите за данную тавтологию).

Бизнес в формате «евроформат» и кассовые фильмы ужасов

Пометка «Евроформат» для любого российского бизнеса всегда означает одно: вся концепция бизнеса – целиком и напрямую берётся из страны, культуры, где она (концепция) родилась, и затем без «перевода» и без какой-либо адаптации концепция эта внедряется на российский рынок к удивлению «провинциального потребителя». Конечно, начать совсем «с нуля» такой стартап не получится.

Бизнес в «евроформате» предполагает уверенное (и восторженное) знакомство некоторой части потребителей с продаваемым культурным феноменом – с частью иностранного менталитета, досуга, частью «ихнего» образа жизни. Уверенное и восторженное знание чужой культуры (как высокой, так и массовой) берётся из молодого любопытства и возможности хоть сколько-нибудь свободной кросс-культурной коммуникации – зарубежная музыка, песни, диски и их обложки, фильмы и сериалы, мультипликация-анимация, музыкальные клипы, интернет-мемы и другие медиа-вирусы. Это – база, необходимый фундамент такого бизнеса. На фундамент вскоре «наращиваются стены» будущего бизнеса. Не так сильно «продвинутая» часть, не таких юных потребителей, увидев, что кое-где отстала от моды, срочно навёрстывают «упущенное», тоже подключаясь к потреблению диковинки. Остальные подтянутся! Так «рассуждает» стратегия бизнеса в формате «евроформат».

Давайте ещё раз уточним: бизнес в евроформате опирается на культурную осведомлённость базовой «продвинутой аудитории», которая создаёт затем моду, касающуюся уже всех остальных. В нашем случае (лавка ужасов) базовой продвинутой аудиторией будут подростки и молодёжь, являющиеся фанатами жанра «хоррор» во всех его направлениях и поджанрах – высоких и низких, массовых и элитарных, ретро и новейших. Это могут быть и мультики Тима Бёртона, и классика Хичкока, и сериалы типа «Пила» и культовая сага о маленьком американском городке, терроризируемом Фредди Крюгером.

Но не всё так просто в хозяйстве лавки, торгующей ужастиками.

Итак, лавка ужасов. Обычно покупатель встречает там всё же два противопоставленных друг другу типа, две разновидности товаров, собранных вместе для богатства ассортимента:

  1. Сопутствующая известным и хорошо раскрученным (кассовым) фильмам ужасов их атрибутика и символика;
  2. Национальные игрушки-ужастики с «местным колоритом».

С первым – более или менее всё понятно. Костюм Человека-Паука, костюм злого клоуна, костюм того же вышеупомянутого Фредди Крюгера.

Второе – более интересно и нуждается в уточнении. На географической карте мира массовая культура выделила и нанесла особые места, которые торжественно короновала «Столицами ужасов и мистики с чертовщиной».

Так же как страны мира и их столицы борются за Олимпиаду, так же они борются и за звание «Столиц чего-то там». Вот, например, Прага в сознании массовой культуры является столицей ужасов, мистики и колдовства. Этому споспешествует её богатая история, многократно пересказанная для туристов в виде расхожих баек.

А есть ли на свете не город, а – целая страна, которая может, подобно Праге, претендовать на тот же статус – на статус «столицы чертовщины»? Да, такая страна на карте мира есть и страна эта – Великобритания.

Поэтому-то и неудивительно, что давший пищу нашим размышлениям стартап под названием «MINISTRY OF STORIES» возник именно «по ту сторону Ла-Манша», а не по эту. Уж позвольте, Франции оставьте – вино и кухню, а Англии – замки с привидениями и ведьм на метле в островерхих шляпах.

Мы не будем останавливаться слишком подробно на том – почему именно Англия из всех стран является традиционным «поставщиком ужасов» и историй с привидениями.

Но несколько слов сказать стоит.

Чему и кому обязан своим процветанием «бизнес на продаже ужасов»?

Во-первых, это национальные литература и фольклор, корни конкретной национальной культуры. Англия – литературная и историческая родина легенд так называемого «Артуровского цикла», где главными и любимыми героями (помимо самого короля Артура) выступают – местами весьма зловещая – фея Моргана, инфернальный злодей Мордред, «волшебник волшебников» – Мерлин, заколдованные предметы, леса и замки. Артуровский цикл со всей его «чертовщиной» до сих пор обновляется в творениях современных Художников всех мастей.

Во-вторых, отношения данной конкретной страны с официальной религией. Если коротко – в Англии они «не сложились»…

Англия – «беспрецедентная» страна, в которой один её король умудрился так уж бороться с властью католичества и римского папы, что, разыгравшись, уничтожил на территории своей страны все монастыри, всех монахов, культ святых, а затем и практически само христианство. Осталось в Англии одно только «англиканство» Англиканской Церкви, Главой которой был и является по закону … сам батюшка-король.

Как вы можете догадаться, такое отношение к религии не способствует особой «духовности» и религиозным умонастроениям в народе и элите, зато хорошо способствует развитию мистики и оккультизма – как «низового», так и «интеллектуального».

Недаром именно в Англии так быстро возродилось неоязычество, все эти кельтско-«друидские» праздники прыгания через костёр – Бельтайны и Самайны. Лучшее художественное высказывание на эту тему – британский (именно британский оригинал, а не его недавний американский римейк с Николасом Кейджем!!!) британский культовый фильм «Плетёный человек», признанный лучшим фильмом ужасов за историю этого жанра.

Недаром и традиционный образ английского аристократа (интеллектуала) составляют такие черты как – сплин (депрессия), мизантропия (нелюбовь к роду людскому), агностицизм, атеизм…алкоголизм, опиомания, интерес к мистике, магии и колдовству…Алистер Кроули – в этом смысле самый типичный представитель английской элиты, много типичней самого Берти Вустера.

Ну и наконец, в третьих, причиной того, что именно Англия выступает мировым поставщиком «ужасов», причиной этого самого… стала – объективная история, исторические события английского прошлого.

Занималась алая заря…

Здесь формула предельно проста: чем больше резни и крови знала эта земля веками, тем больше в памяти культуры накапливается «иррациональных ужасов», которые впечатлительные люди склонны принимать за чистую монету. И на которых бизнесмены впоследствии делают свой бизнес.

***

Итак, давайте же подведём некоторые итоги.

«Лавка ужасов» (разновидность популярного бизнеса на сувенирах) торгует двумя типами товаров:

  • местным национальным «колоритом» (своим собственным или тематически заимствованным из «столиц мирового зла»),
  • атрибутикой, отсылающей к голливудским фильмам жанра «хоррор».

Таким образом, в «лавке ужасов» вы можете встретить и английских ведьмочек, и пражских Големов, и американского страшненького клоуна-убийцу, и мексиканские скелетики с тамошнего национального праздника мертвецов. Такой вот «фьюжн», свойственный массовой культуре, которая отбирает из всего – самое интересное и животрепещущее, упрощает до уровня понимания морской звезды – Патрика, чуть-чуть привирает от себя и упаковывает этот ароматный «крабсбургер» в целлофан – для бойкой продажи.

А что же английский стартап MINISTRY OF STORIES?

Сейчас мы опишем – в чём же его новизна и почему он стал героем нашего повествования.

Как ни крути, а магазинчик товаров ужасов (с китайским целлулоидным ширпотребом) это мелко, Хоботов, мелко… И уже всем порядком надоело, не так ли?

Воркшоп и мастер-класс спасут вас от рутины, что бы вы ни продавали!

Британская лавка под названием MINISTRY OF STORIES пошла путём современных продвинутых магазинов, которые привлекают внимание клиентов тем, что устраивают у себя на месте – воркшопы и мастер-классы – «как можно сделать что-то по теме ассортимента магазина – своими руками».

Вот, мебельные магазины учат целевую аудиторию делать мебель, учат основам плотницкого, токарного и столярного ремесла. Рестораны учат готовить чудо-блюда, колдовать с тестом, учат национальным «кухням»…

А чему может научить лавка ужасов?

Ответ на этот вопрос – в названии самой лавки, созданной англичанами. «Министерство историй». Министерство историй устраивает у себя на месте – литературные мастер-классы. Владельцы этого бизнеса – Люси Мак Неб и Бен Пейн собирают детишек в творческую литературную мастерскую и учат писать рассказы и сценарии, сочинять и доводить до конца сюжеты, рисовать к ним иллюстрации.

По словам Бизнес-Журнала: «Источником вдохновения для данного бизнес-проекта послужила инициатива американского писателя Дейва Эггерса». Инициатива же называется «826 Valencia». Это – сеть тематических магазинов для детей. В магазинах «826 Valencia»продаются товары

  • пиратской тематики (в Сан-Франциско),
  • тематики супер-героев (в Нью-Йорке),
  • тематики киберпространства и роботов — (в Мичигане).

Интеллектуальные англичане не могли не подхватить эту эстафету, изменив её однако на свой британский манер.

В магазинчике MINISTRY OF STORIES детей учат выражать свои мысли на бумаге студенты-волонтёры из театральных и педагогических вузов. А попутно в магазине продаётся и традиционная линейка товаров «хоррор»: конфеты в форме человеческих останков, «отвёртки- волшебные палочки»…

Психологи не возмутятся такому явлению. В определённом возрасте ребёнок тяготеет к подобным вещам. Вспомните неотредактированные сказки Афанасьева – сколько там жути и крови… Фольклор – это «детство» человечества, детство культуры. Имеющиеся там своеобразные мотивы на самом деле исцеляют те части нашей психики, которые нуждаются в таких мотивах.

Вспомните «детский фольклор», то есть то, что мы называем «садистскими стишками» и ещё вспомните, пожалуйста, так называемые «Страшные истории».

Все эти «Красные пальцы», «Чёрная рука», все эти «Маленький мальчик нашёл пистолет: школа стоит, а директора нет» свидетельствуют лишь об одном: мы, человечество, зачем-то нуждаемся в обращении к подобным темам. Зачем – объяснят психологи.

Однако ещё один целительный психологический мотив стартапа из Британии объяснить совсем просто – сказкотерапия, арт-терапия, терапия творческим самовыражением! Это лежит на поверхности, но почему-то британцы из магазина «Министерство историй» додумались до этого первыми…

***

Нам остаётся только задать себе вопрос: можем ли мы с вами найти в своём родном крае мотивы для осуществления подобного бизнес-проекта?

Если вы склонны к «готическому и мистическому», если любите рассказы «про привидений», то рано или поздно вы зададите себе вопрос: «Разве я должен рабски копировать голливудские сюжеты про злого клоуна и про классные, но чужие – пражские куклы? Разве нет у меня в Отечестве собственного фольклорного и культурно-исторического материала для создания культового магазина ужасов с национальным, местечковым колоритом?» Чтобы найти свою нишу на рынке и быть не похожим на всех.

©www.1000ideas.ru – портал бизнес идей

1000 идей в Google+

Лавка ужасов


19.10.2012 08:07:49
Воркспейс под мостом. Как обрудовать секретную лабораторию вдохновения

Воркспейс под мостом. Как обрудовать секретную лабораторию вдохновения

Дизайнер Фернандо Абелланас создал тайную подвесную студию, расположенную под мостом. Рабочее пространство находится на высоте 4 метров и добраться до него можно лишь с помощью передвижной платформы.