Тренд:ТреМания Nordic Design

28.11.2013

Отчего мы все, вот так, вдруг — стали «шведами» (а также – датчанами, норвежцами)? Соответствующий (одноимённый) паблик о «шведском» типе дизайна в популярной питерской соцсети авторства Дурова имеет вес, не меньший, чем девчачий Vogue-паблик (что предсказуемо) или квазиинтеллектуальный и предположительно мужской паблик — МХК.

Всех интересует нынче, не только мода и умные цитаты, но как устроены внутри дома (и квартирки) у шведов, датчан, норвежцев и прочих людей разных национальностей, буквально поклоняющихся северному стилю как в промышленном так и в «художественном» дизайне. Раньше такого не наблюдалось.

Ещё не так давно все мы поголовно любили, а теперь резко — разлюбили роскошь в стиле будуара маркизы де Помпадур, а тренд «Итальянская мебель», бывший хитом 90-х, теперь «моден» так же, как досуг у телевизора.

Хотя всё это условно. Например, есть итальянцы, между прочим, которые работают в лучших традициях Nordic Design, иногда даже превосходя его и опережая на круг.

Так, например, нео-функционализм супер-экологичных домов (хотя бы пример с гостиницей-люкс для приёма гостей Недели Моды) выдуман и продвигается именно итальянцами и строго географически к Nordic Design вроде бы отношения не имеет... Однако, ярлык «северный» прижился, и мы будем его использовать в качестве названия для этого тренда, как и все люди.

Почему же Швеция?

Загадочный «Мировой индекс инноваций» признал страну Швецию в 2012 году – самой инновационной страной во всём ЕС. На вопрос – почему, эксперты дружно отвечают:

  • у Швеции давно имеется стабильная соответствующая система образования, которая поощряет инициативы и растит таланты детей (у Швеции —социализм),
  • Швеция больше всех стран растит и продвигает бизнес старт-апы у взрослых,
  • у Швеции очень суровый климат, который сформировал ещё много веков назад в шведском народе те самые тенденции дизайна среды, которые наиболее востребованы сегодняшним эко-ориентированным обществом во всём мире.

Итак, что же такое типичный шведский дизайн?

Первое – экологичность. Дома, вписанные в дикий природный ландшафт. Рециклинг. Дома из природных материалов, использованных повторно. Все современные эко-проекты – сложные и простые, растут из Скандинавии – так там строили и творили всегда. Мы так начинаем строить и творить только теперь.

Второе в Nordic Design – скромность и простота вещей быта, одновременно — при их высокой эстетической, художественной ценности и объективной привлекательности, красоте.

Иными словами – красивая функциональность всех вещей, «прекрасная ясность», положенная во главу угла дизайна, полное отсутствие избыточных «завитушек», бессмысленных пылесборников, дизайнерских нелепостей, фальш-украшений, «понтов».

Третье в шведском (а также датском) дизайне – лёгкий намёк (или не намёк) на ремесленный труд, намёк на то, что все вещи, которые находятся в Доме, его Хозяин сделал сам или мог бы сделать сам. Причём это не просто — DIY, это «сделай сам» — из очень простых... из — самых простых и конечно, из экологичных материалов.

Четвёртое – трансформируемость предметов промышленного дизайна. Один предмет-трансформер легко заменяет другой нужный в быту предмет, предмет быта превращается в другой предмет быта, один предмет служит одновременно нескольким важным целям – и служит хорошо.

Это идёт опять таки от традиционного уклада шведского дома, где одна комната (горница) могла служить (и служила!) семье небогатого, но уважающего себя рыбака — одновременно и кухней, и прихожей, и спальней и детской.

В отличие от страшных картин антисанитарии и скученности, которые мы можем вообразить себе, прочитав подобное описание тесного жилья низших классов, шведы (которые не знают, что такое резкое социальное расслоение общества и пресловутые «низшие классы») представляют себе в это время — крошечный уютный домик на мызе, где каждая вещь в справном хозяйстве имеет своё место, никому не мешает и сверкает чистотой...

Баухаус, Икеа и традиционный Nordic дизайн

бизнес трендКак мы уже говорили выше – даже итальянцы (которые у русских ассоциируются только с «барочной» мебелью 90-х) иногда лучше самих шведов и даже далеко впереди них – воплощают тренд, известный под именем «Nordic дизайн» в жизнь – создавая сверх-функциональные и экологичные дома.

Скажем честно – шведский и датский дизайн называются таковыми сегодня весьма условно и благодаря моде. Над идеями Nordic дизайн трудятся лучшие дизайнеры и архитекторы со всего мира и от всех национальностей. Как говорится, Nordic дизайн это уже далеко не вопрос географии...

Исторически в Европе «поворот на функционализм» в архитектуре и дизайне начался с легендарной группы Баухаус.

Баухаус — это творческое объединение, мастерская художников, которые собрались вместе, в Германии, в 1919 году и были разогнаны Гитлером в 1933.

Те, кто был «разогнан», разогнались далеко — в эмиграцию. Большая часть новаторов из Баухауса осела в Скандинавии, и славой своей Икеа обязанна, между прочим. именно им – немецким ремесленникам эпохи кубизма и функционализма...

Баухаус был явлением общемировым и самым знаковым для культуры ХХ века, хотя в ХХ веке он не прижился. Как мы видим, идеи Баухауса оказались понятны и нужны людям только … в начале 21 столетия.

Основные идеи Баухауса, которые легли в основу лучших образцов Nordic дизайна – таковы:

  • труд Ремесленника и труд Художника – равноценны и должны взаимопроникать, (Как?)
  • отныне — красиво только то, что удобно и утилитарно,
  • однако, ремесленник, творящий «утилитарное», должен быть высоко образованным Художником, только тогда его ремесло будет действительно красиво,
  • творения дизайнеров должны быть при своём высоком качестве дёшевы и максимально доступны всем слоям общества,
  • за основу для вдохновения следует брать традиционные народные ремёсла, народные приёмы, народные орнаменты.

Как мы видим, Икеа вовсю следует заповедям Баухауса, не отстаёт от неё и «высокий» Nordic дизайн.

©www.1000ideas.ru – портал бизнес идей


Оставьте комментарий
Социальные комментарии Cackle
Идеи бизнеса под ключ: выгодные франшизы
Франшиза «Реклама на кнопке лифта»
Франшиза Cardzavod
Франшиза учебного центра "Арт Академия"
Франшиза магазинов модной одежды ZZ (ZARA, BERSHKA)
Франшиза мобильных прачечных самообслуживания Stirkatime.ru