Тренд: Товар с историей

04.12.2012

В середине ХХ века во Франции (многовековом центре культурной и политической мысли Европы) появилась новая научная историческая школа, объединившая на базе традиционной исторической науки всех прогрессивно мыслящих гуманитариев того времени. И выработала она совершенно новый подход к изучению истории, а, следовательно, и новый подход к осмыслению нами нашей цивилизации и себя самих как части этой цивилизации . Называлась эта новая научная школа — Школой Анналов (Ecole des Annales) и возглавляли её такие уже известные сегодняшним гуманитарным студентам и обязательные к чтению люди как: Жак ле Гофф, Люсьен Февр, Жан Делюмо, Марк Блок...

В чём же новшество, привнесённое в понимание того, что такое «история», анналистами?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить — как обычно учат истории в школе (да и в вузе)?

Предмет «история» традиционно подразумевал изучение одной лишь ... «истории войн». В эту кровавую, но, тем не менее — скучную, потому что бесчеловечную и однообразную - Историю Войн вкраплялась только «история политических конфликтов между партиями, религиозными конфессиями и социальными группами», что было чуть менее скучно и однообразно, но так же — бесчеловечно.

В ХХ веке роль Личности в истории вообще была сведена к нулю. Так позитивизм (и на востоке — марксизм) расправился с остатками наследия эпохи Романтизма, признававшего смысл только за конкретной мятущейся душой Гения с сумрачным челом. Как «выяснилось» тогда, двигателем Истории являлась вовсе не Большая Личность (и уж тем более, не «маленькая личность»), а некие абстрактные понятия, например, — классы, классовая борьба, производительные силы, производственные отношения. В общем, овцы и станки в очередной раз «съели» живых трудящихся...

Воспеванию этого «броуновского движения без человеческого лица» положили конец историки школы анналов!

С тех пор, как Ле Гофф и его коллеги ввели в Историю Личность Маленького Человека (это большой прогресс по сравнению с предшествовавшей эпохой Романтизма, признававшего, напомним, только Большие Личности) с этих самых пор и вошёл в широкую моду мировой бизнес тренд «личная история».

«Личная история» это воспевание «малых дискурсов», в пику, в противовес Дискурсам Большим.

Вот, скажем, идёт эпоха великого Гёте. Гёте сидит у себя в особняке и пишет своего «Фауста». Это знают все, но это ещё не история — это манифестация жалкого, суженного горизонта восприятия!

А что в это время делают другие люди, не вошедшие в историю так, как Гёте, но тем не менее, создававшие для него живой исторический контекст, так как были его современниками?

Что, например, писала какая-нибудь Ханна фон Мюллер, девица шестнадцати лет своей подруге Софье Гернстайн, девице девятнадцати лет, из Берлина в Мюнхен? О чём болели их души? Какие романы они читали и обсуждали? Кому из герцогов симпатизировали, а кому нет? Что они вышивали? Каковы были сюжеты и приёмы их кропотливой многочасовой работы над пяльцами? По каким кулинарным книгам они готовили обед папаше? Проповедями какого модного протестантского священника руководствовались позже — в воспитании своих сыновей?

А вот — бедный учитель музыки, современник Моцарта. Он тоже писал музыку, но музыковеды её ещё не разыскали и не открыли для нас, как когда-то — Вивальди.

Однако, этот учитель музыки был ещё и ремесленник — что же он изготавливал? И почему именно это, а не другое?

Вот после такого поворота истории к человеку начался издательский бум: дневники и частная переписка маленьких, «ничего не значащих» для прежней истории людей стали разрабатываться как золотоносные рудники, да и просто читаться как памятник эпохи - со всеми предрассудками, заблуждениями и предвзятостями, которые там можно было отыскать...

Семиотика, научившая нас, что Господином Текстом является, в общем-то, в нашем мире всё, а не только буковки, набранные в умный абзац, ещё больше расширила кругозор новых историков. Мы начали серьёзно интересоваться историей совсем маленьких вещей, принадлежавших когда-то совсем маленьким людям — историей корсетов и запонок, китчевых вещичек, украшавших быт самых низших слоёв городского населения, историей платьев и причёсок, поздравительных открыток, школьных ранцев, девичьих «дневников».

Выяснилось, что смыслом Большой Истории является не борьба классов и не Личность Тирана, а история одного конкретного семейства, манифестуемая в оставшихся от него вещах...

И чем больше семейств, которые не растеряли эти вещи и которые могут рассказать интересные (длинные или короткие — не важно) истории о них, тем лучше обстоят дела у данного народа, страны в целом.

***

Изучая мировые тренды современного бизнеса, мы легко можем увидеть, что идея воспевания «личной истории», идея относиться к любой незначительной вещи как к «документу эпохи» проникла уже повсюду, став поведенческим и интеллектуальным «must have-ом»

Давайте посмотрим на ряд конкретных примеров мирового бизнес тренда "товар с историей".

***

В этом мире всё имеет свою цену. Но далеко не всегда финансовую, выраженную в деньгах. Даже если речь идет о материальной вещи.

На Западе большую популярность набирают магазины секондхенд, в которых продаются вещи с личной историей. Такой подход заставляет потребителей задуматься о другой эмоциональной ценности, которую несет в себе вещь и подумать дважды, перед тем как выбросить старую вещь. начитывают аудиоролик со своей историей приобретения и хранения этой вещи, этот ролик затем переводится в соответствующий формат RFID или QR, который крепится к этикетке и вещь выставляется в торговом зале.

Благодаря этой оригинальной инновации, любой покупатель может узнать личную историю бывшего владельца вещи, проникнуться и купить не сколько материальную вещь, сколько эмоции.

Проект RememberMe, в рамках которого организована подобная распродажа вещей с личной историей, организован при содействии компании TOTeM (Tales of Things and Electronic Memory). На их сайте можно скачать бесплатное приложение для iPhone, благодаря которому у покупателей появляется возможность не только прослушать личную историю в любой время, но сканировать и комментировать. На сайте компании покупатели могут также создавать свои личные истории, связанные с вещами, размещая аудио и видео ролики.

Ресурс I Do Now I Don’t стал торговой площадкой для продажи и покупки б\у ювелирных изделий, а конкретнее – колец. Но это не простой и скучный онлайн магазин. Его фишка в том, что каждое кольцо сопровождается трогательной историей любви, которую поведают на этом сайте бывшая невеста или жених. Все очень романтично. Итак, покупатели выбирают свое кольцо в зависимости от того – тронула ли их та или иная любовная история, прилагающаяся литературным бонусом к товару...

И наконец, самая чарующая история в этой серии...

Португальская компания House of Wonders придумала новый способ производства мебели с личной историей. Главная идея его состоит в том, что они используют в качестве сырья б\у деревянные арабские лодки.

Эти одномачтовые лодки являются древним средством передвижения африканских моряков по Индийскому океану между Танзанией и Занзибаром и имеют свою вековую историю. Компания House of Wonders выбрала эти арабские суда для своей мебели не случайно. Во-первых, даже уже отслужившие свой срок лодки имеют крепкие деревянные рамы и тис, пригодные для изготовления качественной мебели. Во-вторых, сам факт производства мебели из арабских древних судов придает этой мебели загадочности, уникальности и привлекательности.

Представители компании House of Wonders закупают эти б\у лодки у моряков Танзании, далее лодки транспортируются в город Дар-эс-Салам, в котором у компании находится фабрика, где мастера и дизайнеры создают из них новые уникальные предметы мебели.

Важное дополнение – все предметы мебели изготавливаются мастерами в ручную и имеют свой неповторимый особенный стиль...

©www.1000ideas.ru – портал бизнес идей


Оставьте комментарий
Социальные комментарии Cackle
Идеи бизнеса под ключ: выгодные франшизы
Франшиза Все Приборы.ру
Франшиза по изготовлению бизнес продукции БоссКомпас
Франшиза Школы продаж Ларисы Цветовой
Франшиза Cardzavod
Франшиза отеля "Ost-roff"