Тренд: Продактплейсмент

29.11.2012

Как известно, кино и цирк — это два важнейших средства пропаганды в эпоху массовой неграмотности.

Прошло сто лет с того времени, как классик произнёс эти слова, но в мире мало что изменилось. В большинстве своём люди не стали более грамотными (умение нажимать кнопки гаджетов к грамотности отношения не имеет), а кино остаётся лучшим средством массовой пропаганды.

Правда, сила воздействия визуальной картинки на мозг была известна задолго до ХХ века.

Так, «пропагандисты» христианства, в Средние Века обращавшие язычников, всегда делали упор на живопись — роспись соборов.

Великие фрески Италии, мозаики Английских соборов — там вы увидите и сцены из Писания и просто «хроники исторических событий», так, как выгодно было их подавать и интерпретировать — их заказчикам.

В эпоху капитализма главной задачей «пропагандистов» стала задача — продвижения обычных товаров.

И вот здесь мы подходим к самому интересному.

Всегда и везде товары продвигала реклама — особый жанр, заметный на фоне других жанров, как чёрная ворона на белом снегу.

В эпоху изобилия, когда товаров стало много и рекламные тексты стали перекрикивать друг друга, реклама перестала быть сколько-нибудь эффективным жанром для продвижения товаров, не отличающихся ничем от товаров конкурентов.

Она перестала «считываться» как высказывание, стоящее хоть какого-либо внимания, стала восприниматься как часть городского шума, раздражающий какофоничный фон, в котором вынужден жить гражданин мегаполиса...

Кто-то (сумасшедший эстет, влюблённый в Город-Урбан) может быть, и будет восхищаться обрывками газет, летающих по недометённой площади, но вряд ли даже этому эстету придёт в голову бежать за тем газетным клочком, чтобы жадно вчитаться в то, что на нём написано...

Так, мы условно можем «любить» рекламу, но мы никогда не слушаем, о чём же именно она нам твердит.

Примерно так слушают милую болтовню жены — мужья, пребывающие в благодушном послеобеденном полусне.

Реклама как особый жанр проиграла именно потому, что была «особым жанром», не претендующим изначально ни на искренность ни на пафос.

Люди же (наподобие детей) привыкли верить лишь «волшебной силе искусства»...

И поэтому реклама покинула рыночную площадь, сняла с себя безобразный фартук с логотипом и переодевшись в «штатское», смешалась с массовкой актёров на съёмочной площадке, где снимается Большое Художественное Кино...

Так родился мировой бизнес тренд "продактплейсмент"...

Продактплейсмент есть не только в визуальном искусстве, то есть — не только в кино. Продактплейсментом занимаются писатели, когда пишут свои романы, повести, рассказы, и даже стихи и пьесы...

Продактплейсмент можно встретить в песнях, особенно в песнях, имеющих большее отношение к поп-культуре.

Пожалуй, что продактплейсмента избежала только классическая симфоническая музыка, но... и в этом я не уверена. Если читатель найдёт убедительные примеры, обнаруживающие продактплейсмент и там, то пусть не сочтёт себе за большой труд прислать их в нашу редакцию, дабы мы смогли пополнить этими примерами свою коллекцию фактов, развенчивающих стереотипы.

Однако, существует два вида продактплейсмента...

Продактплейсмент — случайный и продактплейсмент — искусственный.

Случайный продактплейсмент — это ситуация, когда Художнику, Творцу для создания реалистичного живого образа нужно включать в свой художественный текст живые реалии описываемого им быта, «сырую жизнь» как она есть.

Вот и попадают туда — напитки и сигареты, которыми травят свою молодую жизнь безбашенные герои, марки авторучек и названия бейсбольных команд, духи любимых женщин и их любимый шоколад...

Я скажу больше — в странах «восточного блока» в эпоху «Железного занавеса» о львиной доле брендов люди узнавали исключительно благодаря такому вот непреднамеренному продактплейсменту — ну попала в кадр фильма с Бельмондо пачка французских сигарет «Житан», или бутылка американского мартини в фильме про Джеймса Бонда, а у советского зрителя это сразу же записалось на подкорку.

Преднамеренный (искусственный) продактплейсмент сменил эпоху продактплейсмента случайного. И попал он сразу же, прицельно — в кинематограф.

Всё дело в том, что кинематограф (в отличие от романистики и песнетворчества) это всё-таки бизнес бизнесов — целая индустрия, имеющая, порой, к искусству весьма далёкое отношение (хотя иногда на таких вот «фабриках» рождаются именно шедевры кино).

Кино заведуют практичные дядечки с портфелями, а не сумасшедшие поэты с арфами... Поэтому договор о включении в «столько-то» кадров фильма «столько-то» мельканий «столька-то» брендов проще подписывать именно с киношникаи-управленцами. У них не возникнет инфаркт, от осознания того, что «эти торгаши творят с их искусством».

Успех завидного альянса — между киношниками и заказчиками рекламы, и привёл к тому, что продактплейсмент в одно время практически умер, погибоша аки обре...

Даже тот самый «кассовый зоритель», которого так вожделеют и так одновременно — презирают те, кто о нём больше всего говорит, даже этот кассовый зритель стал в голос смеяться над моментами продактплейсмента, а фильмы, полностью снятые как продактплейсмент одного-двух брендов стал саботировать и оценил весьма низко. А что может быть хуже для маркетолога, оценивающего кассовость фильма, чем агрессивный гогот и свист зрителя в кинозале?

Верно, как заметил когда-то Авррам Линкольн: «Вы можете дурачить какое-то время весь народ, всё время — какую-то часть народа, но нельзя дурачить всё время весь народ».

Мировому бизнес тренду "Продактплейсмен" практически настал конец...

Однако, буря улеглась и всё вернулось на круги своя...

Продактплейсмент снова занял своё почётное место в мировом кинематографе. Только теперь его там очень-очень мало и стоит он — в разы дороже, чем в период повального увлечения продактплейсментом, превратившим его в дешёвый трюк. Вот так повышение цен иногда спасает если не весь мир, то по крайней мере — какую-то его часть, восстанавливая утраченную репутацию.

©www.1000ideas.ru – портал бизнес идей


Оставьте комментарий
Социальные комментарии Cackle
Идеи бизнеса под ключ: выгодные франшизы
Франшиза единой службы заказа спецтехники СТРОЙTAXI
Франшиза бизнес-портала Satom.ru
Франшиза рекламных пилларсов «Studia 12»
Первая технологичная сеть кофеен Coffee Woods
Франшиза европейской сети женских клубов ТОНУС-КЛУБ®