Головокружительный droste-эффект

01.10.2010

Этот замысловатый термин возник с лёгкой руки голландского журналиста и поэта Нико Шепмейкера , который решил таким патриотическим образом увековечить в конце 70-х годов 20 века свою (отечественную) марку какао — Droste.

На коробке соответствующего какао была изображена сестра мисосердия, несущая на подносе чашку с горячим напитком и коробку какао, на которых была изображена вся эта мизансцена в уменьшенном виде.

Ну а для тех, кто всё-таки интересуется первоисточником этого безобразия, способного вызвать приступ головокружения...

Придумали это и «раскрутили» в сознании общественности английский философ 20 века Джон Уильям Данн и восхитившийся его теорией писатель Хорхе Луис Борхес. В своей нашумевшей книге «Эксперимент со временем» Данн дал гипотезу нашей Вселенной как системы зеркал, отражающейся друг в друге. По мнению Данна, Вселенная — это иерархия, «каждый уровень которой является текстом по отношению к уровню более высокого порядка и реальностью по отношению к уровню более низкого порядка».

С помощью этой гипотезы Данн объяснял возникновение пророческих снов и постулировал возможность путешествия во времени, кстати сказать.

Ну а для того, чтобы объяснить свою теорию, Данн привёл метафору Художника.

Он, стоя за мольбертом, на условном английском плэнэре, рисует пейзаж, отражающий всё с топографической точностью. Ясно, что этот точный пейзаж должен включать в себя изображение и самого Художника с мольбертом, рисующего свою Картину, на которой, в свою очередь, должен быть изображён этот же Художник, рисующий точно такую же картину... и так до бесконечности...

Эта теория Данна-Борхеса называется «теория наблюдателя», и она широко использовалась в квантовой механике (её очень любил Нильс Бор), в философии, в психологии и психотерапии. А недавно была подхвачена разработчиками нанотехнологий (кто бы удивлялся!).

Вот только при чём тут какао, так и осталось для нас загадкой...


Оставьте комментарий
Социальные комментарии Cackle
Идеи бизнеса под ключ: выгодные франшизы
Франшиза сети автомоек "Мойка Макс"
Франшиза сети магазинов оптики МИО
Франшиза «Передвижной 3D кинотеатр»
Франшиза InfoLife: тестирование по отпечаткам пальцев
Франшиза развлекательных шоу для детей «Научное шоу профессора Николя»