Техника креативности: Трибунал

02.04.2010

На самом деле это будет не настоящий суд, даже по структуре. Там не будет скамьи присяжных, кудрявых париков, деревянных молотков и прочей атрибутики ролевых игр, пытающихся точно скопировать действительность. Но это будет суд - по сути.

Техника эта освящена временем и употреблявшими её людьми. Впервые её запустили во время второй мировой войны. Кто запустил, спросите Вы? Да, ЦРУ.

У этих людей был в то время очень напряжённый график жизни. И им нужно было придумывать (и тестировать на жизненную пригодность) огромное количество идей для решения самых насущных задач. Они все сидели на скромном пайке, мало спали, редко ходили в отпуск. Они курили много папирос и всё время занимались мозговым штурмом.

Вот с тех пор и пошла мода: выжимать все соки из своей бедной головы (и из голов своих коллег) для того, чтобы одержать победу над врагом в сжатые сроки.

Бывают такие ситуации, когда запуск в оборот непроверенной идеи, грозит унести жизни тысяч людей. Сейчас мы сталкиваемся с такими ситуациями реже, но всё равно, не всегда совет «запустить идею на рынок как есть, а там - посмотрим» оказывается удачным.

Допустим, что идея у Вас уже есть. Но не мешало бы взглянуть на неё со стороны. Для этого Вы должны пригласить в гости нескольких человек, которые и устроят Вашей идее «Страшный суд». Их задача только одна - критиковать, разбирать по косточкам, выискивать всевозможные недостатки и «подводные камни».

Для облегчения их работы, Вам необходимо заготовить хороший вопросник, чтобы они не изучали глазами потолок, а работали, критикуя идею по существу.

Вопросы Вы можете придумать и сами, но всё же вот Вам список, от которого следует отталкиваться всем:

  1. Актуальна ли идея сейчас?
  2. Через какое время она может стать актуальной?
  3. Когда она может перестать быть актуальной?
  4. Есть ли у этой идеи явные враги?
  5. Насколько они могущественны?
  6. Можно ли со временем эту идею доработать под изменяющиеся требования времени или в ней не заложена способность к модернизации?
  7. Можно ли это вообще продать?
  8. Кому?
  9. Окупит ли эта идея себя?
  10. Порождает ли эта идея в Вашем воображении альтернативные идеи?
  11. Какие?
  12. Есть ли на этот товар естественный спрос?
  13. Можно ли создать искусственный спрос?
  14. Кто на этом поле с нами конкурирует?
  15. Что произойдёт в худшем случае?
  16. Кто может быть нашим естественным союзником (симбиоз) ?

Важно помнить: если Вы собрались обижаться на критику, если Вы вообще воспринимаете любую критику как личное оскорбление, если критика понижает Вашу самооценку на серьёзном, глубинном психологическом уровне, то эта техника Вам не поможет.

Она Вас только разозлит и перессорит со знакомыми, а то и ожесточит против мира.

Важно уметь слушать всё, что говорят Вам люди - молча. Не вступая в дискуссию. А потом делать свои выводы.

Техника эта не так проста, какой кажется на первый взгляд. Опыт практиков показывает: если критические аргументы совершенно разные, то это показатель того, что идея Ваша - замечательная! Но вот если люди не сговариваясь (а это невозможно, каждый работает индивидуально, без круглого стола, без обмена мнениями), так вот, если все, не сговариваясь, приводят ряд одних и тех же критических аргументов, то от идеи скорее всего, придётся отказаться.

Хотя..., смотря что эти люди критикуют. Иногда ведь то самое инертное большинство и бывает неправо! Если все хором говорят, что эта идея нежизнеспособна, а затем приводят какой нибудь (на Ваш взгляд) совершенно глупый аргумент, то экспертов нужно собрать ещё раз. Но теперь уже - других.

Оставьте комментарий
Социальные комментарии Cackle
Идеи бизнеса под ключ: выгодные франшизы
Франшиза Cardzavod
Франшиза магазина одежды для подростков и детей «Orby»
Франшиза Hookah & cocktail bar “DADA”
Франшиза рекламных пилларсов «Studia 12»
Франшиза мобильного приложения FREECARD