10000+ бизнес-идей в открытом доступе. Выбери идею по своим критериям:
Поиск Техники креативности Набор для создания идей


Техника креативности "От частного к общему"

Техника креативности "От частного к общему"

Говорят, что дьявол кроется в деталях. Иными словами, за деревьями люди часто не видят леса. И верно. Умение группу деревьев объединить в понятие более высокого порядка - понятие «ЛЕС», пришло к человеку не сразу, а с ходом развития эволюции. То есть, по мере того, как усложнялись функции левого (абстрактного) полушария головного мозга.Действительно, в языке традиционных народностей (их раньше называли неполиткорректно - «примитивные культуры») не было никаких абстрактных существительных. Каждое дерево чему-то служило и потому имело своё название. А чему у древнего человека служило бы понятие «ЛЕС»? Да ничему, вот и не существовало оно ни в хозяйстве, ни в языке.

Говорят, что в эскимосском языке есть более сотни синонимов слова СНЕГ, вот только самого слова СНЕГ нет. Правильно, всё по тому же принципу. Для эскимоса важно различать оттенки погоды, чтобы знать выходить или не выходить «на улицу», занесёт или не занесёт этим самым, несуществующим в его словаре снегом. А зачем эскимосу просто слово СНЕГ? Он что, турист какой-нибудь?

Но настали другие времена с другими потребностями. Мы всё больше начали уходить от реальной ёлки в пространство «виртуалис».

Людям потребовалось умение не просто перечислить: «дуб», «сосна», «ёлка», «сухостой»..., а коротко и понятно сказать «лес» - то есть, умение абстрагировать. Нужно оно было для быстрого общения и передачи информации на значительные расстояния.

Теоретически, этим умением владеют все современные люди. Да, действительно, в каком-то смысле - владеют. Но не в том, в котором бы хотелось.



Чаще всего люди всё-таки начинают «тонуть в деталях» - возвращаемся к началу нашего текста. Люди «не видят за деревьями - леса», «в трёх соснах путаются» и так далее.

Существует чёткий закон: как только ты меняешь масштаб проблемы, как только ты абстрагируешь её, переформулируя более отвлечённо от досадной конкретики - проблема становится:

  • а) смешной,
  • б) мелкой,
  • в) знакомой,
  • г) легко разрешимой,
  • д) встречающейся на каждом шагу,
  • е) исчезает...

Путём абстрагирования, путём движения от частного к общему, мы лишаем проблему УНИКАЛЬНОСТИ. Мы перестаём быть уникальными страдальцами в тисках уникальной проблемы.

Вот почему многие со своей проблемой идут к специалисту или лезут в справочник - их сухой язык (язык специалиста и справочника) делает за нас процедуру обобщения - выражает нашу задачу максимально абстрактно, отчего дело перестаёт быть страшным.

Теперь, надеюсь, всем окончательно стал понятен смысл этого великого афоризма: «дьявол кроется в деталях»? (это, к слову, не единственное значение этой поговорки).

Представьте себе такой детализированный разговор:

А она...

А я...

А они..

Эту изматывающую детальную тираду можно прервать одной фразой: «Короче у тебя вышел конфликт с подругой на пустом месте из-за непонимания того, что каждый из Вас сказал».

Видите, как всё просто, когда умеешь идти от частного (А вот Маша..., а вот Петя...) к общему (банальный межличностный конфликт).

Ведь в конце-концов всё сводится к одной абстракции самого высшего уровня - ВЕЧНОСТИ или, если хотите, ДАО. Так что абстрагируйте - и Вы доберётесь до сути вещей, до алмазной сутры, до лицезрения Божества...

Однако...

Этот навык, однако, поможет Вам не только обрести уверенность в себе и легко разрешить свои эмоциональные проблемы, пока они не превратились в психологические. И не только стать Просветлённым.

Навык абстрагирования поможет всем нам (пока ещё далёким от просветления) также найти идею для творчества, для бизнеса, наконец, просто - идею.

Особенно тогда, когда своих идей почему-то нет, а перед глазами только чужие, уже сделанные, уже мелко нарезанные, воплощённые - не идеи, а детали, от которых пестрит в глазах.

Здесь может быть только один совет: хватайте первое попавшееся слово и начинайте подниматься с ним вверх по линейке обобщения.

Одно слово имеет сотни ассоциаций. Можно пойти по каждой из сотни этих дорог, и цепочка ассоциаций будет уводить Вас всё дальше и дальше, пока Вы не попадёте в Терра Инкогнита и не наткнётесь там на свежую идею, которую знаете пока только Вы один - на никем ещё не использованную идею.

Вот, предположим, Вы видите такую конкретную деталь нашего суетного бытия:

1. Некто 2. На шоу роллеров в городском парке 3. Раздаёт бесплатную воздушную кукурузу.4. Обёртка которой является ярким рекламным флайером.

И что Вы думаете по этому поводу?

Я имею в виду, как Вы абстрагируетесь от конкретики и как по-другому (короче) назовёте то, что увидел Ваш глаз, но пока не успел проанализировать Ваш мозг?

Варианты:

  • а) форменное безобразие - молодёжь мусорит пакетами.
  • б) филантропия - бесплатно кормят детей.
  • в) отличная пиар-кампания - на пакетах-то - реклама.
  • г) А что Вы? ________________________ (место для Вашей гениальной абстракции)

Вот ровно таким образом, абстрагируя всё случайно и мельком увиденное, мы можем прийти к своей уникальной идее, которую и будем воплощать затем в жизнь. Зацепимся ли мы за МУСОР, за бесплатную кормёжку или за нестандартный пиар-ход - не важно. Важно другое: что мы сделаем с этим дальше?

Посмеёмся и забудем,

Положим в копилку идей,

Попробуем реализовать в ближайшее время...

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: