Техника генерирования идей: метод вопросов

19.03.2010

Готовый вопросник, который поможет вам собраться с мыслями перед проведением собрания, встречи, планёрки. Незаменимая вещь для начинающего руководителя. А ещё этот список можно использовать и в сугубо личных целях - пытаясь разобраться со своей жизнью. Для любителей всё анализировать и раскладывать по полочкам.

Если Вы «собрали собрание», но не знаете, с чего бы начать, то всегда можно попросить выступить «начальника транспортного цеха».

А если Вы не знаете ещё и «чем продолжить заседание», то начальник транспортного цеха выступит и во второй раз... И так он будет выступать, пока Ваш бизнес не закроется.

Но ведь это так трудно - подготовить верные вопросы, позволяющие вникнуть сразу в суть дела! Не спорим. Это действительно трудно. И вот для облегчения Вашей работы опытные люди уже давно составили целый список ключевых вопросов, необходимых для выявления и разрешения любых проблем в любой сфере деятельности. Пользуйтесь этими вопросами - целым списком или выборочно!

1. Вопросы, начинающиеся словами «Кто», «У кого», «Кому»... :

Кто зависит от этой проблемы?

У кого есть что-то подобное?

Кто вообще сказал, что это «проблема»? (Кто говорит, что это проблема?)

Кому выгодно решение этой проблемы?

Кому не выгодно решение этой проблемы?

Кто может помочь?

Кому это важнее, чем нам?

2. Вопросы, начинающиеся словом «Когда»:

Когда это обычно случается?

Когда этого не происходит?

Когда это появилось?

Когда это прекратилось?

Когда нам это кажется проблемой?

Когда нам это проблемой не кажется?

Когда другие люди видят в наших действиях для себя проблему?

Когда эти другие люди не видят в наших действиях для себя проблемы?

Когда необходимо принять решение?

Когда это может повториться?

Когда будут улучшения?

Когда ждать ухудшений?

3. Вопросы, начинающиеся словом «Где»:

Где это наиболее заметно?

Где это менее всего заметно?

Где это ещё можно найти?

Где найти лучшее место?

4. Вопросы, начинающиеся словом «Почему»:

Почему данная ситуация является проблемой?

Почему именно Вы хотите этим заниматься?

Почему Вы не хотите этим заниматься?

Почему они хотят (не хотят) этим заниматься?

Почему бы Вам не уйти?

5. Вопросы, начинающиеся словом «Что»:

Что может быть изменено?

Чего нельзя изменить?

Что вам в этом нравится?

Что вы знаете об этом?

Что бы вам хотелось об этом узнать?

Чего бы вам не хотелось знать вообще?

Что будет, если мы это сделаем?

Что будет, если мы это не сделаем?

Что вы делали в прошлом, сталкиваясь с подобным?

Что ещё нужно сделать?

По мере того, как Вы будете тщательно прорабатывать этот довольно общий список на предмет своей проблемы, у Вас будут появляться дополнения в виде своих вопросов.

Записывайте их, увеличивайте список вопросов, меняйте его - он не канонизирован, как текст святого писания.

Имея под рукой такой вопросник, не нужно тратить лишние силы и время на то, чтобы только подступиться к решению проблемы.

Иногда для того, чтобы решить проблему на планёрке Вам не нужно так много вопросов. Достаточно одного или пары. Методика же такова:

Бесконечно долго задавайте один и тот же вопрос.

Если речь идёт о самоанализе (об анализе своих проблем и ошибок), тогда задавайте себе такой простой вопрос: «Зачем мне это надо?» или «А зачем?»

Если речь идёт о поиске Вами исходной проблемы (например, в ваших бизнес-процессах), тогда задавайте вопрос «А почему?».

Например, я сижу и рыдаю. Задайте себе вопрос: «А зачем?». Когда дойдёте до некоторого прояснения ситуации, возникнет необходимость в вопросе «А почему?». Например, когда Вы проясните, что Вы обижены на кого-то, кто поступил некрасиво. «»А почему я обижен?» - это будет самый уместный вопрос.

Ситуация в бизнесе, поиск исходной проблемы. «У нас вышел плохой рекламный буклет». «А почему?». Потому что мы пошли в дешёвую типографию. А почему мы туда пошли?». Вы выясните про себя как про бизнесмена много интересных фактов - и Вам ненужно будет ходить к психоаналитику.

Это ещё один из хорошо работающих способов поработать со своей проблемой. А решите Вы её или нет, сделаете выводы из ошибок или нет - это уже другая история.

Оставьте комментарий
Социальные комментарии Cackle
Идеи бизнеса под ключ: выгодные франшизы
Франшиза сети магазинов оптики МИО
Франшиза ORRLА инвентаризация
Франшиза LULU | beauty store
Франшиза медицинских центров Ра-курс
Франшиза Все Приборы.ру