Квота идей - творческая техника поиска новых идей

02.04.2010

Я знаю пять...

Есть такая детская игра с мячиком: «Я знаю пять имён мальчиков: Вова - раз, Серёжа - два, Коля - три, Лёша - четыре, Женя - пять».

По этому же принципу задание в игре всё усложняется и усложняется: «Я знаю пять имён французских девочек», «Я знаю пять названий иномарок», «Я знаю пять итальянских футболистов», «Я знаю пять брендов одежды», «Я знаю пять европейских столиц»...

В чём фишка этой игры? Почему в неё играют с мячиком? Дело в том, что тут главное - вести мяч, как в каком-нибудь баскетболе, пружиня его ритмично об пол и не застывая на месте в раздумьи. Удар мяча об пол - и ты обязан выстрелить названием по теме. Замедлил, сказал предательское «Э-эээ». Закрутил мячик в руках и ты проиграл. Назвал в путанице не то - тоже проиграл.

Сколько смеха, как оттачивается ум, какие предательские «оговорочки по Фрейду» выпаливаются из подсознания. На самом деле эта нехитрая детская игра (придуманная в недрах кафедр дошкольной педагогики и отлично прижившаяся во дворах) является ничем иным, как самой явной и лобовой техникой брейнсторминга.

Принцип этой детской развивающей игры и положен нами в основу нашей «взрослой» техники.

Мы, конечно, внесли свои изменения. Во-первых, мы обходимся без мяча. Потому что «выпаливать» нам нужно не короткие слова, а целые идеи. Эти идеи звучат долго, длинно, иногда занимают целый абзац - нет, не с баскетбольным мячиком играть в нашу взрослую игру! Хотя...

Если Вам так нравится идея мяча, то можно ввести в брейнсторминг и его. Только мы не будем бить его об пол. Мы будем передавать его из рук в руки и пока мяч в руках у участника брейн-сторминга, он должен быстро назвать свою идею. А все остальные следят, чтобы он не заснул с мячом в руках, и поэтому кричат: «Картошка, картошка, горячо, горячо».

И второй нюанс взрослой техники. Если дети, играющие в игру «Я знаю пять...» развивают своё сознание, интеллект, механическую память, то мы - своё бессознательное, креативность, ассоциациативное мышление.

Поясню. Во взрослом брейнсторминге важны как раз те идеи, которые выскакивают как оговорки, как глупости, как несуразица - то, за что «штрафуют» в детской игре. А нам, наоборот, можно.

Почему так? Да потому что главная цель этого брейнсторминга (как и большинства других) снять нашего Внутреннего Цензора. Убрать ту пагубную для творчества ситуацию, когда, как в анекдоте про украинцев в автобусе «Уси мовчат».

«Уси мовчат» у нас постоянно, это такой стиль жизни - закомплексованных, неулыбчивых людей, не верящих в себя, свои идеи и вечно ждущих чужого смеха за спиной.

Есть такой проверенный способ доказательства того, что мы можем многое, только мышечные зажимы делают нас неловкими «калеками». Попадите огрызком яблока в открытую форточку. Не попадёте. А теперь выпейте бокал вина. Попадёте.

Но есть способы возродить в человеке гения-всеумельца вовсе без использования алкоголя! И это радует.

Этим загадочным способом и является пресловутый брейнсторминг. Что лежит в его основе? В его основе лежит старинная народная методика обучения плаванию: «Брось в середину речки мальца - так небось выплывет, коли жизнь дорога». (Я даже лично знаю людей, которых старшие братья учили плавать именно таким образом). Так вот, суть этой методики в том, чтобы путём а) погружения человека в стрессовую ситуацию и б) не давая ему времени на раздумья - выудить из него всё, на что он способен. Главное, что обстоятельства в той ситуации «закрывают рот» тщедушному и трусливому Цензору, который всегда поёт нам в уши: «Ничего у тебя не выйдет. Куда ты полез..»

Много ли надумают ваши сотрудники, Ваши друзья, да и Вы сами, если Вы будете генерировать и обсуждать идеи расслабленно, в обычной ситуации, без помощи брейнсторминга? Немного, скажем Вам сразу. Ваши Цензоры не дадут Вам сказать ничего, они Вас будут обсмеивать.

Рассказывают историю о хрупкой восьмидесятилетней старушке, которая смогла на своих руках вынести из комнаты и сбросить с балкона загоревшийся цветной телевизор, сделанный в СССР. Просто у неё не было другого выхода - старушка была в доме одна, не считая мирно спящей рядом с ней годовалой правнучки... Кто не знает, сколько весил советский цветной телевизор, скажу - много весил. Один мужчина бы надорвался, нужно было два мужчины.

Самое трудное - это заставить человека ... заговорить. Это прекрасно знают педагоги, обучающие иностранному языку... Ученик знает все правила, по письменным контрольным у него одни пятёрки, он учит язык уже 20 лет, он читает книги на языке оригинала, но... на его рот навешен тяжёлый ЗАМОК. Так эта ситуация и называется у методистов - «Замок на губах».

Одни люди не могут поддержать примитивный разговор на языке, который им известен почти в совершенстве, а другие...

Другие не могут изложить свои гениальные мысли по поводу обсуждаемой проблемы, хоть их голова и набита этими самыми гениальными мыслями под завязку!

И везде для того, чтобы Рацио наконец-то отступило, используется брейнсторминг.

Используйте его и Вы.

Ограничьте время придумывания ответов на поставленный Вами вопрос. Задайте вопрос. Запустите таймер. Пусть идеи произносятся без остановки, пусть люди ляпают первое, что пришло им на ум, пусть ёрничают и соревнуются в нелепостях - Вам только того и надо, сейчас сойдёт пена и забьёт фонтан чистой креативности. И все сами же и удивятся: какие они, оказывается, умные!

Вместо постскриптума.

Кроме мячика вы можете использовать обычные шахматные часы (особенно, если игроков - двое). Тогда тот, кто затратил меньше всего времени премируется особым образом.

Оставьте комментарий
Социальные комментарии Cackle
Идеи бизнеса под ключ: выгодные франшизы
Франшиза вендинговых автоматов "iCharge"
Франшиза WAFL - трендовый вафельный фастфуд
Франшиза Школы продаж Ларисы Цветовой
Торговая Сеть «ЕвроБани.рф»
Франшиза "Amorem"