Техника креативности "5 чувств" или развиваем синестезию

23.04.2010

Термин синестезия означает – «слияние всех чувств». Другими словами, это умение «брать» любой объект действительности сразу всеми пятью каналами восприятия: зрением, обонянием, слухом, осязанием и на вкус. Не обязательно при этом, конечно, грызть камень, поднятый с земли. Обязательно лишь вот что: представить в уме, абстрактно, каким был бы его вкус, какой бы он прозвучал нотой… Ведь мы же говорим: вкус победы, горечь поражения…

Учёные утверждают, что средний человек практически ничего не «видит» и не «слышит». Его восприятие мира, иными словами, чересчур бедно. Это связано напрямую с тем, что обычный человек привык воспринимать один предмет лишь одним органом чувств, не задействуя, практически, все оставшиеся чувства. Редко воспринимаем мы какой-либо обыденный предмет сразу по двум чувственным каналам. Например, когда мы воспринимаем одновременно и вкус и запах (хлеба, апельсина…). Тогда жизнь кажется нам уже более прекрасной и яркой, чем всегда. Если же нам случайно доведётся подключить к процессу восприятия ещё и одновременно третий канал, например, тактильное пальцевое ощущение, то такие моменты мы воспринимаем как счастье, мы запоминаем эту «полноту бытия».

Однако, учёные утверждают, что люди, которых принято называть «гениями», часто обладают природной способностью воспринимать мир сразу всеми пятью чувствами.

Поэтому они всегда живут в состоянии ощущения «полноты бытия» и, главное, для «гениев» нет никаких таких «обыденных предметов».

Ведь что такое «обыденный предмет»? Это предмет, который мы не трудимся воспринимать хотя бы парой чувств. Для его восприятия (быстрого, поверхностного) мы лениво включаем только одно дежурное чувство, да и то, включаем еле-еле. Только чтобы не стукнуться об этот предмет. Именно про такой способ жизни сказано поэтом: «А вы на земле проживёте, как черви слепые живут»…

От такого небрежения, чувства, которые не упражняет их хозяин – атрофируются, и уже становится довольно проблематично воспринимать мир сразу несколькими чувствами, сразу, как только Вы этого пожелаете…

Но, продолжаем мысль учёных. Несмотря на то, что «гениальные люди» обладают способностью к синестезии от природы, эту способность может развить в себе каждый человек.

Что это даёт нам в плане прагматическом, ближе к нашим реальным нуждам, например, для более успешного ведения бизнеса?

Представьте себе двоих людей, обследующих тёмный готический замок глубокой ночью.

У одного – завязаны глаза, заткнуты плеером уши, на руках перчатки и совсем нет никакого света – ни спичек, ни фонарика.

А другой человек имеет: фонарь, чуткие подвижные пальцы, и очень внимательный слух.

Как Вы думаете, кто из этих двоих найдёт в замке сокровища? Кто заметит там что-то интересное? Кто вообще выйдет оттуда живым?

Разумеется, все хотят иметь живой фонарик, лазая по готическим руинам.

В этой технике по развитию синестетики, мы и предлагаем вам такой волшебный фонарик.

Дело в том, что человек без его пяти чувств – это чёрный ящик, погружённый в абсолютно звуконепроницаемую темноту. Но чем лучше работают его чувства (обоняние, осязание и пр.), тем ярче освещается мир вокруг него, тем быстрее рассеивается тьма.

Разработав свои чувства по нескольким нехитрым методикам, Вы будете видеть гораздо больше шансов, перспектив и просто золотых идей, валяющихся перед вами на дороге. Больше, чем остальные, больше, чем Ваши конкуренты…

Поэтому, давайте развивать в себе способности «гениев».

Первое (базовое) упражнение

Итак. Самое простое упражнение – пробовать всегда описывать одно ощущение в терминах другого. Например, рисовать… музыку. Слушая звук, пытайтесь определить его цвет. Слушая мелодию, представляйте себе, какие геометрические фигуры и цвета она , по вашему, выражает.

Следующий этап. Учимся придавать воображаемую форму тому, что формы лишено. Пробуем изваять, слепить музыку. Представим себе также и фактуру музыки (как фактуру ткани).

Изваяйте не только музыку, но и любимый запах. Придайте трёхмерную форму – невидимому.

И наоборот. Когда Вы видите цвет, постарайтесь «услышать» его звучание.

Это нужно не только художникам. Это нужно всем, кто хочет быть успешным человеком и не покупать идеи за деньги, а подбирать их пригоршнями, бесплатно, под ногами вокруг себя.

Второе упражнение

Вспомните знаменитых творцов, чьё творчество вам близко и хорошо знакомо. Представьте себе их в другой роли. Художника – в роли кинорежиссёра. Музыканта – в роли писателя.

Если бы Феллини был музыкантом, то кем? Назовите имя! Или хотя бы назовите жанр, в котором бы он творил.

Если бы Марк Шагал был танцором, «как» и «что» бы он танцевал? «Как кто» бы танцевал Шагал?

От такого упражнения у Вас должны заныть мозги – это разрабатываются, прокладываются новые каналы восприятия информации, нейронные пути в мозге.

Если бы Уинстон Черчиль был мультипликатором, какие бы у него получились мультфильмы?

Третье упражнение

Займитесь любой (подходящей Вам) дыхательной гимнастикой, а также гимнастикой для улучшения зрения (например, известным всем палмингом). Хоть это и кажется простым, но отлично усиливает наше чувственное восприятие.

Четвёртое упражнение

Чтобы научиться чувствовать запахи, соберите небольшую коллекцию сильно и специфично пахнущих предметов. Гвоздика, лимонная цедра, горсть земли, коробочка с новыми гвоздями, пачули, ладан, табак, размятый зелёный лист с неизвестного дерева…

Завяжите плотной тканью глаза и подносите к носу каждый такой предмет из своей коллекции. Попробуйте словами описать то, что Вы чувствуете. Для того, чтобы вдохновиться на эту работу перечитайте роман Патрика Зюскинда «Парфюмер».

Пятое упражнение

Учимся тактильным ощущениям. Сделайте такую же коллекцию разнородных предметов, которые интересны и приятны на ощупь. Куски разной ткани: органза, шёлк, тафта, натуральный и искусственный мех, замша, лён… Природные объекты: кора различных деревьев, шишки, камешки с моря, веточки, перья, орехи. Рукотворные объекты: монеты, напёрстки, шарики, ювелирные изделия и бижутерия, мелкие детские игрушки…

Также завяжите глаза и поиграйте в игру «Угадай предмет» со своими детьми или друзьями.

Шестое упражнение

Для того, чтобы развить свои вкусовые ощущения, купите себе книгу, из тех, что пишутся винными дегустаторами для любителей. Такие книги (поэмы о вкусе!) очень полезно читать всем, а не только тем, кто решил купить на аукционе коллекцию (погреб) старых вин и угощать ими своих дорогих гостей на торжественных обедах…

Посвятите каждому отдельному чувству день, неделю, месяц. Узнавайте разные цвета и вкусы, запахи и прикосновения, слушайте звуки.

И наконец, Седьмое упражнение

Научитесь снимать пласты грубых повседневных звуков и обнаруживать под ними более тонкие звуковые слои. Учитесь в какофонии дня слышать те звуки, которые мы обычно не слышим, то есть, более тихие звуки.

Для этого вслушивайтесь в каждую возникающую паузу. Старайтесь сами почаще создавать паузы, не заполнять тишину радио, телевизором, пустым разговором.

Отправьтесь в место, где можно услышать «абсолютную тишину». Вы убедитесь, что она не абсолютна! Та картина звуков, которая Вам откроется, будет сокровищем, глубоко спрятанным от взгляда обычного человека, которым Вы уже больше никогда не будете.

Слушайте исполнение классических произведений музыки разными исполнителями – находите разницу в исполнении одного и того же опуса разными людьми. Слушайте одну и ту же мелодию, сыгранную на различных инструментах.

Такие, казалось бы, сугубо прикладные (искусствоведческие) задачи, на самом деле полезны не только и не столько для искусствоведов. Они развивают интеллект в целом и в конечном итоге выводят нас на дорогу успешных людей.


Оставьте комментарий
Социальные комментарии Cackle
Идеи бизнеса под ключ: выгодные франшизы
Франшиза учебного центра "Арт Академия"
Франшиза вендинговых автоматов "iCharge"
Франшиза WAFL - трендовый вафельный фастфуд
Франшиза Milk'n'Ball
Франшиза "Amorem"